Диссертация (1151185), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Существуют различные подходы крешению этого вопроса. Субъективная сторона преступления по российскомууголовному праву представляет собой психологическую сторону совершаемогодеяния и выражается в определенном эмоциональном отношении субъектапреступления к деянию и его последствиям, в мотивах, целях и эмоциях.Субъективная сторона – обязательный элемент состава преступления наряду сдругимиэлементами:субъектом,объектомиобъективнойсторонойпреступления. При этом законодательно закреплено (ст. 8, ст. 29 ч.
1 УК РФ), чтоотсутствие хотя бы одного из указанных элементов «рушит» весь состав. Оттого, как трактуется понятие преступления и его важных элементов, зависитрегулирование институтов общей части и норм особенной части уголовногоправа Российской Федерации (далее – УК РФ), содержание и направленностьуголовной и уголовно-правовой политики государства. В ряде стран, например, вСаудовскойАравии,уголовноеправопродолжаетоставатьсянекодифицированным. Но и там, где имеются уголовные кодексы, нельзяговорить о полной его кодификации, ибо наряду с кодексами там продолжаютиспользовать отдельные законы уголовно-правового характера.
Уголовное правоисламских государств по своему существу является неотъемлемой частьюмусульманской религии на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, а13также в некоторых странах Юго-Восточной Азии. В мусульманском уголовномправе совпадают понятия «грех» и «преступление», а само оно отражаетосновныеценностиислама(религию,жизнь,разум,деторождение,собственность). Защита религиозных устоев – основная задача мусульманскогоуголовного права. Обязательность соответствия законодательства (в т.
ч. иуголовного) нормам ислама закреплена в ряде мусульманских государств наконституционном уровне. Несмотря на большое количество стран, населениекоторых в основном исповедует ислам, далеко не все они входят в системумусульманского права. Так, Турция является светским государством, адействующее уголовное законодательство этой страны сформировалось подзначительным европейским влиянием.Из этого следует, что уголовные преступления, как и другие запретные,порицаемые и неодобряемые поступки, определяются шариатом как нарушение«границ Аллаха» («худуд Аллах») 2. По мусульманскому праву, преступлениедолжно быть непременно совершено, чтобы виновный в нем понессоответствующее наказание. Что же касается покушения на преступление, то вмусульманском праве указаний на это условие виновности не найдено.Мусульманское право не создало четкой, законченной системы уголовногоправа.Поскольку оно основано на принципах религии, в нём смешиваютсяпонятия уголовного преступления и греха.Таким образом, понятие преступления в мусульманском праве носитрелигиозный характер.
Четкой границы между собственно религиознымипроступками (грехами), с одной стороны, и преступлениями, с другой стороны, вмусульманском уголовном праве не было. Такое своеобразное определениепреступления объясняется многими востоковедами, в частности УильямомМонтгомери Уоттом и Пьером Какиа, тем, что оно основано на шариате:«мусульманской концепции права, которая во многом отличается от каких-либо2Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – М.: Вост. лит., 1963. – С.
449.14других»3. Если обобщить изложенные определения понятий преступлений«худдуд», «кисас» и «тазир», то можно дать следующее толкование. По мнениюизвестного суданского юриста Абдалла Ахмеда Аль Найма, на основаниилюбого определения понятия преступления невозможно установить, какиедеяния требуют уголовно-правового запрета, так как одно и то же деяние можетбыть признано или не признано преступным лишь в зависимости от волизаконодателя 4.
Если по УК РФ преступления в зависимости от характера истепени общественной опасности подразделяются на преступления небольшойтяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие, токлассификацияпреступленийпомусульманскомууголовномуправуподразделяет их на три категории: «худдуд», «кисас» и «тазир».Многие авторыограничивают свои исследования понятиями преступлений «худдуд», «кисас» и«тазир» и не дают обобщенного определения основных элементов составапреступления, как это предусмотрено общей частью уголовного закона РФ.Преступность деяний, подпадающих под перечисленные категории, нередкопрямо установлена в уголовном законодательстве государств мусульманскойсистемы. Имеются случаи, когда уголовный закон содержит указания только напреступления категории «тазир», а ответственность за преступления категории«хадд» и «кисас» определяется в соответствии с нормами некодифицированногомусульманского права (например, ст. 1 УК Объединенных Арабских Эмиратов1987 г.).Из этого следует¸ что подобное определение не содержит всех основныхпризнаков преступления, оно лишь перечисляет виды деяний, ответственностьза совершение которых установлена в уголовном законодательстве.Важнейшим вопросом в мусульманском праве является проблема формывины.
Правонарушения, проступки и преступления имеют различия, во-первых,Уот У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. – М.: Вост. лит., 1976. – С. 65–66.Абдалла Ахмед Аль Найма. Уголовное право Судана. Общая теория уголовной ответственности.– Умдурман, 1986. – С. 19 (на араб.языке).3415по форме вины и, во-вторых, по степени тяжести наказания, которые, в общемто, зависят от разного уровня общественной опасности этих действий, но влюбом случае, какой бы ни была степень опасности совершенных деяний,арабские законодатели считают, что совершившие их подлежат уголовнойответственности. В действующем УК РФ в понятии «преступление» отраженывсе четыре обязательных его признака – виновность, общественная опасность,противоправность и наказуемость.
В ныне действующем УК Иордании (ст.55)определенытолькодвапризнакапреступления:противозаконностьинаказуемость. Среди других нормативных положений УК Иордании (ст.6. 67), атакже в правовой системе некоторых арабских стран можно выделить еще одинфактор, свидетельствующий о преступлении – виновность.
Вместе с темнекоторые арабские правоведы утверждают, что такая неоднозначная трактовкапонятия преступления в уголовном законодательстве этих стран вполнедопустима. Например, один из арабских законодателей Али Абдуль-Кадер ЭльКахваджи подчеркивает, что невозможно дать общую и достаточно точнуюзаконодательную формулировку преступления, чтобы в ней были отражены всенеобходимые элементы, ему свойственные. Однако в его трудах все-такисформулирована такая дефиниция: «Преступление – это волевое поведение,запрещенное законом под угрозой наказания» 5.При разработке теории правонарушения мусульманские правоведыисходили из двух основополагающих философско-богословских начал.С одной стороны, онисчитали, что все поступки, намерения и даже мыслилюдей в той или иной мере предопределены волей Аллаха.И с другой стороны, несмотря на это, по мнению многих представителейсамых разных мусульманских правовых школ, эти нормы, установленные«божественным откровением», все-таки достаточно гибкие, и это даетвозможность человеку во многих ситуациях делать самостоятельный выбор.Али Абдель-Кадер Эль-Кахваджи.
Уголовное право. Общая часть. – Бейрут, 1994. –С. 29–30 (на араб.языке).516Вследствиеэтогонарушениемлюбойрелигиозныхсерьезныйзапретов,проступоквосновеявляетсякоторыхнаказуемымлежитобщаянаправленность ислама вообще и его правовых принципов и норм, в частности,на защиту пяти фундаментальных ценностей: религии, жизни, разума,продолжениярода и собственности 6.Чтокасаетсярелигиознойшариатскойлитературы,тоеёавторыпридерживаются аналогичных взглядов на этот вопрос. Так, один изкрупных представителей мусульманской правовой теории Аль-Мавардиговорит: «Преступление – это наказуемое нарушение запретов Аллаха» 7.Другойизвестный автор Абдель Кадер Авда считает, что «преступление – этосовершение деяния (действия или бездействия), запрещённогоАллахом подугрозой наказания» 8.Такого же мнения придерживается Мухаммед Абу Захра 9.В объединенном уголовном кодексе арабских стран, а также в теорииуголовного права указаны три элемента каждого преступления — легальный,материальный и моральный.
Под влиянием европейского континентального(преимущественно французского) уголовного правав исламской юридическойлитературе используются понятия «элементы преступления, составляющиекаждое отдельное преступление», и «элементы, присущие всем без исключенияпреступлениям». Например, общими элементами преступления по уголовномуправу Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов являются: легальный,материальный и моральный, которые в совокупности образуют основаниеуголовной ответственности.
То же самое характерно, к примеру, и уголовномузаконодательствуиправовойдоктринеИордании,гдевпреступленииСюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. – М., 1986. – С. 23–24.Аль-Маварди ибн Аль-Хасан Али.Аль-Ахкам Ассултания Аль-аят ад-динийа. – Каир, 1973. – С. 92(на араб.языке).8Абдель Кадер Авда. Мусульманское уголовное право.
Ч. 4. – Бейрут: Аррисаля, 2000. –С. 66 (на араб.языке).9Имам Мухаммад Абу Захра. Преступление и наказание в исламской юриспруденции. Ч. 1. –Каир, 1976. – С. 25 (на араб.языке).6717выделяются легальный, моральный и материальный элементы. Рассмотрим этиэлементы более подробно.Легальныйэлементпреступленияопределяетсявсоответствииспринципом«Nullum crimen sine leqe» 10 и позволяет считать какое-либо деяниенаказуемым лишь в том случае, если это прямо предусмотрено Уголовнымкодексом. Этот принцип подчеркивает значение правовых оснований дляуголовной ответственностиза совершенные деяния. Данный принципгарантируетопределеннуюзащиту от необоснованного привлечения к уголовнойответственности.Важнейшее значение в характеристике преступления имеет материальныйэлемент.
Он предполагает, что вменяемое в вину предусмотренное закономдеяние было совершено в действительности. Другими словами, этот элементпреступления означает материальную реализацию намерения, так как простогообнаружения умысла для привлечения лица к уголовной ответственности инаказанию недостаточно. Материальный элемент находит выражение впринципе «нет преступления без материальной деятельности». В сущности, этотэлемент представляет собой то, что в российском уголовном правеопределяетсякак объективная сторона преступления. В рамках материального элементапреступления рассматриваются вопросы содержания деяния (в форме действияили бездействия), его последствий, причинной связи, а также стадий совершенияпреступления.Моральныйэлементпреступленияхарактеризуетеговнутреннеесодержание и выражается прежде всего в вине.Вина как элемент субъективнойстороны преступленияболее полно закреплена в уголовном законодательствеИордании, менее – в УК Палестины.В начале IX века Ансельм Фейербах сформулировал положение, согласно которому nullumcrimen sine lege (нет преступления без указания в законе).
Этот постулат закреплен всовременном уголовном праве.1018Мусульманские учёные-юристы используют термин «моральный» или«нравственный» элемент преступления 11, включающий в себя следующиепризнаки: возраст уголовной ответственности субъекта, вменяемость и вину.Такие положения были зафиксированы в Коране и в Сунне пророка.Современным языком их смысл можно передать следующими словами: «Ненесутответственностималолетние(недостигшиевозраста уголовнойответственности)идушевнобольные».