Диссертация (1147949), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Особое внимание при исследовании условий и факторов формирования сексуальнойкультуры современной российской молодежи следует уделить правовой среде, нормамрегулирующим (в мягкой или жесткой форме) возможности осуществления данного процесса.Нормативно-правовые основы регулирования сексуальной культуры в российскомобществе в 2000-е гг. разрабатывались в соответствии с повесткой дня государственныхорганов, политических и социальных субъектов. В круг рассматриваемых ими приоритетныхвопросов в сфере сексуальности вошли: сексуальные действия в отношении детей, сексуальнойобразование население, проблемы здоровья, права и свободы сексуальных меньшинств,коммерческая сфера сексуальных услуг, вопросы репродукции и некоторые другие. По даннойтематике выдвигались, обсуждались и принимались основные решения в рамках политикоправовой системы государства, выражавшиеся, прежде всего, в законодательных инициативах,принятыхнормативно-правовыхактах,подписаниииратификациимеждународныхдокументов, реализации проектов, а также личной популяризации выдвигаемых идей черезСМИ.
Основным институтом и формой регулирования сексуальности со стороны государства вРоссии, как и в большинстве развитых стран, является право.Степень и направленность вмешательства органов политической власти в интимнуюсферу жизни населения отличались на протяжении истории российского общества. И.С. Кономбыла предложена периодизация сексуальной политики в советской и постсоветской России,согласно которой первое десятилетие советской власти характеризовалось общей тенденциейлиберализации сексуальной морали и правовых норм, регулировавших сексуальное поведение.Так, были подорваны традиционные нормы организации семьи и брака, что привело к болеетерпимому отношению к внебрачным половым связям. В 1920 г.
был принят первый в Европезакон о легализации абортов, тем самым предоставив возможность контролировать127См.: Кон И.С. Клубничка на березке. Сексуальная культура в России. М., 2010.68рождаемость на индивидуальном уровне. Проституция была исключена из списка преступленийи правонарушений Уголовного кодекса РСФСР, каралось лишь принуждение к данномузанятию.Сексуальность была предметом общественного обсуждения и научного исследования.Однако уже в 1930-е годы начинается ужесточение контроля всех аспектов сексуальной жизнисо стороны государства, был взят курс на подавление сексуальности.
Стали вводитьсярепрессивные методы борьбы с проституцией; сильно усложнилась процедура расторжениябрака. Было восстановлено уголовное преследование гомосексуальности. Вновь вступил вдействие закон о запрете абортов. Усилился надзор за производством и обращениемпорнографической продукции. Сексуальная политика в 1930-1950 гг. по праву получиланазвание «заговора молчания» — тематика сексуальности была полностью вытравлена изпубличного дискурса.
Реальные убеждения и практики людей далеко не всегда соответствовалиофициально провозглашаемой идеологии 128. Последовавший затем этап оттепели 1960-х гг.коснулся в некоторой степени и вопросов сексуальности. Были предприняты попытки«педагогизации» и «медикализации» сексуальности, которые не завершились успешно.Несмотря на повторное разрешение абортов, постепенную либерализацию сексуальной моралив обществе, официальные институты и идеология фактически игнорировали эту тему,закрывали глаза на гражданские инициативы и предложения по данному вопросу. Все такженормативными считались сексуальные отношения в браке, хотя реальные практики, в том числепредставителейгосударственнойвласти,разительноотличалисьотпровозглашаемыхофициально установок.
Данный период регулирования сексуальной культуры получилвпоследствии название лицемерного 129.Хотя в поздне-советский период, период перестройки 1985-х гг., официальная политикав отношении сексуальности оставалась прежней, из-за ослабления власти и контролягосударства над всеми сферами общественной жизни вопросы сексуальности стали проникать впубличный дискурс.
В это время начался второй этап сексуальной революции, так называемыйдискурсивныйэтап.Сексуальноеобразование,интимныесвязивнебрака,аборты,гомосексуальность становятся предметом активного обсуждения и дискуссий. Новыесоциальные агенты изъявили желание активно принимать участие в определении норм,паттернов сексуального поведения. В настоящее время церковь, рынок, средства массовойинформации, гражданские объединения и организации, глобальные дискурсы наряду сгосударством предлагают конкурирующиемодели сексуальных отношений. Плюрализациярепрезентируемых различными социальными субъектами образцов сексуальности способствует128129Кон И.С.
Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. М., 2010. С. 217-317.Темкина А.А. Сексуальная жизнь женщины: между подчинением и свободой. СПб., 2008. С. 14-15.69росту институциональной рефлексивности: индивиды имеют возможность самостоятельноконструировать собственную сексуальность, «выбирая» наиболее соответствующий своемустилю жизни «стиль» сексуальности. В этой ситуации право продолжает оставаться основнымсредством государства,наиболее действенным механизмом социальногоконтроля ирегулирования сексуального поведения граждан. Вместе с тем в условиях дискурсивнойоткрытости государство вынуждено корректировать свою сексуальную политику, вступая вдиалог с одними социальными агентами, либо испытывая давление со стороны других. В целяхвыявления основного вектора развития и специфики сексуальной политики в России насовременном этапе обратимся к рассмотрению отечественного политико-правового дискурса вконтексте общемировых тенденций.Основными способами правового регулирования сексуального поведения в государствевыступают нормы различных отраслей права — от семейного до уголовного.
А именносовокупность норм и правил, во-первых, определяющих и гарантирующих права человека,касающиеся сексуального поведения; во-вторых, устанавливающих запреты на проявлениясексуальности; и, в-третьих, указывающих меру ответственности за нарушение легальных формсексуальных практик. Однако границы правового вмешательства в частную жизнь членовобщества ограничивается Конституцией РФ, согласно п. 2 ст. 55 которой «не должныиздаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»130, асоответственно и сексуальные права и свободы. Жесткая и детальная регламентация интимнойжизни населения со стороны государства в данном случае оказывается невозможной, что вполной мере соответствует общепризнанным демократическим принципам организацииобщества. В сфере государственного контроля и управления находятся вопросы соотношения исоблюдения баланса между индивидуальной свободой на сексуальную самореализацию исохранением социально-нравственных устоев общества, обеспечения условий реализации правличности.Наиболее желательной законной формой реализации сексуальных отношений советскимгосударством и обществом признавался брак, позволявший нормативно закреплять ирегулировать предпочтительные параметры и характеристики проявления сексуальности.
Вовторой половине ХХ столетия экспансия либерализма дала импульс распространению ипризнанию добрачных и внебрачных половых связей (случайные, сожительство и прочее), что вРоссии стало особенно заметно на рубеже веков. Согласно российскому законодательствуосновным принципом, лежащим в основе брачных отношений, признается добровольность —добровольность вступления в брак и его расторжения. Однако нелегальными признаютсясексуальные отношения в форме брака для близких родственников (инцест) и между130Конституция Российской Федерации.
СПб., 2014. П. 2 ст. 55.70приемными родителем и ребенком, т.к. согласно правовым нормам они приравниваются кродственникам. Более того, брак оказывается невозможным для представителей одного пола. В1990-е годы в Семейном кодексе Российской Федерации было указано, что брак — это союзмежду мужчиной и женщиной 131, тем самым закрепляя в нем гетеронормативность сексуальныхотношений. В ряде европейских стран в 2000-е годы под давлением и при поддержкеобщественности были сделаны значительные шаги на пути к легализации и поддержке состороны государства однополых союзов, приравниванию их к традиционному браку. Примероммогут служить однополые браки во Франции или зарегистрированное партнерство вНидерландах.
Очевидно, что в России об этом в настоящее время не может быть и речи.Интимная и половая жизнь супругов остается их личным делом, за исключением вопросовсексуального насилия, которое уголовно наказуемо. Современная форма регулированиясупружеских отношений с помощью такого гражданско-правового документа как брачныйдоговор или брачный контракт также не имеет силы действия в отношении сексуальной жизнимужа и жены 132.
Супружеские измены являются не более чем достаточным основанием дляпринятия в судебной практике решения о расторжении брака. Сексуальное поведение какпричина развода может быть отдельно рассмотрено в ходе закрытого судебного заседания потребованию одной из сторон. Таковы основные базовые нормы российского права,регулирующие сексуальные практики граждан, связанные, прежде всего, с семейно-брачнымиотношениями.Как говорилось выше, одной из важнейших сфер регулирования со стороны государстваявляется детская сексуальность. Во многих странах мира еще в XIX столетии в уголовномправе появилось такое понятие как «возраст сексуального согласия», под которым понимаетсявозраст, когда человек имеет право и возможность дать согласие на вступление в половыеотношения с другим лицом133. В подавляющем большинстве случаев он ниже брачноговозраста и возраста совершеннолетия.
Сравнивая данную норму в различных государствах,можно отметить, что он может наступать в интервале от 9 до 20 лет, но преимущественно в 14–16 лет. В России согласно поправкам Уголовного кодекса 2003 года он соответствует 16 годам.Поэтому статья 134 Уголовного кодекса РФ предусматривает различные виды наказания засексуальные связи с лицами, не достигшими его.