Диссертация (1155266), страница 21
Текст из файла (страница 21)
– С. 91.83Многие журналисты испытывают прилив сил на начальном этапеосвещения ЧС. Дело в том, что мозг в этот момент, при прибытии на местособытий, в экстремальные условия, обеспечивает увеличение гормоновстресса и адреналина. Они концентрируются на задании и работают большепривычного, часто за пределами своих возможностей. А спустя несколькодней органы, производящие адреналин, истощаются, что нередко ведет кнедостатку энергии и возникновению (временной) легкой депрессии. Однакосерьезность и быстрота реакции на стресс в данном случае, на наш взгляд,зависят от того, насколько близко человек находился от очага событий: чемменьше расстояние – тем сильнее реакция.Психические проблемы могут включать ухудшение внимания,проблемы с памятью, раздражительность и самокритику125.
Тем не менее, мысчитаем, что вышеперечисленное – примеры нормальной реакции наэкстремальные обстоятельства и кризисные ситуации.В медиаиндустрии тематика происшествий обычно доминирует надостальными в новостном блоке, на печатной полосе и в интернет–ленте.Поэтому в профессии журналиста стресс присутствует постоянно, он связан схарактером работы и особенностями готовящегося материала по теме. Нокризисные или экстремальные ситуации необязательно должны быть главнойновостью дня для того, чтобы произвести наибольшее эмоциональноевоздействие.
Ежедневная новостная повестка с распространеннымисюжетами об авариях на дороге, стрельбе, насилии, пожарах и ограбленияхусиливает впечатление, производимое на аудиторию, если новостныесообщения о событиях дополняют графические детали.При этом освещать ЧС необходимо внятно, спокойно и качественно.Когда речь идет о репортажах и прямых включениях на радио и ТВ,грамотные журналисты не добавляют никаких комментариев лично от себя ине оценивают самостоятельно окружающую обстановку126. Тональностьголоса, темп, громкость и иные невербальные элементы общения позволяют125Освещение стихийных бедствий: Позаботьтесь о себе. Источник: Международная журналистская сеть.[Электронныйресурс].URL:http://ijnet.org/ru/blog/%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5–%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D1%85–%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9–%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%8C–%D0%BE–%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5 (дата обращения: 17 октября 2018).126Репортеры в траншеях: Как пережить кризис и стресс.
Источник: Международная журналистская сеть.[Электронный ресурс]. URL: http://www.internews.kz/newsitem/19–06–2009/8209 (дата обращения: 17 октября2018).84корреспонденту выразить больше и, соответственно, вызвать большийрезонанс. Однако во время освещения ЧС журналисты не должны сеятьпанику в обществе на собственном примере. В журналистике чрезвычайныхситуаций не бывает незначительных историй. Если дело касается ЧС,катастроф и стихийных бедствий с последствиями – жертвами,пострадавшими и погибшими, материалы на эти темы обычно становятсяважнее остальных на повестке дня.
К примеру, в вечерней информационнойпрограмме «Время» на «Первом канале» за 18 октября 2018 года выпускновостей был свёрстан так, что первым сообщением стала весть о подготовкежителей Керчи к похоронам жертв трагедии, произошедшей накануне, 17октября, когда в местном Политехническом колледже случился взрыв ипогибли люди127. Новость, с которой начался выпуск, получила название«Горе города–героя», и речь в ней шла о последствиях ЧС: погибших ипострадавших.
Причем далее, в течение недели после трагедии, ведущие икорреспонденты программы «Время» ежедневно возвращались к теме взрывав керченском колледже и начинали с нее выпуск новостей, когда появлялисьновые сведения о ходе расследования данного события.В целях снижения стрессовой нагрузки, которой зачастуюподвергаются журналисты при работе в зоне бедствия, в редакциях СМИсоздаются группы поддержки, которые помогают журналистам преодолетьнеустойчивое стрессовое состояние. Кроме того, помощь и поддержкунередко можно найти у коллег, опыт которых при работе в ЧС выше.Журналисту, работающему в особых условиях с риском для жизни, важновыговориться о том, что с ним происходит, по мере развития событий.Обычно темы материалов слишком болезненные или нарочито страшные,чтобы обсуждать их в кругу близких и друзей.
Тогда беседа с коллегой,побывавшим в подобных условиях, который выслушает и даст практическийсовет, – выход из положения. Разговор с психологом тоже поможетсправиться со стрессом, если проблема становится серьезнее. Опытныепсихологи и специалисты психологической службы МЧС России, к примеру,Ю.С. Шойгу, обучают технике управления стрессом в экстремальныхусловиях. Но прежде всего журналисту нужно проявить заботу о себесамому. При этом в случае необходимости руководители отделов новостей и127Выпуск программы «Время» в 21:00 от 18 октября 2018 г. Источник: сайт «Первого канала».[Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/news/issue/2018–10–18/21:00#1 (дата обращения: 21 октября2018).85происшествий должны быть готовы к замене корреспондента, освещающегоЧС.На психологическое состояние журналистов, работающих при ЧС,влияние оказывают еще и режим питания и сна, а также следование вреднымпривычкам.
Так, журналисты, которые не питаются вовремя на протяжениинескольких дней подряд, оправдывая свое поведение высокой занятостью,испытают еще большие проблемы. Например, если корреспонденты, занятыеосвещением ЧС, хотят подготовить свой организм к повышенным нагрузкам,пренебрегая приемами пищи и отдыхом, они будут ощущать острыйдефицит в плане выносливости.Зарубежные исследователи работы журналистов во время ЧС АннаНельсон (Колумбийский университет, США) и Дэниел Нельсон(Университет Цинцинатти, США) выделяют также ряд других проблем,оказывающих влияние на психологическое состояние журналистов вусловиях ЧС128. Мы проанализировали их и выявили пять основных проблем:1. Некоторые журналисты ощущают чувство вины за то, что они строяткарьеру, по сути, на ЧС и трагедиях.
Люди всегда справлялись скатастрофами посредством создания историй о них и организуя публичноеоплакивание событий. Современные СМИ приняли на себя часть этихфункций. Помогая людям донести свои истории о горе, журналистыпомогают пострадавшим. Репортерам следует изучить техники, которыепозволят избежать нанесения вреда таким образом.2. Когда журналист реагирует на ЧС и готовит об этом материал, стоитпомнить, что большинство людей рано или поздно переживет ее. Даже вслучаях с особенно серьезно пострадавшими прогноз для большинстваблагополучный. Ведь максимальный процент людей физическивыздоравливают после острой эмоциональной травмы в течение четырех–шести недель.
Но в случае потери близких людей сильное чувство горяпродолжается от шести до двенадцати месяцев.3. У тех журналистов, кто близко соприкасается с трагедией, частовстречается чувство нахождения «на периферии»: журналисты сравниваютсебя с коллегами, которые проявляют героизм во время освещения событий,чувствуют себя бесполезными. Журналисты, которые работают далеко от128Освещение стихийных бедствий: Позаботьтесь о себе.
Источник: Международная журналистская сеть.[Электронный ресурс]. URL: http://ijnet.org/ru/blog/освещение–стихийных–бедствий–позаботьтесь–о–себе(дата обращения: 3 июля 2018).86передовой, должны понимать, что они тоже делают очень важное дело иподдерживают работу единой команды. Кроме того, первые новости о ЧСбыстро переходят в новую фазу, становясь аналитическими, дополняяськомментариями экспертов, спикеров, и каждая из них требует отжурналистов разной квалификации и источников.4.
Журналисты считают, что у них не должно быть никакихпсихологических проблем, т.к. они не являются прямыми жертвами ЧС. Наделе многие журналисты испытывают «вторичную травму» в результатесвоих же репортажей. Их работа не позволяет им дистанцироваться отбедствия настолько, насколько и основное население. Более того, медикиначинают признавать, что ЧС и стихийные бедствия могут сформироватьтравмированное население – для такого населения психические проблемы –актуальный вопрос охраны общественного здоровья.5.
Журналисты, работающие при ЧС, не должны считать, что уныние идепрессия – одно и то же. Глубокое уныние – это нормальная реакция на ЧС.Классическое определение депрессии, с другой стороны, включает «чувствобезнадежности, беспомощности и мрачного будущего, которого невозможноизбежать» и которое продолжается более двух недель. Другие признакивключают в себя потерю функциональности и постоянные мысли онанесении вреда себе или другим. Физические реакции могут включатьтошноту и головную боль. Журналисты, врачи, сотрудники отделов почрезвычайным ситуациям и другие специалисты, сталкивающиеся по службес катастрофой и ЧС, могут иметь психологические проблемы спустянекоторое время. Иногда полное восстановление происходит через девять–двенадцать месяцев и позднее, если не удается преодолеть эти проблемы.Быстрое принятие мер по защите уменьшает постшоковую реакцию.Резюмируяпроанализированные выше проблемы, отметим, чтоинформация о ЧС, распространяемая СМИ, обычно содержит стрессовыйкомпонент, транслируемый «фоном» описываемого события и связанный соценкой журналистом последствий ЧС, на аудиторию.
Тогда зрители,слушатели или читатели также становятся носителями психической травмы.Данному процессу способствуют факторы, усиливающие илиослабляющие т.н. травмогенность материалов СМИ129. Речь идет о факторах,129Амиров В.М. Журналистика экстремальных ситуаций (конспект лекций)/ В.М.
Амиров;Гос.федеральное образовательное учреждение, Урал. гос. ун–т им. А.М. Горького, Факультет журналистики,Каф. периодической печати. – Екатеринбург : Изд–во Урал. гос. ун–т им. А. М. Горького, 2008. – С. 12–13.87оказывающих влияние на аудиторию во время освещения ЧС посредствоминструментов СМИ, переносящих тем самым стрессовое состояниежурналистов или участников события в общество.Например, среди факторов, усиливающих воздействие материаловСМИ на аудиторию, мы выделили и проанализировали следующие:1. Показ человека или группы лиц «врасплох» в момент острогогоря/отчаяния, в состоянии паники либо в ситуации унижения,оскорбляющего его человеческое достоинство.В частности, в репортаже «Первого канала» на тему массовых поджоговсельских домов в Новосибирской области осенью 2018 г.