Диссертация (1154631), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Belfer Center forScience and International Affairs, November 2014. Р. 3.60Вутянова Я.В. Энергетическая политика как фактор геополитического влияния России: дисс. …канд. полит. наук/ 23.00.02/ Вутянова Яна Валерьевна. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. – С. 54.61Зайцев М. С. Место союзных республик в топливно-энергетическом комплексе накануне распадаСССР // Россия и мир: история, политика, культура, образование.
Материалы XVI Всероссийской научнойконференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 16 апреля 2014 г. - М.: РУДН, 2014. С. 172-178; Гребениченко С. Ф., Зайцев М. С. Нефтегазовые взаимоотношения стран СНГ в Прикаспийскомрегионе // Там же. С. 145-150.27данного периода стала Энергетическая стратегия России до 2020 г., котораявпервыесодержаларазработанныекурсывнешнейирегиональнойэнергетической политики. «Документ… предусматривал реализацию такихстратегических задач, как рост добычи нефти и газа, увеличение экспорта сцелью обеспечения экономического роста страны и укрепление статусаРоссии в качестве надежного поставщика энергоресурсов на мировойрынок»62.В декабре 2005 г.
президент России В.В. Путин провозгласил новыйкурс развития страны, нацеленный на превращение Российской Федерации в«драйвера»мировойэнергетическойсферыигарантатопливно-энергетической безопасности трансатлантического региона63.Я.В. Вутянова также отмечает, что в ходе второго этапа Топливноэнергетический комплекс России развивался преимущественно медленнееосновныхпрогнозныхтенденций,предусмотренныхЭнергетическойстратегией до 2020 г. «За этот период при увеличивающемся спросе наосновные энергоресурсы не удалось обеспечить снижения уровня износаосновных фондов и внедрения новых технологий.
Причина заключалась втом, что Стратегия не учитывала низкий технологический уровеньроссийской экономики, в ней не было прописано четкой методологии имеханизма внедрения инновационных технологий, что означало перерасходимеющихся средств и ресурсов на эксплуатацию устаревших технологий»64.Третий период начался в 2009 г. и продолжается по сей день.
Наданном этапе формирование государственной энергетической политикиРоссии базируется на Энергетической стратегии, рассчитанной до 2030 г.В соответствии с Энергетической стратегией России на период до2030 г., утвержденной российским правительством в 2009 г., цельэнергетической политики Российской Федерации – это «максимально62Вутянова Я.В. Указ. соч.
– С. 54–55.Там же. – С. 55.64Там же.6328эффективноеиспользованиеприродныхэнергетическихресурсовипотенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики,повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению еевнешнеэкономическихпозиций»65.Согласнодокументу,основныминаправлениями развития энергетической сферы являются:переходнапутьинновационногоиэнергоэффективногоразвития;изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;создание конкурентной рыночной среды;интеграция в мировую энергетическую систему66.Практический механизм реализации указанных целей включает в себясовершенствование нормативно-законодательной базы функционированиятопливно-энергетического комплекса, налоговую, ценовую, таможенную,антимонопольную политику67.Внешнюю топливно-энергетическую стратегию Российской Федерацииможноохарактеризоватькакразновекторнуюимногоплановую,использующую разнообразные методы и принципы: переговорный процесс,договоренности, заявления о намерениях, согласительные документы,официальные и неофициальные встречи на различном уровне и многоедругое.
В переговорном процессе российская энергетическая дипломатияохотноидеткомпромиссы,еслиониспособствуютустановлениюпартнерских отношений и являются выгодными для обеих сторон.Российский исследователь С.А. Кондаков выделяет два уровняприоритетов в российской энергетической дипломатии – глобальнаястратегия и операционная тактика68.65Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р (http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/)66Там же.67Вутянова Я.В. Указ.соч. – С. 56.68Кондаков С.А.
Энергетическая геополитика России. – М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. –С. 137.29На стратегически приоритетном (высшем) уровне ключевой цельюуглеводороднойдипломатииРоссийскойФедерацииопределяетсямобилизация ресурсных возможностей её экономики для реализациивнешнеполитических интересов страны, которые заключаются в сближенииМосквы с ведущими мировыми и региональными лидерами, поискеустойчивыхсоюзниковинадежныхпартнеров,обеспечениигеоэкономического и геополитического присутствия Российской Федерациив различных регионах мира, а также для задействования арсеналаэффективных внешнеэкономических средств для достижения ощутимыхвнешнеполитических результатов как от российских союзников, так и отоппонентов на международной арене.
Действительно, энергетическийпотенциал России существенно определяет ее роль в планетарнойгеополитике: неслучайно Россия является активным участником ведущихмеждународных организаций и группировок. Кроме того, РоссийскаяФедерация во внешнем топливно-энергетическом курсе умело пользуетсяподдержкой стран-драйверов углеводородного экспорта, цели которых частои по многим позициям оказываются крайне близкими к российским69.На операционном уровне внешние энергетические дипломатическиеусилия Российской Федерации нацелены, прежде всего, на защиту интересовроссийских компаний, экспортирующих углеводороды, на расширениеареалов их сбытовых операций, на рост и диверсификацию нефтегазовыхпоставок на мировые рынки, на обеспечение стабильного, причем,существенно высокого уровня цен на углеводородные продукты, т.
е.устойчивой прибыли российских добывающих топливно-энергетическихкомпаний, а не стран-транзитёров российской нефти и газа или жемеждународных компаний-посредников. Эти усилия официальной Москвы,разумеется, не могут совпадать с устремлениями стран, импортирующих69Там же. – С. 137 – 138.30российскиеуглеводороды,постояннополучатьихподразличнымиполитическими предлогами по неестественно заниженной стоимости. Втаком геоэкономическом контексте страны-импортерыособенноевропейские,всемерноприлагаютуглеводородов,коллективныеусилиявоздействия на своенравную Россию, привлекая для этого различного родакруги международного лобби. Российская Федерация пытается учитыватьпозиции стран-импортеров углеводородов, вместе с тем, исходя изнациональных интересов умело противостоит усилиям давления на себя, инесмотря на то, что стремится достичь баланса интересов на международномнефтегазовом рынке, последовательно и твердо обеспечивает защиту своихприоритетовиинтересоввгеоэкономическом,субрегиональномимежгосударственном форматах взаимодействия70.После угрозы срыва поставок газа в европейские страны черезтерриторию Украины в 2006 г.
Россия разработала стратегию подиверсификациитранзитныхмаршрутов,позволяющуюосуществлятьпоставки нефти крупнейшим европейским покупателям, не попадая при этомв полную зависимость от неожиданно меняющегосяполитическоговолеизъявления транзитных стран. Российская стратегия диверсификациирассчитана также на то, чтобы расширить клиентскую базу и начать меньшеполагаться на Европу.В связи с вышеозначенным принципиально новым направлениемгазовой политики России у неё появилась возможность развития добычи иэкспортаприродногогазавсжиженномвиде(СПГ),основныминаправлениями для внешних поставок которого, видимо, станут государстваАзиатско-Тихоокеанского региона.
Как отмечает Я.В. Вутянова, в 2009 г. наострове Сахалин запущено в строй первое предприятие по сжижениюдобываемого газа ежегодной мощностью до 9,6 млн тонн71. Использование7071Там же. – С. 138 – 139.Вутянова Я.В. Указ. соч. – С. 58.31морских маршрутов для доставки СПГ предоставляет больше возможностейдля диверсификации поставок, так как не порождает зависимости от транзитачерез территорию третьих стран, а также не требует длительныхмежгосударственных согласований по вопросам прокладки трубопроводов.Электроэнергетика также является одним из основных направленийразвития российского энергетического сектора.
В стране действует около 600тепловых (на угле, мазуте, газе и торфе) и более 100 гидравлическихэлектростанций.Важно отметить, что российской энергобезопасности угрожаютнегативные факторы экономико-демографического и природно-техногенногохарактера, что подчас ставит под удар её репутацию как надежногоэкспортера углеводородов на мировой энергетический рынок. Так, например,порядка 60 – 95% важнейших энергетических ресурсов России расположеныв северных и восточных малозаселенных и трудно доступных территориях (взаполярье и приполярной зоне, на морском шельфе, в том числе в Арктике),что естественно детерминирует повышенные расходы на добычу, первичнуюпереработку и безопасную транспортировку нефти и газа. В результате долязатрат на добываемые энергоресурсы в России составляют 4-4,5% валовоговнутреннего продукта, что почти в 5 раз выше среднемирового показателя72.В число внешних экономических и геополитических условий,оказывающих отрицательное воздействие на уровень энергоэффективностиРоссийской Федерации, следует также включить следующие:неустойчивость цен на мировых энергетических рынках;дискриминационнаяполитикарядагосударствимежгосударственных организаций по отношению к РоссийскойФедерациинаглобальныхоборудования и технологий;72Кондаков С.А.
Указ. соч. – С. 51.рынкахэнергетическихресурсов,32препятствованиетретьимистранамииспользованиютрубопроводной системы на территории стран-транзитёров с цельюсокращения транспортировки экспортируемых Российской Федерациейэнергетических ресурсов;усилия ряда международных структур и транснациональныхкорпораций выбить у Российской Федерации преференции доступа к еёэкспортным трубопроводным системам, тем самым снизить участиероссийскойсторонывприбыляхмеждународныхкомпаний,осуществляющих извлечение топливно-энергетических ресурсов изнедр России;созданиевсевозможныхпрепятствийсвободноговыходанефтегазовых компаний России на зарубежный рынок геологоразведкии добычи углеводородов73.Обращает на себя внимание мнение китайского аналитика, эксперта помеждународным отношениям Бобо Ло, который считает, что для России в еевнешней энергетической стратегии существует «три основных задачи:максимальное обеспечение государственного благосостояния и личнойвыгоды; признание России надежным поставщиком энергии и ключевымигроком международного сообщества; проецирование силы»74.Одно из главных условий того, что Российская Федерация останетсяведущим игроком на мировом рынке углеводородов, будет активноучаствовать в развитии рынков электроэнергии и угля и упрочит своипозиции в мировой атомной энергетике, – это сохранение стабильныхотношений с традиционными потребителями российских энергоресурсов иформирование столь же устойчивых отношений на новых энергетическихрынках.7374С.