Диссертация (1154958), страница 28
Текст из файла (страница 28)
началасьнормализация в обоих направлениях. Это совпадало с общественным мнением,настроенным, скорее, в пользу активизации политики в ЕС, чем сохраненияприо-ритета ориентации на США. Интересна динамка, подтвержденнаясоцопросами. Если в 2004 г. «за» евроинтеграцию высказались 77,4% поляков, а22,5% были против, то в 2008 г. лишь 5% поляков были разочарованысостоянием Польши в ЕС, а 80% отмечали положительные последствиячленства224. Опасения поляков, связанные, прежде всего, с определеннымиэкономическимиограничениями,неоправдались.Дажемировойэкономический кризис не имел серьезных последствий: Польше удалось нетолько сохранить положительную динамику экономического развития, но иусилить ее (рост ВВП в 4,5% в 2011 г.) 225. Это еще раз показало, что польскоеправительство проводило сбалансированную и взвешенную экономическую ифинансовую политику, в частности, совершенно оправданно, как оказалосьвпоследствии, сделало упор на поддержку малого и среднего бизнеса, а такжена тесные отношения с ФРГ.Положительно воспринимало польское общество повышение статуса224Внешняя политика Польши в ХХI в.
/ под ред. С. Билень. Варшава, 2011. С. 125.Динамика роста ВВП Польши в период 1985–2015 гг. URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=poland&table=ggecia&time=2 CIA World Factbook (дата обращения: 21.11.2016).225139Польшивмире,очемсвидетельствовалоизбраниепредседателемЕвропарламента Ежи Бузека, еврокомиссаром по вопросам бюджета ЯнушаЛевандовского, а также председательство в ЕС во второй половине 2011 г.Попытки Польши поддерживать имидж одной из самых стабильных ипредсказуемых стран Европы сказалось и на нескольких амбициозных проектахпоследних лет. Во-первых, политика Польши в НАТО активизировалась, чтоположительно оценивается обществом: в 2012 г.
90% поляков высказалисьодобрительно по этому поводу, тогда как за членство в НАТО в 1996 г.выступало менее 60% населения226. Во-вторых, одним из стратегическихприоритетовлюбого(внезависимостиотего«партийнойокраски»)правительства Польши является получение права на вступление в G-20 –«большую двадцатку» наиболее развитых стран мира.
Уже сейчас онаактивизирует свою деятельность во многих региональных организациях, вчастности, в Веймарском треугольнике и Вышеградской четверке.226Внешняя политика Польши в ХХI в. / под ред. С. Билень. Варшава, 2011.140ЗАКЛЮЧЕНИЕПроцесс демократической трансформации Польской Республики основнойсвоей целью декларировал введение демократических норм и принципов вуправлении государственными делами и утверждения их в обществе.
Одним изключевых институтов, который обеспечил реализацию поставленных задач, былинститутом местного самоуправления. Его становление на начальном этапедемократизации Польши предполагало выполнение двух важных функций: вопервых, взяв на себя большую часть локальных функций, которые до этогонаходились в ведении центральных органов власти, органам местногосамоуправления удалось обеспечить более эффективную их реализацию; вовторых, через привлечение граждан к управлению государственными иобщественными делами на местном уровне удалось обеспечить стабильновысокий рост их политического участия и развития гражданского общества и,как следствие этого, стимулировать политический процесс, направленный наформирование демократической политической системы западноевропейскогообразца.Таким образом, система организации местной власти, которая строилась вПольше в течение постсоциалистического периода, обеспечила созданиесистемы самоуправления, в которой органы власти на каждом уровне имеютдемократические мандаты, полученные на основе свободных выборов.
В ходеадминистративно-территориальной реформы последовательно была созданадецент-рализованная система публичной администрации, которая гарантируетдемократический способ управления.Немаловажнымаспектомфункционированиясовременнойсистемыместного самоуправления в Польше стали весьма широкие хозяйственные ибюджетные полномочия, которые в итоге были отданы низовым институтам141самоуправления (гминам). Сочетание широких хозяйственных прав, отданныхместному самоуправлению, особенно права на самостоятельную хозяйственнуюдеятельность в качестве самостоятельного юридического лица, в том числепредоставление различного рода услуг населению на коммерческой основевместе с утвержденным «негативным» принципом разделения полномочий между регионами и центральным правительством (означающим, что разрешено все,что не прямо запрещено), привели сначала к нулевому балансу бюджетныхрасходов и доходов у большинства региональных органов самоуправления, азатем и к получению ими существенных доходов, которые также не изымалисьцент-ральным правительством, а использовались для дальнейшего развитиярегионов.Процесс формирования системы местного самоуправления, отвечающейвышеописанным стандартам, выявил также и ряд специфических особенностей,которые проистекают как из политической системы постсоциалистическойПольши, так и экономического положения страны, а также влияния на Польшу состороны административно-политических органов Европейского Союза.
Польшаоказаласьнаиболее«национально-центрированной»странойВосточнойЕвропы, которая строила новую систему местного самоуправления всоответствии с принципом институционального гармонизма, заключающегося всовмещении исторической преемственности по отношению к «Магдебургскомугородскому праву», а также польской национальной системы организации«ополья», которая восходит к периоду XII в.
Впоследствии к этим принципамбыладобавленаполитико-идео-логическаяконцепция«самоуправляемойреспублики», созданная еще в период существования Второй Речи Посполитой(1918–1939гг.),котораязатембылавозрожденапредставителями«Солидарности» в процессе их политической и идеологической борьбы справящей Польской объединенной рабочей партией в середине и конце 1980-х гг.Однако после победы «Солидарности» и развернувшемся широчайшеммасштабереформвсейсистемы142государственныхисвязанныхсгосударственным аппаратом институтов власти именно реформа системыместного самоуправления вызвала ожесточенные дебаты на уровне Сеймастраны, что объяснялось категорическим нежеланием большей части «бывшей»социалистической номенклатуры потерять собственные позиции на местах.В итоге процесс сугубо административно-территориальной реформы в странеоказался превращен в процесс, в первую очередь, политический, требующийнахождения определенного компромисса между политическими силами левогои правого спектров.Следующим фактором, повлиявшим на длительность реформ, сталосерьезное падение рейтинга доверия к пришедшим к власти представителям«Солидарности» и лично президенту Л.
Валенсе, что привело к падениюнескольких правых правительств подряд, а также последовавшему за этимренессансу умеренных левых сил во главе со ставшим новым ПрезидентомПольши А. Квасьневским. При этом большинство в Сейме было сохранено запредставителями правых сил, что и привело к весьма растянутому во временипроцессу реформы системы местного самоуправления. Фактически, реформапревратилась в многоэтапную, происходившую в период 1990–1997 гг., когда вупорной политической борьбе и длительных парламентских дебатах взаконодательстве Польши закладывались и прописывались фундаментальныеосновы новой системы самоуправления, и 1997–1999 гг., когда был введенпромежуточный, повятовый уровень организации институтов самоуправления, атакже были определены в полном объеме финансовые права и полномочияорганов самоуправления и был введен принцип субсидиарности в отношенияхмежду центральным правительством и региональными властями.Серьезным, в первую очередь, политическим импульсом, оказавшимблагоприятное влияние на завершение институционализации всей системыместногосамоуправления,сталовступлениеРеспубликиПольшавЕвропейский Союз в 2001 г., а также взятое на себя польскими властями в ходепереговоров о вступ-лении в ЕС обязательство о гармонизации законодательной143базы и политичес-кой практики в области местного самоуправления сположениями, принципами и ценностями, изложенными в Европейской Хартииместного самоуправления.
Успешное и последовательное выполнение Польшейвсех взятых на себя политических и институциональных обязательств привело кросту объемов финансирования со стороны Европейского Союза. В итогеименно Республика Польша стала главным беницифиаром по совокупнымобъемам финансовой помощи ЕС, направленной на развитие польскойрегиональной инфраструктуры, а также развитию и внедрению принциповлокальной демократии и стимулирования межрегионального сотрудничества врамках Европейского Союза, что также положительным образом сказалось напроцессе развития политической и экономической системы страны.По результатам реформирования института самоуправления вместодвухступенчатой системы территориальных единиц (гмина–воеводство) былавведенатрехступенчатая(гмина–повят–воеводство),чтоповлекло,соответственно, формирование гминных и повятных советов, а такжевоеводских сеймиков – представительных органов местного самоуправления иих исполнительных органов, которые выполняли функцию политическоймобилизации общества.
Кроме того, реформирование местного самоуправлениявРеспубликеПольшаспособствовалооптимизацииколичестваадминистративно-территориальных единиц базового и вторичного уровней, чтов целом улучшило уровень управления и качество предоставления услугнаселению.Таким образом, в польском государстве была создана управленческая иполитическаяорганизационнаямодель,котораябазироваласьнадвухподсистемах: правительственной администрации, действовавшей на основецентрализации,исистемыместногосамоуправления,восновуфункционирования которого были положены принципы децентрализации исубсидиарности.Учитывая,чтоподобнаямодельполитическаяиорганизационная и на сегодняшний день функционирует практически во всех144развитых странах – членах Европейского Союза, можно утверждать, что вначале ХХI в. Республике Польша успешно удалось создать систему местногосамоуправления, которая соответствует всем организационным, политическим иэкономическим стандартам, предъявляемым к западноевропейским членамЕвропейского Союза.