Автореферат (1148894), страница 4
Текст из файла (страница 4)
По Дьюи, если бы мы никогда не говорили сдругими, то мы не были бы способны разговаривать с самими собой. Именно вкоммуникации возникает человеческое сознание.Таим образом, философия Дьюи обрисовывает не-индивидуалистическуюкартину сознания. Если мы концептуально разделим целостный опыт наментальныесостояния,тотакиесостояниябудутнедискретнымииреляционными, и они будут не «внутренними» состояниями индивида, нодинамическими способами взаимодействия со средой. Они реализуются невнутреннимисвойствамииндивида,новсемегодинамическимвзаимодействием с миром.Вовторомпараграфеописываетсяэкстернализмотносительносодержния сознания – направление в современной аналитической философии,согласно которому ментальные состояния, обладающие интенциональнымсодержанием, имеют место в силу отношений между субъектом и его средой.Напомним,чтоидентифицироватьсогласноузкиминтернализму,образом.Узкаяментальноесостояниеидентификацияможноментальногосостояния как раз и предполагает, что оно супервентно исключительно поотношению к внутренним физическим свойствам индивида.
Напротив,экстернализм утверждает, что природа ментальных состояний определяется взначительной степени внешней средой, а не только внутренними свойствамииндивидов, обладающих данными ментальными состояниями.В данном парграфе показано, при помощи анализа мыслительныхэкспериментов Хилари Патнэма и Тайлера Берджа, что идентификацияментальных состояний имеет широкий характер, то есть что внешняя средаиграет роль в определении природы этих ментальных состояний. В болеерадикальной форме это может означать, что ментальные состояния являютсяотношениями, которые отчасти конституируются объектами в среде.
Инымисловами, система, реализирующая такие состояния, не сводится к индивиду.19Этот факт можно выразить при помощи понятия «широкой реализации».Например, для того, чтобы понять пропозициональные установки, нужнопоместить их носителей в более широкую систему, систему повседневнойпсихологии, которая предполагает социальные отношения между индивидами.Пропозициональные установки нельзя понять, если сводить реализующую ихсистему S к самому индивиду: система, реализующая пропозициональныеустановки шире, чем отдельный индивид. Широкая реализация подразумеваетне только внутренние свойства индивида; она неотъемлема от отношенийиндивида со средой. При этом мы используем не квантор всеобщности, ноквантор существования: мы не утверждаем, что не существует такихментальных свойств, когнитивных способностей и т д., которые имеютреализацию, ограниченную индивидом.
Мы утверждаем, что есть такиементальные состояния – и пропозициональные установки в их числе – которыене могут сводиться к индивидуальной реализации.В третьем параграфе исследованы более сильные формы экстернализмаментальных состояний, утверждающего их холистическую или реляционнуюсупервентность. Одна из них – это так называемый активный экстернализм,сформулированный Э. Кларком и Д. Чалмерсом. Согласно этой формеэкстернализма, когнитивный процесс конституируется интерактивной связьюмежду внутрителесными (в частности, центральная нервная система) ивнетелесными (например, компьютер или другой артефакт) элементамикогнитивной системы.
При этом внешние и внутренние факторы взаимнодополняют друг друга, совместно конституируя когнитивную деятельность.Активный экстернализм утверждает конститутивную, а не просто каузальнуюроль внетелесных процессов для ментальной деятельности: «когнитивныепроцессы не находятся (полностью) в голове». Однако существует болеефундаментальная форма экстернализма, Речь идет об экстернализме носителейсодержания сознания. Экстернализм носителей рассматривает динамическоевзаимодействие деятеля с естественной средой.
Он объясняет когнитивную и20ментальную сферу через динамическое сцепление мозга, тела и среды. Междуэтими тремя системами существует взаимная круговая связь: так, направлениедвижений тела танцора само воздействует на нейронные состояния, ииспытывает на себе воздействие с их стороны, при этом его движения такжевоздействуют на движения партнера танца, и вместе с тем являются ответом наэти движения.
В этом случае каузальные процессы проходят через мозг, тело иближайшую среду. Как и в случае активного экстернализма Чалмерса и Кларка,содержание ментального состояния объясняется при помощи процессов,которые проходят сквозь границы внешнее-внутреннее, через тело и среду. Этипроцессы делают возможным ментальное состояние, или, другими словами,являются его носителями - отсюда название данной формы экстернализма –экстернализм носителей. Однако если активный экстернализм рассматриваетвзаимодействиефундаментальнаясартефактамиформа(например,экстернализмакомпьютер),носителейтоболееинтересуетсявзаимодействием с естественной средой.
Это взаимодействие является базойхолистической супервентности ментальных состояний.Экстерналистскоеобъяснениементальногосостояниявосприятиявозможно в тех случаях, когда нельзя искусственно разделить и разграничитьвнешние и внутренние факторы,каузально связанные с ментальнымсостоянием. Интерналистское объяснение возможно тогда, когда в объяснениивнутренние факторы можно отсоединить от внешних факторов. Однако внекоторых случаях такое объяснительное отсоединение внутренних факторовот внешних недостижимо. В частности, когда имеет место ковариациявнутренних и внешних факторов, то невозможно удерживать одно множествофакторов постоянным при варьировании другого множества. В таком случаекаузальный вклад множества внешних факторов в объяснение данногоментального состояния неотделим от вклада множества внутренних факторов.Это имеет место, когда ментальные состояния имеют динамический характер идлятся во времени.
Например, состояния восприятия деятеля, который21непрерывно движет телом, руками, головой и глазами при исследовании своейсреды, порождая множественные петли обратной связи. Здесь временнаяпротяженностьментальногосостоянияведеткпространственнойпротяженности, поскольку обратная связь охватывает также события в теле и всреде. Посредством обратной связи «вывод» (output) отдельного организмавновь производит «ввод» (input), опосредованный внешними факторами.
Такаяобратная связь, при которой вывод становится вводом, охватывает нервнуюсистему, тело и среду. Нервная система информационно связана со средойчерез тело, и они воздействуют друг на друга. Переменные в нервной системечеловека могут изменять параметры в среде, а параметры средымогутвоздействовать на нервную систему. В этом заключается один из основныхпринципов экстернализма носителей состояний восприятия.Можно всегда провести границу между человеческим сознанием имиром, однако граница эта не фиксирована раз и навсегда. Она динамична, иколеблется вместе с деятельностью, которая определяет отношения междусознанием и миром.
Так, когда мы пользуемся орудием - от молотка доавтомобиля - граница между нами и миром проходит в ином месте, чем вмомент, когда молоток лежит в наборе инструментов, а машина стоит в гараже.Это вовсе не предполагает релятивизма. Граница между сознанием и миромимеет не относительный, а подвижно-динамический характер. Элементы среды,связанные в данный момент с нашей непосредственной деятельностью,являются в нетривиальном смысле частью нас.
Когда мы говорим о границемежду сознанием и миром, мы, тем самым, говорим о супервентностиментальных состояний (ограничена ли супервентность ментальных состоянийчерепной коробкой, или же они могут быть также супервентны по отношению каспектам внешнего мира). При этом оказывается, что супервентностьментальных состояний имеет динамический и ситуативный характер, и зависитот контекста деятельности.22Согласно Уильяму Джеймсу, невозможно иметь идентичное ментальноесостояние, вызванное разными стимулами.
Так, шум грома воспринимаетсясовершенно по-разному в зависимости от контекста той деятельности, вкоторую он вписывается. Я услышу гром иначе, если я читаю в тишине, или жеразговариваю; он вызовет иное переживание, если я волнуюсь за друзей,которые только что вышли на улицу. Второй раскат грома, даже если онобъективно идентичен первому, будет услышан иначе именно потому, что онповторяется, и входит в уже измененный контекст потока сознания.Ментальноесостояниеопределяетсясвоимотношениемсдругимиментальными состояниями, а потому оно недискретно. Недискретностьментального состояния связана, к тому же, и его отношением с моторнойсистемой.
Ощущения являются элементом перцептуально-моторной системы, аона, в свою очередь, соотносится с более масштабными и долгосрочнымипроектами и целями. Эти проекты придают смысл объектам в мире – откомпьютераментальныхдоуниверситета.состоянийТакимнеобходимо,образом,нодляполного изучениянедостаточноисследоватьиндивидуальный мозг; нужно исследовать также тело с его сенсомоторикой,координацию с другими сознаниями и, наконец, социальные институты,образующие более масштабные смыслы.Однимизвариантовэкстернализманосителейэкологическую психологию Дж.
Дж. Гибсона. Онаможносчитатьпредоставляет намполезный инструментарий для изучения связи сознания со средой, в частности– понятие «возможности» или аффорданса. По Гибсону, восприятие непроисходитисключительно внутриорганизма,азначит,неявляетсявнутренним ментальным состоянием. Восприятие принадлежит системе, вкоторую также входит переносящий информацию световой строй. Кроме того,восприятие ориентировано на действие и служит его контролю. Наконец,восприятие направлено, прежде всего, на так называемые «возможности»(affordances) – предлагаемые средой возможности к действию.
Прямой характер23восприятия означает, что оно не построено по принципу внутреннейреконструкции трехмерной среды из двумерного ввода. Восприятие призвановыполнять функцию руководства адаптивным действием. Информация о«возможностях»являетсяпрямойинформацией,неопосредованнойвнутренними ментальными репрезентациями. Например, когда животноеохотится, то каузальное сцепление животного с целью столь тесно, что нетнуждыапеллироватьрепрезентацииквнутреннимподразумеваютрепрезентациям.водоразделВсамомделе,между репрезентирующимирепрезентируемым - водораздел, который в данном случае как раз отсутствует.«Возможность» можно определить как ресурс, предоставляемый средойживотному, способному воспринять его и воспользоваться им (например,возможность спрятаться в ветвях дерева, возможность перепрыгнуть овраг илипереплыть ручей и т. д.).
«Возможность» для него является одновременно ифактом окружающего мира, и поведенческим фактом. Она указывает и насреду, и на того, кто наблюдает эту среду. «Возможность» не является нивнутренним ментальным состоянием индивида, ни объективным свойствомсреды. Возможности» вообще являются не свойствами, а отношениями. Этоотношения между определенными аспектами животных и определеннымиаспектами ситуаций. Восприятие аффорданса означает восприятие того, чтоситуациявцеломобладаетнекоторойособенностьюимотивируетопределенный образ действий.