Автореферат (1151164), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Автор показывает, что право аренды, социального, специализированногои коммерческого найма жилого помещения, право членов жилищных кооперативов дополной выплаты паевого взноса, право безвозмездного пользования жилым помещениемпо договору ссуды таким признаком обладать не будут, в связи с чем не могут быть отнесены к ограниченным вещным правам на жилое помещение.В дальнейшем анализируется предлагаемое к введению в Гражданский кодекс РФправо пользовладения. Его результаты показывают, что в личном пользовладении фактически совмещены два самостоятельных права, которые должны иметь отдельное правовоерегулирование: 1) право владения и пользования вещью для личных целей, в качестве которой могут выступать любые объекты недвижимости, начиная от предоставление земельного участка для выращивания урожая и заканчивая любым другим объектом, с учетомширокого определения понятия недвижимой вещи в ст. 130 ГК РФ; 2) ограниченные вещ-18ные права на жилые помещения, предоставляемые для проживания граждан.
Аналогичнаяправовая конструкция существовала в римском праве в виде личного сервитута – узуса, носовременные правовые системы, воспринявшие римский узуфрукт, разделяют право пользования вещью для личных нужд и жилищные сервитуты, устанавливаемые исключительно на жилые помещения для проживания конкретного субъекта.Рассмотрев сходство действующих прав на жилые помещения, диссертант обращаетсяи к их различиям в рамках выделенного права пользовладения путем выстраивания их внутривидовой классификации. Первоначально диссертант обращается к классификации ограниченных вещных прав на жилые помещения, выделяемых другими авторами, рассмотревкоторые делает заключение, что они не будут подходить для выделенного права пользовладения.
Далее предлагается проводить основное деление ограниченных вещных прав на жилые помещения по назначению установленных законодателем прав. Данный критерий позволяет выделить права (право членов семьи собственника, право бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения), установление которых обусловленообщественными потребностями, что свидетельствует о наличии публичного интереса в отношении этих прав. В отношении оснований для возникновения прав на жилое помещениелегатария и пользователя жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением лежит прежде всего воля собственника жилого помещения, которыйдействует в своих интересах. В возникновении этих прав лежит частный интерес.Во втором параграфе второй главы "Особенности права владения и пользованияжилым помещением членов семьи собственника жилого помещения и бывших членов семьи собственника жилого помещения" диссертант обращается к одному из противоречивых институтов современного гражданского и жилищного права.
Первоначальнопоказывается его формирование в нормах законодательства и судебной практики советского гражданского права, отмечается, что отдельно как право оно сформировалось нафоне тотального дефицита жилья при личной собственности граждан в советском государстве. При отсутствии прямого законодательного регулирования право членов семьирассматривалось, как возникающее из семейных отношений, либо как отношения по договору безвозмездного пользования имуществом. При прекращении семейных отношенийпроживание в жилом доме для бывших членов семьи предлагалось переводить в отношения найма жилого помещения.19Диссертант указывает, что в действующем законодательстве право членов семьи собственника закреплено в разделах о вещных правах в ст.
292 ГК РФ и 31 ЖК РФ, однако вныне действующих редакциях статей право этих лиц и при наличии семейных отношений, ипри их прекращении с собственником лишено свойства следования и может быть прекращенокак в случае изменения правового статуса лица, так и в случае перехода права собственностина жилое помещение к другому лицу, что не характерно для ограниченных вещных прав.Автор говорит о том, что право этой категории граждан по своему характеру и назначению имеет вещную природу, поскольку изначально возникает по воле собственника,имеет абсолютный характер, предоставляет господство над материальным объектом (жилым помещением), пользуется вещно-правовыми способами защиты, является непередаваемым, но как самостоятельное ограниченное вещное право на сегодняшний день оно законодательно не сформировано, в связи с отсутствием признака следования и неопределенности срока действия самого права.Диссертант отстаивает позицию, что право членов семьи собственника возможно закрепить в качестве самостоятельного вещного права на жилое помещение, посколькуименно такое назначение пытается придать ему законодатель уже на протяжении длительного времени, но с обязательным определением круга субъектов, для которых оно будетвещным, срока действия данного права, возможным установлением регистрации или обозначением законодательной узнаваемости права, основанием его возникновения и прекращения, которые будут отличать это ограниченное вещное право пользовладения от иныхоснований проживания в жилом помещении собственника.Диссертант рассматривает право пользовладения как баланс между интересами собственника и социально незащищённого лица и предлагает законодательно закрепить темеханизмы, которые сдерживали бы необоснованное обременение прав собственника вотношении его жилого помещения.Предлагается в нормах о социальном пользовладении, вносимых в ГК РФ, при переходе права собственности на обремененное жилое помещение к новому лицу, закрепитьвозможность выделения новому собственнику отдельной изолированной части жилогопомещения для владения и пользования им с учетом его фактической площади (абзац 2 ч.1 ст.
302.7 проекта ГК РФ).Показывается необходимость сузить круг субъектов – получателей права социальногопользовладения, исключив из этой категории лиц, находящихся на иждивении собственни-20ка, поскольку это положение делает круг субъектов, получателей этого права, неопределенным и фактически неограниченным в силу оценочной категории понятия "нахождения наиждивении", поскольку под него можно подвести любое лицо, не имеющее никаких семейных связей с собственником. Предлагается решение собственника обеспечить жильём какое-либо лицо, не состоящее в семейных отношениях с последним, а также лиц, не обладающих правом получения алиментов от собственника, закреплять на основании заключаемого договора об установлении ограниченного вещного права личного пользовладения.В работе дается оценка регулирования института социального пользовладения с помощью решения суда.
Подчеркивается, что для ограниченных вещных прав характернотолько прямое законодательное регулирование. Автор предлагает из вносимых в ГК РФизменений исключить возможность судебного регулирования института пользовладенияпутем установления решением суда дополнительных субъектов, за которыми может бытьпризнано право социального пользовладения.Диссертант касается в работе и вопроса регистрации права социального пользовладения как обязательной процедуре для возникновения всех ограниченных вещных прав. Отмечается, что регистрация права, например, в интересах всех несовершеннолетних детей,проживающих во всех жилых помещениях, существенно осложнит совершение гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями. Предлагается в отношении права социального пользовладения сделать определенное исключение из общего правила о регистрацииограниченных вещных прав, установив такую регистрацию только по желанию и в интересах управомоченного лица.
Такое право должно признаваться и существовать вне зависимости от его регистрации. При проведенной регистрации права социального пользовладениябудут вводиться все обременения собственности при распоряжении жилым помещением, аих снятие, помимо указанных в законе, будет производиться и на основании соглашениямежду пользовладельцем и собственником, например, при приобретении им жилого помещения большей площади с условием вселения в него социального пользовладельца. Отсутствие регистрации права социального пользовладения не должно вводить каких-либо ограничений по совершению сделок с жилым помещением, в котором проживает субъект права.Отношения с иными членами семьи, не обладающими правом социального пользовладения, необходимо рассматривать как обязательственные, большинство из которых будут являться договором безвозмездного пользования имуществом, заключенным в устнойформе.21В третьем параграфе второй главы "Право владения и пользования жилым помещением бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения" диссертант обращается к правам лиц, чей правовой статус наименее урегулированнормами права, а их права и обязанности по владению и пользованию жилым помещениемв действующем законодательстве не определены.
Такая правовая неопределенность проявляет себя, прежде всего, при прекращении их семейных отношений с собственникомили переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу.Рассматривая признаки права данной категории лиц, автор приходит к выводу об ихвещно-правовом характере и необходимости отнесения к рассматриваемому праву пользовладения.Выделяется три правовых статуса члена семьи собственника приватизированногожилого помещения с момента его приватизации до перехода права собственности к другому лицу:1) лицо продолжает проживать в статусе члена семьи собственника приватизированного жилого помещения после проведённой приватизации жилья. В этом случае его праваи обязанности будут регулироваться ч.
2 ст. 31 ЖК РФ, поскольку лицо продолжает оставаться в статусе члена семьи собственника жилого помещения. Особенностью их владенияи пользования жилым помещением является его совместное использование с собственником (собственниками) и остальными членами его семьи;2) лицо прекратило семейные отношения с собственником приватизированного жилого помещения и продолжает проживать в данном жилом помещении;3) лицо проживает (либо пытается реализовать свое право на проживание) в жиломпомещении после перехода права собственности на него к другому лицу.Во втором и третьем случае правовой статус данных лиц будет более приближен кправовому положению отказополучателей, пользующихся жилым помещением по завещательному отказу, объектом которого будет являться жилое помещение или его часть.