Диссертация (1154964), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Эти две странынастаивают на создании международного порядка, в котором они могутотстаивать свои интересы без ограничений, принуждения и давлениясверхдержавы.В настоящее время Иран и Россия недовольны своим местом и рольюна мировой арене. Они нацелены на стратегию изменения статус-кво длядостижения желаемого положения. Профессор политологии Майкл Смитутверждает,чтовнешнеполитическогобольшаяповедениячастьпротивроссийскогоСШАбылаииранскогоопределенаихидентичностью. Их политика основывается не на материальных требованиях,она была сформирована на основе взаимодействий норм, ценностей,культуры, идеологии и убеждений, которые доминируют в двух странах 111.Несомненно, военное присутствие США в странах, соседствующих сИраном и Россией, создает ситуацию физической опасности как дляИсламской Республики Иран, так и для Российской Федерации.
В такихусловиях обе страны неизбежно хотят ограничить гегемонию США, покрайней мере в ближайших к себе регионах.Таким образом, два вопроса внешнеполитической деятельности СШАпривели к сближению России и Ирана. Во-первых, Исламская Республика110Dehghani Firoozabadi, S. Ontological security in foreign policy of the Islamic Republic of Iran / S. DehghaniFiroozabadi // Journal of Foreign Affairs.
– 2009. – № 1. – P. 65.111Smith, M. European's Foreign and Security Policy / M. Smith // Cambridge: Cambr. Univ. Pr., 2000. – P. 1–16.64Иран и Россия недовольны руководством США на глобальном уровне. Вовторых, обе страны имеют неблагоприятное мнение о влиянии США вЦентральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке. Сирийский кризис яркопродемонстрировал общие позиции политики Ирана и России противэкспансионизма и гегемонии США.
Этот кризис впервые привел Иран иРоссию к военному сотрудничеству в области безопасности на БлижнемВостоке.Профессор МГУ А.Г. Дугин следующим образом характеризуетпроцесссозданиясовременногополитическогоиэкономическогомиропорядка: распад СССР означал одновременно исчезновение и мощнойсимметричной сверхдержавы, и целого гигантского идеологического лагеря.Это был конец одной из двух глобальных гегемоний.
Вся структурамиропорядка с этого момента необратимо и качественно изменилась. Приэтом оставшийся полюс – во главе с США и построенный на основелиберально-демократической капиталистической идеологии – сохранился какявление и продолжил расширение своей социально-политической системы(демократия, рынок, идеология прав человека) в глобальном масштабе. Это иназывается однополярным миром, однополюсным мироустройством 112.Стоит отметить, что как в российской, так и в иранской историографиидостаточно мало обширных научных трудов, дающих четкое представление осценарии функционирования многополярного мира. Тем не менее имеютсятенденции регионализации, которые позволяют говорить о возможныхвариантах такого рода устройства мира.
Вероятнее всего, баланс будетвыстраиваться не между отдельными странами, а между регионами, которыебудут собираться вокруг ядра; другие страны, в зависимости от качественныххарактеристик (международного, экономического и политического веса),будут на определенном расстоянии от этого ядра – так более крупные акторыокажутся в отдаленном положении от центрального ядра региона.Дугин, А.Г. Теория многополярного мира / А.Г.
Дугин // М.: Евразийское движение, Москва. -2013. Сс.2122. URL: http://www.geopolitica.ru/sites/default/files/tmm-new-alltry2.pdf11265Большинство иранских исследователей считают, что международнаясистема находится в стадии перехода от однополярной системы кмногополярной. Из истории мировой политики мы знаем, что распределениевласти постоянно меняется, установившиеся правила и государственныеграницытрансформируются,историческийпроцесснестатичен.Следовательно, как и другие гегемонии европейских государств в прошломвеке, власть США постепенно будет снижаться.Али Акбар Велаяти, бывший министр иностранных дел Ирана, а такжесоветник по международным делам высшего руководителя Ирана, сказал,что, «хотя США действует в условиях собственной гегемонии, во многихслучаях эта страна не имела успеха в достижении своих целей. Яркимпримером является Ближний Восток, а также ситуация в Афганистане, Ираке,Сирии».
Велаяти считает, что Иран, Россия и Китай должны сотрудничать,чтобы создать и установить многополярный мир. Кроме того, он полагает,что Шанхайская организация сотрудничества является инструментом дляразвития многополярного мира 113.Стратегия внешней политики выделяет особую роль международныхорганизацийирегиональныхструктурвсогласованиипозицийигармонизации современных международных отношений и региональныхкризисных явлений. Однако стоит отметить, что в настоящее времябольшинство экспертов не выделяют какую-либо отдельную страну вкачестве противовеса США.Политолог Джахангир Карами считает, что «в прошедшие годы, 1990–2000,международнаясистемаколебаласьмеждуоднополярнойимногополярной системой. Террористические атаки 11 сентября привели навершину политического олимпа США республиканцев, которые поставилистрану в центр мировой политической системы.
США навязала своелидерство и постепенно увеличивала гегемонию на другие страны, но113Velayati, A.A. Iran and the essence of the policy of United States of America / A.A. Velayati // The Journal ofZamaneh. – 2010. – № 2.P.45. (Сноска дана в переводе с фарси)66американская внешняя политика не смогла решить проблемы стабилизации вИраке и Афганистане. Кроме того, экономический кризис капиталистическойсистемы, неуклонный экономический рост Китая, возрождение России привласти президента Путина, глобальные антикапиталистические движения,формирование глобального гражданского общества – все эти факторыпроизвелифундаментальныеизменениявхарактеремеждународныхотношений. Сегодня ни одно правительство единолично не контролируетситуацию в мире. США больше не может править миром в одиночку иопределять будущее мирового порядка»114.Иранские исследователи отмечают истощение политической волиСША в вопросах регионального значения, кризисы и конфликты БлижнегоВостока стали оказывать излишнее влияние на внутреннюю политикустраны.
Неудачи во внешней политике приводят к затормаживаниюнеобходимых реформ в Соединенных Штатах Америки. Единоличныепопытки решить многолетние проблемы региона без участия широкого кругарегиональных акторов, а также без учета интересов втянутых в кризиснеправительственных политических организаций и группировок привели кстагнации внешней политики США и потере статической инициативы.Профессор Университета Флориды Мохиуддин Месбахи (Иран)говорит, что гегемония США после кризиса в Ираке является хрупкой ипроблематичной для руководителей США: «Существуют сложности вформировании будущей международной системы между США, Европой,Россией, Китаем, Ираном и негосударственными субъектами международныхотношений, однако очевидно, что международная система меняется иразвивается»115.«Взгляд на Восток» – концептуальный подход, который характерен длявнешней политики консервативного крыла иранской элиты, тем не менее114Karami, J.
New international order: hegemony, multipolarity or unipolar? / J. Karami // Journal of the DefensePolicy. – 2009.– № 48.(Сноска дана в переводе с фарси)115Mesbahi, M. The features of new world order: Lectures on Political and International Studies Office. –Iran'sForeign Ministry. 15 Febr 2010.67желание достичь баланса между Западом и Востоком, на котором настаиваетлиберальное крыло, так или иначе приводит к внешнеполитическиминициативамИсламскойРеспубликипреждевсегонаВосточномнаправлении.Иранский политик Х.
Талии писал: «Китай, Россия, Индия и Иран – эточетыре державы на Востоке, Западе, Центральной и Северной Азии и частиЕвропы, и они могут предотвратить реализацию однополярного мировогопорядка»116.Одной из наиболее важных внешнеполитических целей Ирана являетсяобеспечение сотрудничества и единства среди четырех упомянутыхгосударств. Несомненно, такой союз может привести мир к многополярнойсистеме и предотвратить агрессию и доминирование сверхдержавы наддругими странами.Как известно, к Ирану применяют большое количество санкций, носамое болезненное для страны – это не ограничения, наложенные СоветомБезопасности ООН, а односторонние санкции США и ЕС.
Такая политикаэкономическогосложившихсядавлениясталамеждународнойвозможнойэкономическойпреждесистемывсегоивсилуструктурыинститутов либерального толка, которые стали безальтернативными послераспада советского лагеря.Иранский политолог С. Фирузабади считает, что многополярнаямеждународная система обеспечивает лучшее условие для прогресса Ирана ичто этот вид международной системы, в сравнении с существующей, меньшепрепятствует развитию Ирана. Это происходит потому, что власть делитсямежду разными полюсами и затрудняет господство одной страны вмеждународной системе117.Talee, H. Iran and the world of unipolar or multi-polar /H. Talee //Journal of Gozaresh.
– 2011. – №100. – P. 19–21. (Сноска дана в переводе с фарси)117Dehghani Firoozabadi, S.J. The foreign policy of the I. R. of Iran: trends and reflections / S.J. DehghaniFiroozabadi // The Journal of Middle Eastern Studies. – 2012. – № 31. – P.
5–40.(Сноска дана в переводе с фарси)68116С точки зрения этого иранского эксперта, Иран, Россия и Китай имеютобщие позиции по таким вопросам, как американская демократия, новыймировой порядок, права человека, борьба с терроризмом, расширение НАТОна Восток и авторитаризм США на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной иЦентральной Азии.
Они могут создать единый фронт – новый полюс силы впротивовес американской гегемонии.Параллельно с контргегемонистским дискурсом и стремлением кустановлениюмногополярнойсистемыИсламскаяРеспубликаИранпреследовала две стратегические цели: 1) обновление восточной политики;2) развитие южного внешнеполитического направления. В рамках политики«взгляда на Восток» Иран пытался создать стратегический альянс свосточными державами, особенно с Китаем и Россией.
В том числе по этойпричине Иран добивается полного членства в ШОС. Кроме того, ИсламскаяРеспублика Иран стремилась расширить связи со странами ЛатинскойАмерики, такими как Венесуэла, Никарагуа, Боливия и другими, которыеимеютантиимпериалистическуюнаправленность.Формированиеконкурентной среды на международной арене, прокладывая путь для влияниярегиональных держав, таких как Иран, может быть возможностью дляИсламской Республики Иран изменить однополярную систему и повыситэкономическую мощь Ирана.С другой стороны, Россия играет активную роль на Ближнем Востоке, вЦентральной Азии и Африке.