Диссертация (1154952), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Правящие режимы и дилемма Короля в арабском мире: обещания ириски иерархических реформ // Фонд Карнеги за Международный Мир: программы БлижнегоВостока, № 88, декабрь 2007. – С. 9-10. (на арабском языке). 65 отказываются признать законность политических партий, и не допускают ихсуществование за исключением Йемена.
Эти страны были способны держатьпод контролем институты. В Бахрейне, к примеру, парламент считаетсяформальным институтом, под жестким контролем правящей семьи, а чтокасается Объединенных Арабских Эмиратов, то принц управляет без всякихограничений.1В странах Персидского Залива в последнее десятилетие, произошли двеволны политических реформ, первая в начале девяностых годов прошлоговека, а другая в начале XXI века. Обе волны проложили политическиесистемы в Персидском заливе на пороге нового этапа, в итоге страныприняли тенденцию в попытке обновить себя после долгих лет стагнации.Основные моменты первой волны реформ заключаются в следующем:Первое, создание совета Шуры (назначенный) в странах, которые не имелиинституты как парламент; второе, выпуск ключевых систем в тех странах, гдене было таких систем.ВтораяволнареформхарактеризоваласьвыпускомпостоянныхКонституций и принятием тенденции общего голосования в качествемеханизма для формирования законодательных органов в некоторыхгосударствах, в которых формируются советы по назначению с увеличениемего полномочий, выбирается метод избирания половины членов Совета илиотмена государственной роли в отборе членов этих советов, а такжерасширение базы политического участия.2Таким образом, можно сказать, что арабские Конституции былисредством заблуждении, как стало ясно и очевидно, парадокс заключается в 1Мария Отави, Мишель Дин.
Правящие режимы и дилемма Короля в арабском мире: обещания ириски иерархических реформ // Фонд Карнеги за Международный Мир: программы БлижнегоВостока, № 88, декабрь 2007. – С. 18. (на арабском языке).2Аль Жумели Хамса. Политическая реформа в странах Персидского залива между стимулами ипрепятствиями // Дар Аль Жинан по публикацию, Амман, 2011. – С. 7. (на арабском языке). 66отличии между тем, что предусмотрено в их конституциях и в ежедневнойрепрессивной практике властных структур.1Периодмежду1988-2010годовхарактеризовалсярутиннойизбирательной активностью.В 2007 году, например, были проведены выборы в законодательныхорганах Алжира, Марокко и президентские выборы в Мавритании, а также внекоторых других арабских странах, таких как Иордания и Сирия.
Выборы варабских странах стали происходить регулярно, и это атрибут демократии, ноособенностью выборов в арабских странах является то, что они происходятбез сущности, то есть без реального участия граждан в процессе принятиярешений. Но с точки зрения общего принципа, есть две выгоды от этихпроцедур.Во-первых, с 1998 г. выборы стали происходить в большинствеарабских стран в целом регулярные и в конкретной дате (раньше выборычасто переносились или вообще не происходили), также появиласьконкуренция за пост президента страны. В результате этой модели,убедительная победа на 99 % уже невозможна. Например, мавританскиепрезидентские выборы в марте 2007 г. президент Сиди Мохаммеда ульдШейху Абдаллахи после двух раундов выиграл 53 % голосов, в то время какпобеда Маауйя ульд Сид Ахмед Тайя на президентских выборах 1997 г.
90,14%. Это также относится к президентским выборам в Тунисе и Алжир, где БенАли и Бутефлики получили меньше голосов, чем на предыдущих в светеконкурирующих более одного кандидата.Вторым выгодным решением от регулярных выборов, являетсяпредоставление возможности демократического сосуществования междуполитическим сообществом и гражданским обществом. Регулярность 1Чарльз Тилли. Демократия.
Перевод Табах Мохаммед Фадел // Арабская организация переводов.Бейрут, 2010. – С. 23. (на арабском языке). 67 выборов обучает людей к политической жизни, и привыкать к конкуренции иучастию.1Таким образом, выборы во всех арабских странах стали рутиннымпредметом, где люди «принимая участие» периодически по истечениюопределенного периода времени зафиксированных в Конституции, непривели к коренному изменению в структуре власти, но это было средством ипроцедурой, чтобы заново создать ту же самую власть. Главы арабскихрежимов понимают, что выборы являются демократическими стандартамиуправления, и в свете возрастающего внешнего давления на принятиедемократических тенденций, элиты используют выборы, чтобы придатьновую легитимность самому себе для длительного нахождения у власти. И посути, проблемы арабского региона в целом заключаются не в наличии илиотсутствии выборов, но в их сущности, поскольку правящие элитыпревратили их в способ контроля и управления.СапроноваМ.А.отметила,что«Периодомдинамичногоконституционного развития в арабском мире являются 90-е годы ХХ века иначало XXI века».2 «В середине XX века, после Второй мировой войны,начинается конституционное развитие в большинстве арабских стран, конецХХ в.
– это период принятия конституций: 1991 г. – в Йемене, 1996 гг. – вАлжире и Омане, 1998 г. – в Судане, 2002 г. – в Бахрейне, 2003 г. – в Катаре идр. Внесены значительные поправки в основные и действующие законы вконституцию Ливана – в 1990 г., в конституцию Марокко – в 1996 г. и др. В1992 году в Саудовской Аравии была закреплена система органовгосударственной власти в документе, принятом королем и названномконституцией страны, – «Основы системы власти». Стоит подчеркнуть, чторанеезакономерностиконституционногоразвитияарабскогомира 1Ларби Садики, переосмысление арабских Демократизаций: Выборы без демократии // Центрарабского единства исследований.
Бейрут, 2010. – С. 136-137. (на арабском языке).2Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституция. – М.: Московский государственныйинститут международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия»(РОССПЭН), 2001. – С. 56. 68отличались от современного этапа, поскольку тогда они зависели отхарактера их социальной ориентации, а в данный момент большинствоарабских стран в своих конституциях провозглашают предрасположение кобщепринятым принципам и нормам защиты прав человека, Уставу ООН идругим международным организациям»1.Таким образом, при анализе Конституций в арабских странах,выявлено, что существуют общие черты и особенности, объединяющиеарабскиеКонституции.Чтокасаетсяконституционногоопределенияидентичности государства, то все арабские Конституции, за исключениемливанской Конституции 1926 г., предусматривают ислам в качествегосударственнойрелигииизаконодательства,ауказываюттакжеявляютсянаосновнымисточникомисламскуюидентичностьгосударства, как в случае с государствами Персидского залива во главе сСаудовской Аравией, Оманом и Бахрейном.2 Некоторые Конституции дляидентификации идентичности ссылаются на арабскую националистическуюсоставляющую такую как самобытность иязык.
Большинство арабскихКонституций предусматривают, что официальным языком является арабскийи указывают на арабскую идентичность, примером могут послужитьКонституции Объединённых Арабских Эмиратов 1971 г., в которойобозначено, что «официальным языком ОАЭ является арабский, а эмиратскийнарод является частью арабской нации». В Конституциях Иордании и Египтаотмечено также, что арабский язык является государственным, а народы этихгосударствамиявляютсячастьюарабскойнации.Втовремяпреимущественно в Конституциях арабских стран Магриба подчеркиваютсярегиональные связи, например, Конституция Туниса гласит, что «тунисскийнарод полон решимости и привязанности к единству стран арабского 1Сапронова М.А.
Арабский Восток: власть и конституция. – М.: Московский государственныйинститут международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия»(РОССПЭН), 2001. – С. 56.2Аль-Асири Абдулрида Али. Ислам в Конституции государств Персидского залива // арабскийжурнал политических наук, № 13, зима 2007. – С.
123-146 69 Магриба, а также принадлежности к арабской семье», а алжирскаяКонституция указывает на приток многочисленных цепей алжирскойидентичности «алжирское государство земля ислама, а также неотъемлемаячасть большого арабского Магриба, арабской земли, ноявляетсясредиземноморской и африканской страной».1Фахрутдинова Н.З. отмечает, что «Отличительной чертой новыхконституций является увеличение объема и усложнение внутреннейструктуры, введение глав, посвященных правам, свободам и обязанностямграждан.