Диссертация (1155485), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Тольков результате переговоров обвиняемого с потерпевшим с подробнымобсуждением всех аспектов преступления и его последствий, с искреннимиизвинениями, принесенными потерпевшему, возмещением ущерба будутЕфремова Н. Н. Традиция примирения в истории обычного права и законодательстваРоссии (дореволюционный период) // Вестник восстановительной юстиции. М., 2011.
№ 8.С. 16.334См., например: Кукушкин М. А. Юридическая конфликтология: вопросы теории ипрактики // Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов : учеб.метод. пособие. Ч. 1 / под ред. М. В. Немытиной. Саратов, 1999. С. 24‒25.335См.: Шихата И.
Альтернативные методы разрешения споров // Российская юстиция.1999. № 3. С. 43.333142защищены и гарантированы права и законные интересы примирившихсясторон336.Как один из способов разрешения конфликтов В. Н. Кудрявцев указывалпосредничество. «Прямая задача любого посредника – организоватьконтакты и переговоры, помочь найти формулу согласия, не унижающуюдостоинства конфликтующих сторон. <…> Весьма полезным являютсясоздание конфликтных комиссий или третейских судов на основе советовпредставителейнационально-культурных,общественныхобъединенийфедерального, республиканского, областного уровней, а также образованиевременныхсогласительныхкомиссийвзонахконфликтов.Рольмиротворчества и посредничества могут играть религиозные общины, советыстарейшин, молодёжные, женские и другие организации»337.Безусловно, маслиат играл и играет важную роль в обществе, но в целомон не мог и не может заменить государственное правосудие, так каксуществуют нарушения и проступки, требующие вмешательства государства.Обоснованно и емко характеризует примирение М.
Н. Абдуллаев 338,определивший вектор научного поиска этноправовых исследований вДагестане. Он предлагает продолжить процедуру примирения и послевынесения подсудимому уголовного наказания.Так, после отбывания уголовного наказания имели место случаипродолжения мести339. В формах и процедурах примирения случившегосяуголовного-правового конфликта заложен достаточно весомый потенциал.Интересна проблема соотношения или генезиса соотношения преступления,См.: Кузьмина О. В. Альтернативные способы разрешения уголовно-правовыхконфликтов в российском праве // Lex russica. 2015. № 1. С. 51‒58.337Кудрявцев В.
Н. Юридическая конфликтология. М., 1995. С. 6–7.338См.: Абдуллаев М. Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовойбазы по регулированию межнациональных отношений (на примере Республики Дагестан)// Юридический мир. 2007. № 12 (132). С. 69‒72; Его же.
Традиционная система права ипроблемы нормативного регулирования межэтнических отношений в Дагестане // Историягосударства и права. 2011. № 21. С. 43–45.339См.: Абдуллаев Н. М., Абдуллаев М. Н. Обычаи и традиционные системы права врегулировании межэтнических отношений в Дагестане // URL: http://www.riadagestan.ru/news/2009/10/17/87354/336143наказания и примирения в обычном праве народов Дагестана, где до сих порудачно используется маслиат в качестве важного способа недопущениявозрастания правонарушений и разрешения конфликтов, безусловно, врамках современного российского законодательства340.А.
Магомедова, приводя реальные факты в подтверждение своеймысли, описывает: «В селении Ашино Ботлихского района кровная местьпослужила началом кинжального боя между двумя тухумами. Платокстарой Патимат остановил бой. Никто не мог разъединить их, и никто несмог после платка продолжить бой. Один из распространенных обычаев:кровный враг приходит к матери убитого им и на коленях просит усыновитьего, что и использовал недавно один из дагестанцев, когда убил сельчанина.Не доводя дело до суда, встав на колени перед матерью убитого им сына, онпросил усыновить его. Процедура очень тяжелая, но, чтобы не пролитькровь, женщины тушат огонь в душе и через “адские муки” совершаютмиротворчество.Так сказала мать убитого сына Эльдара, усыновив кровника»341.Вот так иногда проявлял себя маслиат – вплоть до усыновлениякровника.Как альтернатива наказания кровная месть оказывалась единственнойпрерогативой «хозяев крови» или других обиженных лиц.
По этой причине,если даже кровный враг удален из аула, общества, то родственникипотерпевшего все равно смотрят на такое наказание, как на незаконченноеили же как на отсрочку, если и считают, что преступник не наказан, он неубит, и поэтому его считают кровным врагом.По нашему мнению, такое понимание наказания явилось одной изпричин, обусловивших сохранение в Дагестане кровной мести. ТакимСм.: Традиционные практики урегулирования конфликтов : материалы ежегодногосеминара 2010 – 2014 гг. (сборник).
М., 2014. 252 с.341Магомедова А. Нормы поведения во время конфликтов и войн в Дагестане: традиции исовременность // Традиции народной дипломатии и нормы поведения во время войны иконфликтов на Кавказе : матер. науч.-практ. конф., организованной Кавказским форумомНПО Цахкадзор (Армения) (31 мая − 2 июня 2001 г.). Цахкадзор, 2001. С. 97.340144образом, возникает острая необходимость института примирения дажепосленазначенияиисполнениянаказанияпосуществующемузаконодательству. В современной юриспруденции многие специалистырассматривают примирение виновного с потерпевшим как наиболееприемлемую альтернативу уголовному наказанию.В Дагестане во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. использовалисьпримирительные процедуры в большей степени при кровной мести. КаксвидетельствуетМ.М.Ковалевский,пороймеждувраждующимисторонами устанавливалось перемирие путем усыновления тухумомобиженной стороны представителя виновной стороны: «…семье, к которойпринадлежала жертва совершенного преступления, уплачивается известныйвыкуп и, кроме того, один из взрослых членов рода обидчика вступаетпутем усыновления в род потерпевшего.
С этого времени он будет заниматьв нем место убитого, получит даже его имя, а усыновившая семья наделитего теми же правами и возложит на него те же обязанности, которые имелпокойный»342.Ф. И. Леонтович характеризует маслиат как источник права. По егомнению, маслиат является начальной формой в процессе образованияадатов, потому что у всех кавказских горцев маслиат − это некоесоглашение, это сделка о мире, т. е.
мировая сделка, в случаях отсутствиядругого адата для разрешения конфликта. В то же время Ф. И. Леонтовичобращает внимание на то, что маслиат имеет и другое значение: «В этомотношении маслиат (мир, мировая сделка, наш древний “ряд” ‒ договор) иразбирательство дел по маслиату, или “маслиатное разбирательство”, поисконному обычаю горцев, пользуются у них таким же правом гражданства,как и адат и адатное разбирательство дел»343.Авторделаетпоследовательныйвывод:«Такимобразом,удагестанских горцев “середину” между судом по адату и судом по шариатуКовалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1939.С.
413.343Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. С. 20−21.342145(духовным законам мусульман) занимает решение дел по маслиату, т. е.мировой сделке, при участии посредников, избиравшихся сторонами...»344.То есть, он допускает, что при действии и адата, и шариата дело разбиралина основе маслиата, но надо уточнить, что очень часто в процессепримирения использовались решения, выносимые на основе адата ишариата,ибосторонысоглашалисьспредложеннымвариантомрассмотрения.Как начинался судебный процесс и какие моменты процессуальногоправа были, Ф. И. Леонтович представляет так: «Процессуальные обычаидагестанских горцев требуют, чтобы к разбирательству дел по адату судприступал только после “совета помириться” (маслиата)»345.Обосновывая эволюцию института маслиата, он писал: «Третейство схарактером посреднической функции, вырабатывающей основные началаобычного права, исстари лежит в основе всего судоустройства кавказскихгорцев.
Прибегали к маслиату, или примирению тяжущихся мирилипросьбами, вознаграждениями и уступками. Но и маслиат не могудовлетворять потребностям целой стороны и всяким тяжбам, а внекоторых случаях оказывал даже вред»346.Автор раскрывает причины появления суда стариков. Суд по адатупостепенно перешел в суд стариков, которые осуществляли разбирательствоконфликтов на народных сходках347. Такое же значение имеет маслиат покумыкскому праву: раз состоялось маслиатное решение, всякий должен«беспрекословно исполнить все, что было сделано маслиатом. При такойсиле маслиатных решений, часто повторявшихся в судебной практике, онилегко превращались в постоянные народные адаты»348.Ф.
И. Леонтович уточняет, что кроме мирового разбирательства,Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. С. 20.Там же. С. 20.346Там же. С. 20.347См.: Там же. С. 20.348Там же. С. 20−21.344345146вырабатывающего в форме судебного маслиата, основные начала адатногоправа горцев образуются также во внесудебной практике, а именно в формевечевых маслиатов, на мирских сходках, исстари являвшихся рядом стретействомглавнымиорганамиобычногоправанарода.Так,вдагестанских аулах всегда имеется особое место на площади, куда вустановленные дни собирается по обычаю сельская община (джамаат), дляустановлениямаслиатовпообщественнымделам,нерешаемымсуществующим адатом.
В лице своих старцев община устанавливаетмирской маслиат – соглашение, становящееся основанием народного адатапо данным вопросам. По старым кумыкским обычаям мирская сходка такжерешает общественные дела по маслиату, если на данный случай нетруководящего адата349.Ф. И. Леонтович считает, что «в таком “соглашении” раскрываетсяновое значение и роль маслиата в отношении к обычному праву.Устанавливаяпервыеначалаобразованияадатапутемсудебно-посреднической и вечевой практики, маслиат являлся затем до позднейшеговремени чуть ли не единственной компетентной силой, поддерживавшейдействие утвердившихся, так или иначе, в народной жизни адатов»350.«Путем маслиатного разбирательства, ‒ продолжает Леонтович, ‒разрешались у кавказских народов не только тяжбы и споры междуотдельными лицами, но и враждебные столкновения общин и целыхплемен»351.Соглашаясь в какой-то мере с автором, отметим, что адат не был и немог быть основным источником, так как к этому времени на адатсущественным образом повлиял ислам и шариат.