Диссертация (1154631), страница 7
Текст из файла (страница 7)
164.Там же. – С. 54 – 55.Бобо Ло. Оси удобства. Москва, Пекин и новая геополитика. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. –33Россия, являясь одним из основных поставщиков энергетическихресурсов на мировой рынок, ведет активный диалог с крупнейшимистранами-потребителями, транзитёрами и производителями данных ресурсов,а также с международными организациями, такими как ОПЕК, Форум странэкспортеровгаза,Международное энергетическое агентство(МЭА)иШанхайская организация сотрудничества (ШОС).За последние пятнадцать лет на мировом рынке изменилась географияразмещения основных центров производства и потребления энергоресурсов иэнергопотоков.
В частности, произошло относительное сокращение долиЕвропы и Северной Америки и увеличение доли азиатских стран, преждевсего, регионов Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Индия иПакистан, Южная Корея, Япония, Индонезия) в торговле, производстве ипотреблении угля, электроэнергии, нефтегазовых энергоресурсов. Этосказывается на изменении направлений и плотности мировых энергопотоков,поскольку сместились центры добычи и потребления, а также основные путидоставки энергоресурсов.Уникальное географическое положение Российской Федерации вцентре Евразии, в двух частях света объективно обусловливает активизациювнешнеэкономического сотрудничества одновременно с Европой и Азией.Что касается последней, то рынки АТР являются наиболее динамичноразвивающимися, и в будущем в этом обширном регионе ожидаетсяособенно впечатляющий рост потребления энергоресурсов.
Если в настоящеевремя на долю Азии приходится четвертая часть мирового потреблениянефти, то в следующие 20 лет этот показатель увеличится почти вдвое. К2020 г., как представляется, Азия будет покрывать до 4/5 своих потребностейв нефти за счет импорта. К настоящему времени государства АТР закупают2/3 нефти для обеспечения нужд внутреннего рынка. По оценкамМеждународного энергетического агентства (МЭА), спрос на энергоресурсыв странах АТР увеличивается намного быстрее, чем в странах всех других34мировых регионов: потребление нефти – ежегодно на 3,5%, природного газа– на 5%75.Для России Азиатско-Тихоокеанский регион чрезвычайно значим нетолько в энергетическом плане, но и в общеполитическом. Так, например, вВосточной Азии и АТР в целом, в непосредственной близости от российскихграниц, размещены мощные вооруженные группировки ряда крупнейшихгосударств, тлеет ряд опасных локальных конфликтов, сопровождающихсяпрактически неконтролируемым наращиванием вооружений.
Обстановкаусугубляется тем, что чрезвычайно богатые природными ресурсамиобширныедальневосточныетерриторииРоссиималонаселеныипрактически не освоены.Важно отметить также, что Азиатско-Тихоокеанский регион важен дляМосквы в геостратегическом плане и вследствие повышенного интереса кнему со стороны США. Вашингтон обеспокоен растущим влиянием Китая вАТР,прилагаетскрытыеусилияпоискусственномунагнетаниюнапряженности в Южно-Китайском море и на Корейском полуострове, чтовынуждает официальную Москву и Пекин уделять особое вниманиевопросам безопасности в данном регионе.Разумеется,Россиянеможетоставитьбезвниманиястольперспективный с точки зрения энергодиалога регион. Во-первых, развитиевзаимодействия со странами АТР позволит снизить риск монозависимостироссийского энергетического сектора от экспорта энергоносителей в Европу,а также обеспечить «гарантированность спроса» и новые рынки сбыта вусловиях всё большей энтропии на мировых рынках энергоносителей.
Важноотметить, что в последнее десятилетие Россия уже увеличила экспорт нефтив Азию с 3 до 15% от общего объема экспорта76.75Томберг И. Энергодиалог Россия – Китай: новые тенденции // Аналитические записки Российскойгосударственной радиовещательной компании «Голос России». – М.: «ГЛОССА-ПРЕСС», 2006. – С. 19.76A Chronology of Russia's Rekindled Alliance with China // Stratfor Analysis, October 14, 2014(https://www.stratfor.com/analysis/chronology-russias-rekindled-alliance-china)35Кроме того, Россия крайне заинтересована в развитии своего ДальнегоВостока, региональная экономика которого испытывает ряд трудностей.
Всентябре 2007 г. приказом Министерства промышленности и энергетикиРоссийской Федерациибыла утверждена Восточная газовая программа.Координировать деятельность по реализации Программы Правительство РФпоручило ОАО «Газпром». Запасы и ресурсы газа Восточной Сибири иДальнегоВостокапозволяюторганизоватьновыекрупныецентрыгазодобычи, обеспечивающие на длительный срок внутренние потребностивосточных регионов России и экспортные поставки в страны АзиатскоТихоокеанского региона.
Помимо этого, на Дальнем Востоке быстропротекаютвызывающиеопасенияпроцессыдепопуляции,деиндустриализации. Многие российские исследователи и политики ужедаже говорят об угрозе дезинтеграции России. В этой связи программаосвоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, составляющих около 60%территории России, а также проект прокладки Восточного нефтепровода,которыйсвяжетСибирьстихоокеанскимпобережьем,становятсянеотъемлемыми факторами подъема экономики восточной части России. Приэтом важно подчеркнуть, что Китайская Народная Республика весьмазаинтересована в инвестировании средств в геологоразведку и добычу нефтив Восточной Сибири, о чем не раз заявляли высокопоставленные китайскиепредставители.Необходимо отметить, что развитие восточных регионов России иинтенсивное углубление ее связей с соседними государствами дальновиднорассматриваются российским руководством как две взаимосвязанныестратегические цели.
С одной стороны, наращивание сотрудничества сдальневосточными государствами будет служить мощным инвестиционными кооперационным инструментом подъема российской Сибири и ДальнегоВостока. С другой стороны, этот подъем должен стать катализатором36интеграции России в пространство АТР, а также фактором совместногоразвития с соседями и партнерами Российской Федерации77.Наконец, стремление России перенаправить свои нефтегазовыеэкспортные потоки с Запада на Восток связано также с изменениемгеографиидобычиуглеводородов:истощающиесятрадиционныеместорождения на западе Сибири уступают место вновь открытым наКрайнем Севере и Востоке Сибири.
Более того, роль России в АзиатскоТихоокеанском регионе уже ощутима. Так, Япония всегда была крупнымимпортером энергоносителей, но потеря мощностей атомной энергетики врезультате катастрофы на ядерной электростанции «Фукусима» в 2011 г.вынудила Токио резко увеличить импорт энергоресурсов. После трагедиипотребление природного газа в Японии увеличилось более чем на 30 %, до120 млрд куб. м78. Стране также пришлось искать новых поставщиков нефти,так как она сократила импорт иранской нефти под давлением СоединенныхШтатов Америки. Так как японские энергетические потребности растут,Токио рассматривает вариант обращения к России с просьбой увеличенияпоставок. Кроме того, Китай и Южная Корея также увеличивают своиимпорт российской нефти и ведут переговоры об импорте природного газа.Токио не хочет оставаться в стороне от растущей российской динамики вАзии.«Сдвиг» энергетической стратегии Москвы в сторону Азии являетсяодной из главных причин возрастающей роли Российской Федерации вТихом океане (Приложение 1).Традиционно 75% экспорта нефти и 78% экспорта природного газапоступали из России на европейский рынок.
Поскольку наибольший вклад вбюджет России вносит энергетика, которая является основой для её77Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени. – М.: ИД«ФОРУМ», 2014. – С. 36.78Russia'sIncreasingEnergyRoleInAsia//Stratfor,May1,2013(https://www.stratfor.com/image/russias-increasing-energy-role-asia)37экономики, официальная Москва начала пристально смотреть на Восток,чтобы компенсировать любое снижение спроса со стороны Европы.СближениесостранамиАзиатско-Тихоокеанскогорегионадляофициальной Москвы обусловлено появившаяся в начале XXI векавозможность(хотьигипотетическая)широкогораспространения«сланцевого бума» из Соединенных Штатов на Евросоюз и другие регионымира.К 2010-м гг.
«горючие сланцы» оказались не только объектомвсестороннегообсужденияразличныхспециалистов,ноиповодом«переворота» в мировой газовой отрасли и – более того – на геополитическойарене. Сланцевый газ – это разновидность природного метана, которыйнаходится в небольших естественных нишах толщи сланцевого слояосадочной породы планеты. Запасы отдельных таких ниш невелики, нообширны по совокупной площади сланцевых залежей, которые присутствуютповсеместно. В результате, казалось бы, любая энергозависимая страна прииспользовании определенных (сегодня дорогостоящих и экологическинебезопасных) технологий способна обеспечивать себя этим энергоресурсом.В 2007 г. стал достоянием широкой научной общественности прогнозНациональный совет по нефти США о том, что мелкие залежи сланцевогогаза в европейских странах могут оцениваться до 15 трлн куб., что более чемв 2 раза выше доказанных запасов традиционного природного газа79.
Залежигорючих сланцев, видимо, расположены по всей Европе – в Голландии и ФРГи даже в островном Соединенном королевства, а на шведской и полькойтерриториях уже начаты необходимые геологоразведочные изыскания. Вэкспертном сообществе многие утвердительно поговаривают, что вобозримой перспективе «горючие сланцы» будут добывать на Украине и вТурецкой республике. В результате, очевидно, изменится существующий79Shale Gas in Europe: A Revolution in the(http://www.gasstrategies.com/files/files/euro%20shale%20gas_final.pdf)Making?GasStrategies201038баланснаевразийскомрынкегазовыхресурсов.Очевидно,чтогеологоразведка сланцевого газа в Европейском континенте лишь начата,однако налицо ряд обстоятельств, тормозящих его активную разработку вближайшее время. Вмесите с тем, если европейские страны достигнут успехав масштабном извлечении горючих сланцев, то Российскую Федерацию ждетеще большая энтропия на европейском направлении трубопроводныхпоставок её традиционного природного газа.80Ряд экспертов полагают, что бум по поводу «горючих сланцев»проявил себя в силу политизированности глобальной энергетической сферыи, как результат, искусственно созданного ажиотажа, что, на самом деле, этопопросту «мыльный пузырь», надуваемый для подрыва стабильностиглобального рынка топливно-энергетических ресурсов и резкого падения ценна голубое топливо81.