Автореферат (1151164), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Хотяв действующей редакции ЖК РФ говорится о пользовании жилым помещением отказополучателем наравне с собственником, но такое совместное пользование должно рассматриваться в совокупности с иными нормами гражданского и жилищного законодательства.Диссертантом рассмотрена судебная практика по вопросам возникновения, осуществления и прекращения прав пользования жилыми помещениями для указанных субъектов. Наконкретных примерах показывается, что в одних случаях суды определяют порядок пользования между ними и собственником и членами его семьи, в других случаях в удовлетворении22таких исков отказывается и субъекту предоставляется право владения и пользования всем жилым помещением наравне с собственником и членами его семьи. Автор высказывает и обосновывает позицию о необходимости определять порядок пользования жилым помещениемпри вселении управомоченного лица либо при реализации им своего права для уравновешивания баланса между интересами собственника и пользовладельца чужого жилого помещения.На основании совокупного толкования норм ГК РФ и ЖК РФ и изучения судебнойпрактики диссертант делает заключение, что бывшему члену семьи собственника приватизированного жилого помещения при прекращении семейных отношений с собственникомили переходе права собственности на помещение, принадлежит право пользованияобособленной изолированной частью жилого помещения собственника, пользование общим имуществом в многоквартирном доме, пользование местами общего пользования иобщим имуществом в квартире.Автором отстаивается позиция, что для обозначения и введения данного ограниченного вещного права в гражданский оборот необходимо дополнить предполагаемые к введению в Гражданский кодекс РФ изменения положением, что право личного пользовладения может быть основано на законе, нормой которого для данной категории субъектов будет являться ст.
19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действиеЖилищного кодекса Российской Федерации".В работе освещается вопрос солидарной ответственности данных субъектов и обосновывается позиция, что раздельное проживание в изолированной части жилого помещения должно порождать и индивидуальную ответственность проживающих в ней граждан,включая оплату коммунальных услуг по раздельным лицевым счетам соразмерно занимаемой площади жилого помещения.Говоря о прекращении этого права, отмечается, что оно может прекратиться в силусвоего длительного неосуществления, что расценивается судебными органами как отказ отпринадлежащего права.В работе говорится о законодательном пробеле при урегулировании жилищных правбывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Предлагается производить обеспечение жилищных правэтих граждан за счет собственника жилого помещения путем обременения собственности на23новое жилое помещение в их пользу или получения компенсационной выплаты из выкупнойцены. Это положение необходимо распространить на весь институт пользовладения.Третья глава работы "Содержание права пользовладения жилым помещением"посвящена исследованию основных правомочий права пользовладения, составляющих исодержащихся в названии этого права – владения и пользования. Также автор обращаетсяи к правомочию извлечения доходов (плодов) из вещи, которое составляло содержаниеклассического узуфрукта, прослеживает его трансформацию и определяет место в современных правах на чужие вещи.
Указанные правомочия диссертант исследует на примереразличных прав на жилые помещения. Подводя общий итог исследованию, в работе сравниваются отношения пользовладения по поводу жилых помещений, сложившиеся в действующем законодательстве и вводимые законодательные изменения, с институтом узуфрукта и его разновидностями, действовавшими в римском праве, и положениями современных зарубежных правовых систем, в которых произошла его рецепция.Первый параграф третьей главы "Владение как составляющая прав на жилое помещение" посвящен исследованию владения как правовой категории. Автор показывает различные точки зрения ученых разных эпох на владение как на фактическое состояние, отражающее принадлежность вещи определенному лицу, и как на право, проявляющее себя призащите фактического обладания вещью. В работе рассматривается институт владения, существовавший в римском праве и действующий в зарубежных законодательствах, его волевой ифизический компоненты.
Диссертант исследует институт владения в российском праве, существующий и как фактическое состояние, и как правомочие в составе вещного или обязательственного права, а также освещает дискуссии ученых относительно содержания владения какправа и как факта. Автор присоединяется к позиции ученых, рассматривающих владение какфактическое состояние, и показывает проявление владения на примере жилых помещений.Применительно к жилым помещениям владение проявляется проживанием в доме, нахождением в помещении, установлением фактического господства над внешним и внутренним пространством той сферы, которая включает в себя границы помещения или отдельно стоящегоздания, его охрану. Владение обеспечивается путем свободного доступа к объекту, например,возможностью беспрепятственно попасть в жилое помещение, обеспечивать свободное перемещение в нем людей и вещей в те сроки, которые владелец вещи считает для себя необходимыми и которые обеспечат для него использование предмета владения по назначению.Далее автор обращается к субъектному составу владения и анализирует, как проявляетсебя эта категория, когда в отношении одной вещи существует несколько прав, включающих24в себя правомочие владения.
На примере различных прав на жилые помещения выделяютсясовместное и общее владение жилым помещением (вещью). Делается вывод, что при наличии на вещь у нескольких лиц совместных прав, включающих правомочие владения, и невозможности или нежелании владельцев обособить и закрепить за каждым из управомоченных лиц отдельной части этой вещи, необходимо обозначить их данное правовое и фактическое господство над вещью (владение) как их совладение данной вещью, что будет подчеркивать неделимость объекта права либо их общую власть над ним и терминологически подчеркивать совместность их прав.
Признаками совместного владения будут являться:1. Передача двум и более лицам вещи в фактическое господство.2. Равные властные полномочия над объектом своего права с иными лицами, обладающими правомочием владения в отношении того же объекта права.3. Самостоятельный, беспрепятственный доступ ко всем частям объекта владения,ограничение доступа к объекту третьих лиц.4. Постоянный и, как правило, длительный характер осуществления своего права.5.
Осуществление защиты права владения с помощью вещно-правовых способов(негаторного иска), в том числе и в отношении иных совладельцев, включая собственника.6. Солидарная ответственность совладельцев по возникающим из владения и пользования жилым помещением обязательствам, если не оговорено иное.Ситуация меняется, когда владение и пользование жилым помещением выходит зарамки семьи и осуществляется в обособленной части жилого помещения.
Диссертантпредлагает считать такое владение общим, поскольку в жилом помещении существуют части, находящиеся как в общем, обоюдном владении и пользовании проживающих там лиц,так и в индивидуальной принадлежности определенного лица. Проживание в жилом помещении будет отличаться от совместного владения, поскольку каждый управомоченныйна такое проживание будет обладать отдельной частью жилого помещения, в которой онбудет проживать и реализовывать все властные "атрибуты" владения в отношении этойтерритории, в том числе и ограничивать доступ к нему других лиц – общих владельцев.Терминологически предлагается обозначить такое владение общим владением, чтопозволит отличать его от понятия совладения вещью и говорить об обособленности владения управомоченным лицом её отдельной частью.Признаками общего владения будут являться:1.
Передача двум и более лицам жилого помещения в фактическое господство.252. Самостоятельный, беспрепятственный доступ к выделенной части объекта владения, возможность ограничения доступа к объекту третьих лиц, включая общих владельцев.3. Равные властные полномочия над частью объекта права с иными лицами, обладающими правом владения в отношении того же объекта, либо вообще отсутствие таковых(раздельное владение и пользование при общедолевой собственности).4. Возможность определять порядок владения и пользования жилым помещением сиными правообладателями, имеющими право владения им, или ставить вопрос о предоставлении обособленной части жилого помещения.5. Осуществление защиты права владения с помощью вещно-правовых способов(негаторного иска), в том числе и в отношении иных общих владельцев, включая собственника.6.
Возможность самостоятельной ответственности по возникающим из владения ипользования жилым помещением обязательствам.Выделение разновидности владения, его разделение на общее и совместное необходимо для законодательного определения выбора вещно-правовых способов защиты,наделения управомоченного субъекта возможностью предъявления виндикационного и(или) негаторного исков в случае нарушения его прав другими владельцами, в том числев отношениях между обладателями ограниченных вещных прав и собственником вещи.Во втором параграфе третьей главы "Право пользования и право извлечения доходов" автор исследует правомочие пользования, как составляющей пользовладения, иобращается к правомочию извлечения из вещи плодов (доходов), как второй части классического узуфрукта, существовавшего в римском праве.Автор указывает, что первоначально форма и содержание права пользования вещью будет определяться сущностью самой вещи, то есть является ли она употребляемой(т.е. ею пользуются с сохранением субстанции вещи) или потребляемой (т.е.