Диссертация (1151185), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Кроме того, в задачи исследования входило выявление основных6тенденций развития мусульманского права в этой области и определениехарактерных особенностей уголовного законодательства этих стран.В рамках поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:– показать общие и специфические черты норм мусульманского уголовногоправа, касающиеся субъективных признаков преступления;– дать характеристику основных признаков субъективной стороны составапреступления, предусмотренных мусульманским правом;– проанализировать и обобщить имеющуюся литературу и нормативныематериалы, касающиеся мусульманского уголовного права;– показать, как установление в мусульманском законодательствевины и ееформ соответствует размерам и порядку их применения в реализациипринципов уголовного права;–раскрытьпонятиевиныиописатьееосновныепризнакипомусульманскому уголовному праву на основе связи юридических предписанийс мусульманской догматикой;–сделатьвыводыивыдвинутьконкретныепредложенияпосовершенствованию норм арабского уголовного законодательства и положенийдоктрины,касающихсяпроблемысубъективныхпризнаковсоставапреступления.Методической основой диссертационного исследования послужилиосновные принципы диалектики как всеобщего метода познания, а такжечастныенаучныеметоды:исторический,формально-логический,статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др.Общетеоретической и информационной базой являются труды иконцепции ведущих ученых-правоведов в области мусульманского прававообще и мусульманского уголовного права в частности.
При исследованиибыли использованы как труды специалистов арабских стран, так и работыроссийских правоведов, а именно:7– научные труды арабских правоведов (Имама Малика Ибн Анаса,АлИмамаАль-БухариМухаммадаИбнИсмаила,Ал-Имамааш-Шафи‘иМухаммадаибн Идриса, Али Хасана аш-Шарафи, Мухаммада АбуЗахра, Ахмада Фатхи Бахнаси и др.);–научныетрудыроссийскихюристов(Л.Р.Сюкияйнена,С.Боронбекова,Ф.Д. Берга, В.А. Лихачева и др.).Нормативную основу исследования составили более ранние и нынедействующие законодательства таких арабских стран, как Республика Йемен,Кувейт, Иордания, Палестина, Ирак, ОАЭ, Бахрейн, Сирия, Иран, Египет и др.;а также законодательство Российской Федерации и источники права некоторыхзарубежных стран (Франции и др.).
Диссертант исследовал опыт примененияположения о субъективной стороне преступления в странах, где общепринятаяосновным законом является шариат и где правовая система. При подготовкедиссертации автор опирался на исходные положения Корана, Сунны.Эмпирическуюбазуисследованиясоставилиопубликованныевпериодической печатии научных работах материалы судебных заседаний, вкоторых содержится информация, касающаяся избранной темы.
Кроме того, вработе использовались данные из судебной практики арабских юридическихорганов, из постановлений и разъяснений кассационных судов Йемена, Египта,Ирака.Научная новизна данного исследования заключается в том, что автор,основываясь на изучении юридической литературы, других источников, наобобщении данных законодательств разных стран арабского региона, впервыеисследует проблему субъективных признаков преступления по мусульманскомууголовному праву.В связи с этим представленная диссертационная работа – это по сутивсестороннееисследованиевсехвопросов,связанныхспроблемойсубъективных признаков состава преступления по мусульманскому праву.Сравнительный анализ различных правовых систем позволил определить общие8черты, традиционного мусульманского права и уголовного законодательстванекоторых арабских стран, которые связаны с вопросами субъективныхпризнаков состава преступления.Основные положения, выносимые на защитуПо результатам проведенного исследования на защиту выносятся выводы ипредложения, имеющие, по мнению автора, как теоретическое, так ипрактическое значение.1.
Автор исследования исходит из понимания субъективной стороныпреступления, т. е. из того, как она трактуется в российском уголовном праве,только следующим образом: субъективная сторона преступления – этосовокупность психологических и интеллектуальных элементов, состоящая изволи, мотива, цели и эмоций, отражающаяся в совершенном преступлении.
Этои характеризует поведение лица, совершающего наказуемые проступки,запрещенные религиозными канонами.2. Автор предлагает рекомендовать йеменским и другим арабскимзаконодателям, в частности, слово «неумышленный» заменить на другое – «понеосторожности». Обратимсяк ст. 10 Уголовного кодекса Йемена, где этоопределение выглядит следующим образом: «Неумышленность считаетсяприсутствующей, когда лицо, совершая преступное действие или бездействие,ведет себя не так, как обычный человек, оказавшийся в подобных условиях(ситуации).
Действия этого лица отличаются легкомыслием, халатностью,небрежностью или несоблюдением законов, постановлений и решений». Внесемизменение в текст и получим такую формулировку: «Неосторожность считаетсяприсутствующей,когдалицо,совершаяпреступноедействиеилибездействие…» Так как слово «неосторожность» является абстрактным, онозакрепилось в языке юриспруденции и УК России и стало активноиспользоваться.93. Автор считает целесообразным рекомендовать законодателям изменитьтермин «неумышленное убийство» на формулировку «убийство по ошибке»,которая закреплена в Коране. Это позволитдостичь единообразия при чтенииюридической литературы за счет стандартизации терминологии во всех странахарабского региона, что согласуется с позицией исламского права в этой области.4.Ответственностьзаумышленноеубийствокатегории«кисас»(возмездие) и убийство по ошибке категории «дийа» (цена крови), по мнениюмусульманскихправоведов,воспринимаетсявовсевременаивсемипредставителями общества одинаково, так как она исходит из Корана и Сунны.Многие не согласны ни с ее полной отменой, ни с какими-либо изменениямиили усовершенствованиями в ее трактовке.
Диссертант также полагает, что этаправовая норма справедлива и способствует сохранению правопорядка вобществе.5. Предлагается ввести в законодательства арабских стран градациювнутренней ошибки, потому что до сих пор в тексте закона были приравненымежду собой понятия «неосторожность с предвидением» и «неосторожностьбезпредвидения». С точки зрения уголовной ответственности, законодателямнеобходимо разработать новый закон, в котором будет учтена степень тяжестинаказания в случае неосторожности с предвидением, потому что в преступномповедении не всегда учитывается психическое состояние правонарушителя.Диссертант полагает, что судья должен изучить тяжесть неосторожныхпреступлений, совершенных по неосторожности, в каждом случае отдельно иузнать, что подпадает под каждый из двух видов.6.
В арабских странах ответственность за неумышленное убийствоквалифицируется на том же основании, что и во Франции. Определение такогоубийства в законодательстве арабских стран слишком казуистично: причинениесмерти в результате легкомыслия, небрежности или несоблюдения законов,правил и постановлений. На основании этого в судебной практике сталивозникать иные формы неумышленной вины или ошибок. Возможно, в10законодательстве формулировку определения неумышленного убийства следуетсделать более широкой, общей. Основа этого определения могла бы бытьпостроена на дефиниции неумышленной вины, закрепленной в ст. 191 УКЛивана и ст. 190 УК Сирии.7.
В части 1 статьи 26 УК РФ преступлением, совершенным понеосторожности,признаетсядеяние,совершенноеполегкомыслию,небрежности. Мы считаем необходимым добавить в даннуюстатью одно дополнение: вследствие несоблюдения законов, постановлений ирешений.Эторасширитдействиестатьи,урегулируетквалификациюпреступления, распространив его и на сферу государственной деятельности. Врезультате получим следующую формулировку: «Преступлением, совершеннымпонеосторожности,признаетсялегкомыслию,небрежностиилидеяние,совершенноевследствиенесоблюденияпозаконов,постановлений и решений».Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оносодержит концептуально новые разработки, характеризующие такие понятия,как «субъективная сторона состава преступления», «вина и ее основныепризнаки». С помощью этих новых положений предлагается устранитьсуществующий в науке о мусульманском праве пробел – отсутствиеопределенияпреступления,понятиячтоиможетсодержаниябытьсубъективнойиспользованодлясторонысоставасовершенствованиязаконодательства арабских стран, для его реформирования.
Выводы ирезультаты данного исследования могут быть применены в перспективныхнаучных разработках, касающихся мусульманского уголовного права, а также вучебном процессе при изучении курсов мусульманского и уголовного праваарабских стран, кроме того, они могут служить основой при разработкеспецкурсов.Практическое значение данной диссертационной работы состоит в том,что ее положения и выводы могут быть использованы при совершенствовании11применения во всех арабских странах норм единообразного уголовногозаконодательства (в первую очередь, касающихся субъективной стороныпреступления) в практической деятельности правоохранительных органов исудов.Апробация работы. Основные теоретические выводы, полученные врезультате исследования, были обсуждены на кафедре уголовного права икриминологии юридического факультета Дагестанского государственногоуниверситета.
Они нашли отражение в 9 опубликованных и депонированныхнаучных статьях, в том числе в четырех изданиях, реферированных ВАКомМинистерства образования и науки РФ.Структура диссертации определена с учетом характера и спецификиисследования. Ее объем соответствует требованиям ВАК. Диссертация состоитиз введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.12ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕГО УЧЕНИЯ О СУБЪЕКТИВНЫХПРИЗНАКАХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ1.1. Понятие субъективной стороны состава преступленияПонятие субъективной стороны состава преступления по мусульманскомууголовному праву включает в себя большой круг вопросов, определениекоторых является попыткой провести комплексное сравнительно-правовоеисследование данного элемента преступления в соответствии сроссийскимуголовным законодательством.Субъективная сторона преступления по мусульманскому уголовному правуроссийской и арабской наукой мало изучена.