Диссертация (1155598), страница 13
Текст из файла (страница 13)
При этом обоснованным выглядит вывод отом, что, разработанные и принятые универсальные договоры в областимеждународного космического права содержат значительную долю положений, неприменяемых на практике143, не работающих или уже не отвечающих требованиямсовременного состояния развития космонавтики и интересам участниковкосмической деятельности, вследствие чего государства стремятся, по их мнению,заполнятьсуществующиезаконодательстванациональнымвнедостаткиобластиинтересам,путемкосмическойкоторыепоройпринятиядеятельности,противоречатнациональногоотвечающегоположениямосновополагающих договоров по космосу.Соглашение о Луне не получило широкой поддержки государств.
Особопримечательным является тот факт, что ни одна мировая космическая держава кэтому соглашению не присоединилась, поэтому Комитет ООН по космосупредложил государствам иной путь: разрабатывать проекты документов,Данный вопрос рассматривается в Комиссии международного права ООН с 2012 г. См. подробнее: Identificationof customary international law. Ways and means for making the evidence of customary international law more readilyavailable dated January 12, 2018 // Документ ООН A/CN.4/710*.142Осницкая Г.А. Доктрина международного права и освоение космоса // Космос и международное право.
Сборникстатей под ред. Е.А. Коровина // Москва: ИМО, 1962. С. 89.143См.: Черных И.А. Арбитраж как средство мирного разрешения споров в области космической деятельности //Евразийский юридический журнал. 2014. №6. С. 120–124.14155утвержденных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и не имеющихобязательной юридической силы – так называемые документы «мягкого права».С 1982 г. по 2000-ые гг. международное сообщество под эгидой ООН принялодокументы «мягкого права» со следующими названиями144:1)Принципы использования государствами искусственных спутниковЗемли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 г.145,которые состоят из 15 принципов.2)Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли изкосмического пространства 1986 г.146, состоящие из 15 принципов.3)Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии вкосмическом пространстве 1992 г.147 Один из наиболее важных документов вобласти обеспечения устойчивости космической деятельности с точки зрения еёбезопасности, беря во внимание, что в самой преамбуле документа сказано о том,что «ядерные источники энергии особенно удобны или даже незаменимы длявыполнения некоторых полётов в космическое пространство в силу своейкомпактности, длительного срока службы и других качеств».
Документ состоит из11 принципов.4)Декларация о международном сотрудничестве в исследовании ииспользовании космического пространства на благо и в интересах всех государств,с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.148, состоящая из 8частей, была принята в развитие положения Договора по космосу о необходимостимеждународногосотрудничествагосударстввобластиисследованияииспользования космического пространства независимо от уровня экономическогои степени научного развития.Исходя из названий вышеуказанных принципов, за исключением положенийДекларации, можно сделать вывод о том, что они регулируют основныеСм.: A Brief Overview of Norms Development in Outer Space // The United Nations Institute for Disarmament Research.Документ ООН CFSP/2012/05/COC-UNIDIR.145См.: Международное космическое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред.
Г.П. Жукова, А.Х.Абашидзе. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 436–439.146См.: Там же. С. 439–443.147См.: Там же. С. 443–450.148См.: Там же. С. 450–451.14456прикладные виды космической деятельности (непосредственное телевизионноевещание и дистанционное зондирование Земли), а также использование ядерныхисточников энергии – сложного научно-технического аспекта, опасного длячеловека и космической среды, но в то же время неотъемлемого при осуществлениикосмической деятельности.В начале XXI в. сложившаяся в Комитете ООН по космосу тенденция поразработке документов-рекомендаций и их принятию в виде резолюцийГенеральной Ассамблеи ООН продолжилась.
Возможно, для того, чтобымеждународное сообщество пришло к волевому решению принять новыйуниверсальный международный договор, необходимо, чтобы прошло значительноеколичество времени. Ведь, например, с начала осуществления морскойдеятельности до принятия четырех Женевских конвенций по морскому праву иодного факультативного протокола 1958 г., а также принятия и вступления в силуКонвенции ООН по морскому праву 1982 г. прошло несколько тысячелетий.Долгое время международное морское право было представлено лишь обычныминормами права.Однако, на наш взгляд, перемены, выраженные в форме принятия документоврекомендательного характера, связаны с невозможностью согласования волигосударств-членов Комитета ООН по космосу.
С 1962 г. и по сей день длясогласования проектов договоров в Комитете ООН по космосу не проводитсяголосования – необходимо достижение консенсуса149, для которого требуетсяединое политическое видение обсуждаемых вопросов. Как писал Г.П. Жуков:«Консенсусноерешениепроблем,международныхкосмическихвозникающихсоглашенийипридеклараций,формулированииспособствовалопревращению ООН в общепризнанный центр разработки международногокосмического права»150.Яковенко А.В.
Актуальные проблемы прогрессивного развития международного комического права: дис. … канд.юрид. наук: 12.00.10 / Яковенко Александр Владимирович. Москва, 1999. С. 14.150Жуков Г.П. 40 лет Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованиюкосмического пространства, включая луну и другие небесные тела // Российский ежегодник международного права,2007. С. 196.14957Сравнивая международную политику на заре эры космической деятельностии международного космического права и в настоящее время, мы пришли к выводуо том, что, к сожалению, сейчас политика негативно влияет на нормотворческиепроцессы.Такимобразом,КомитетООНпокосмосувоизбежаниенесогласованности, обезопасил себя применением метода консенсуса, и, в связи снестабильнойполитической обстановкой,прекратил разработку проектовмеждународных договоров в дальнейшем на долгие годы.
Тогда как в настоящеевремя в повестке дня всего человечества остро стоят такие вопросы, какобеспечение долгосрочности, эффективности и безопасности космическойдеятельности. Реализовывать обозначенные направления необходимо, на нашвзгляд, в том числе путем пересмотра договоров по космосу, несмотря насуществование различных точек зрения в науке международного космическогоправа о такой необходимости. Например, В.С. Верещетин считает, что «Процесссогласования и дальнейшего уточнения различных терминов, понятий иположений Договора по космосу и других соглашений по космическому правуможет быть осуществлен другими средствами, о чем свидетельствует напримерработа UNCOPUOS, завершившаяся принятием Генеральной Ассамблеей ООНрезолюции о применении понятия «запускающее государство»151.Действительно, в связи с тем, что ни один из трёх международных договоров,для которых была возможность внесения изменений через 5-10 лет после ихвступления в силу, не был пересмотрен152, в 2000-ых гг.
были приняты резолюцииГенеральной Ассамблеи ООН, направленные на разрешение существующих и досих пор нерешенных до конца проблем в области международного космическогоправа153, о чем свидетельствуют их названия:Верещетин В.С. Космическое право в общем правовом поле (общность и особенности) // Международное право.2010. № 1 (41). С. 54.152Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу1 сентября 1972 г.) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975г. (вступила в силу 15 сентября 1976 г.), Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от5 декабря 1979 г. (вступило в силу 11 июля 1984 г.).153См.: An Introduction to Space Law: book / Edited by Diederiks-Verschoor I. Second Revised Ed. Alphen aan den Rijn:Kluwer Law International, 1999.
P. 49.151581)На тридцать девятой сессии Юридическим подкомитетом былапринята Резолюция 55/122 от 8 декабря 2000 г.154, в пункте 4 которой затрагиваютсявопросы использования геостационарной орбиты – естественного природногоресурса, расположенного в космическом пространстве.2)10 декабря 2004 г. была принята Резолюция 59/115 «О примененииконцепции «запускающее государство»155, определение которого было закрепленов Конвенции об ответственности и Конвенции о регистрации. Обозначенныемеждународные договоры должны были быть пересмотрены, но вместо этогопоявилась выше обозначенная резолюция.3)по17 декабря 2007 г.
была принята Резолюция 62/101 «О рекомендациисовершенствованиюпрактикирегистрациикосмическихобъектовгосударствами и международными межправительственными организациями»156для освещения неурегулированных Конвенций о регистрации вопросов.4)11 декабря 2013 г.
была принята Резолюция 68/74 «Рекомендации понациональному законодательству, имеющему отношение к исследованию ииспользованию космического пространства в мирных целях»157. Данная резолюциябыла принята в развитие двух ранее указанных резолюций, не является согласносвоей преамбуле толкованием договоров по космосу и не представляет собойкакие-либо предложения о внесении поправок к ним158.Несомненно, обозначенные документы «мягкого права» заслуживают особоговнимания, учитывая важность рассматриваемых в них вопросов: дистанционноезондирование Земли, приносящее блага в народном хозяйстве и угрожающее сточки зрения безопасности для зондируемого государства; ядерные источникиэнергии, применяемые в спутниках двойного назначения и для осуществленияполетов в дальний космос; международно-правовой режим геостационарнойорбиты – уникальной и единственной доступной для человека по своимСм.: Документ ООН A/AC.105/738, Annex III; Международное космическое право: учебник для бакалавриата имагистратуры / под ред.
Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 453–455.155См.: Международное космическое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Г.П. Жукова, А.Х.Абашидзе. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 456–457.156См.: Там же. С. 457–461.157Там же. С. 461–465.158Там же. С. 462.15459естественным свойствам орбите по сравнению с другими видами орбит;содержание концепции «запускающее государство» и регистрация космическихобъектов. Вышеперечисленные категории являются основополагающими вмеждународномкосмическомправе,ониобеспечиваютдолгосрочностькосмической деятельности, но при этом все решения, содержащиеся поперечисленным вопросам в вышеуказанных документах, носят рекомендательныйхарактер.§ 1.3. Современное состояние международного космического праваВ XXI в.