Диссертация (1147302), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Сегодня, какутверждают они, мир проходит новую трансформацию, поэтому концепциястратегического нарратива должна выступать в роли соответствующейновым изменениям теории, которая будет способна объяснить эти измененияи сформулировать эффективные стратегии поведения международныхакторов.Еще одной интересной концепцией, появившейся на основе теории«мягкой силы» Дж.Ная, стала концепция Александра Вавина.
Условноданную концепцию можно назвать «Доброта, красота, безукоризненность».Размышляя о «мягкой силе», исследователь отмечает склонность кресурсному видению данной концепции в академическом сообществе.Ресурсное видение означает отождествление «мягкой силы» с ресурсами,которые ее производят. Однако, Вавин считает такое отождествлениенекорректным.
Он утверждает, что ресурсы сами по себе «нейтральны»: т.е.одни и те же ресурсы могут производить как «мягкую», так и «жесткую»силу. Он приводит пример военных ресурсов, которые в случае ихиспользования во время боевых действий, несомненно, являются ресурсамижесткой силы. Однако, те же самые ресурсы могут стать ресурсами «мягкойсилы», тогда когда боевые действия уже завершены и новые властиустанавливают порядок.
Решить дилемму ресурсов может, согласно Вавину,введение в дискурс о «мягкой силе» понятия «валюта силы» (вариантА.Бобыло и С.Песцова) – currencies. О валюте силы говорил еще сам Дж.Най,указывая на то, что мягкая и жесткая силы пользуются разными средствамидля достижения целей. Он определял, что военными средствами являютсясила и угрозы, экономическими – финансовая помощь и санкции, асредствами «мягкой силы» являются культура, ценности, политические76институты и притягательность. Однако Вавин справедливо указывает на то,что вышеупомянутые средства являются скорее ресурсами. Вавин убежден,что основная проблема концепции Дж.
Ная – это постоянное смешиваниересурсов и «валют» силы. Он пишет, что в данную логическую ловушкупопал не только Дж. Най, но и другие исследователи.Для лучшего понимания и использования «мягкой силы» Вавинвводит в дискурс три универсальных валюты силы, которые производят каксилу, так и мягкость. Для удобства восприятия этих валют в научномсообществе Вавин использует образы доброты, красоты и безупречности.Первая валюта – доброта. Она выражается в доброжелательномотношении к своим партнерам.
Она работает благодаря эффекту взаимности:доброе отношение и действие вызывает благодарность и ответноедоброжелательное отношение. Вавин осознает, что как в человеческихвзаимоотношениях, так и в международных не всегда добро порождаетдобро. Однако, он утверждает, что международное сообщество способнорегулировать поведение своих членов и может наказывать нарушителейправил поведения, которых он называет «жуликами»159.Вторая валюта – безупречность. Она должна характеризовать все, зачто берется актор.
Она работает благодаря эффекту подражания всемуидеальному и успешному. В человеческой природе заложена потребностьучиться на удачном опыте других. Вавин считает, что она основывается навосхищении, которое вызывает успех. Успех всегда говорит о способностях италантах актора, которые воплощаются в конкретных достижениях.Третья валюта – это красота. Красота должна характеризовать теидеалыиценности,которыеакторпредставляетмеждународномусообществу. Эта валюта работает благодаря естественному стремлениюнайти единомышленников, совместно работать для достижения общих159Vuving A. How Soft Power Works. American Political Science Association annual meeting, Toronto.
September3, 2009. Р.10.77идеалов, обрести моральную поддержку и духовное руководство. Вавинпишет, что красота генерирует «мягкую силу» через вдохновение.Интересно, что сам автор отводит красоте ключевую роль в своейконцепции. Он утверждает, что красота – это ключевая валюта силы, котораяделает лидера харизматичным и привлекательным.Вавин представляет свой набор инструментов «мягкой силы»:культурные мероприятия, обменные программы, теле- и радиовещание,распространение национального языка, культуры; мифы о своей страны(например, миф о непобедимости); программы визитов для иностранныхстудентов,молодежииобычныхграждан;экономическаяпомощь.гуманитарная помощь; дипломатическая помощь; проведение внутренней ивнешней политики, основанной на законе; реализация внешней политикичерез международные институты.Таким образом, новизна концепции Александра Вавина состоит вразвитии в рамках научного дискурса понятия «валюта силы», котороедополняет концепцию «мягкой силы», зачастую отождествляемую вакадемическом сообществе с ее ресурсами.
Обогащая дискурс валютамисилы, автор вносит свой вклад в развитии теории и практики «мягкой силы»:образы доброты, красоты и безупречности помогают акторам понять, каклучше использовать в своей внешней политике «мягкую силу». Вместе с тем,Вавин предпринял попытку составления списка конкретных инструментов«мягкой силы», которые актор может использовать для достижения своихвнешнеполитических целей.Дж.Маттерн предложил изучение «мягкой силы» в международныхотношениях через социолингвистическую призму. Его концепцию, котораясложилась в результате развития идей Дж.
Ная, можно условно назвать«вербальной схваткой» в международных отношениях. Он пишет, что егоподход представляет альтернативный ракурс анализа привлекательности вмировой политике, который позволяет выстроить более логичную, строгую,практическую модель «мягкой силы».78Исследовательотталкиваетсяотпредпосылки,чтопонятие«притягательности», которое сам Дж. Най называл центральным для «мягкойсилы», не получило должного развития ни в авторской концепции, ни впоследующих интерпретациях. Он предлагает начать изучение феномена«притягательности» в мировой политике через теорию Ю.Хабермаса.Согласно его теории, взаимодействие между акторами строится накоммуникативномобмене,социолингвистическийареальностьконструкт,создаваемыйпредставляетакторамивсобойпроцессекоммуникации.
При таком подходе особую роль в международныхотношениях начинает играть сила, которая способна навязать другимнарратив актора. Маттерн пишет, что речь идет о репрезентативной силе. Спомощью этой силы акторы представляют мировому сообществу свойнарратив, а затем стараются убедить других в его правильности исправедливости. Согласно автору, современные международные отношенияпредставляют собой конкуренцию интерпретаций реальности. Коммуникацияпредставляет собой основу современных международных отношений. Аинформационная революция, произошедшая на рубеже XX-XXI веков исделавшая мир маленьким и плоским, лишь усилила зависимость процессамеждународного взаимодействия от коммуникационных технологий.Учитывая вышеизложенное, Маттерн утверждает, что взаимодействиев мировой политике – это вербальная схватка (verbal fighting), котораявыражается в особом роде коммуникативного обмена с использованиемрепрезентативнойсилы.Даннаясхваткапроисходитвпроцессекоммуникативного обмена и выражается в попытке навязывания своеговнешнеполитического нарратива в качестве самого верного.
Таким образом,использование «мягкой силы», согласно Маттерну, является фактическилатентным принуждением.Поэтому, заключает исследователь, «мягкаясила» – не такая уж и мягкая. На самом деле, границы между мягкой ижесткой силой оказываются условными. И та, и другая сила на деле работаютчерезпринуждение.Ноеслидляжесткойполитикихарактерно79использование военной и экономической силы (или угроз их использования),тодлямягкойстратегиисвойственноиспользованиеособойрепрезентативной силы.Отталкиваясь от такого понимания «мягкой силы», Маттерн даетпрактические советы, которые значительно отличаются от традиционныхсоветов в духе теории Дж.Ная. Так, он пишет, что в среде теоретиков ипрактиков распространено убеждение, что мягкая сила заключается вграмотной стратегии по информированию зарубежной аудитории о своихлучших качествах и притягательности: о том, кто мы такие, каковы нашиценности и достижения культуры.
Дж.Най также подчеркивал важностьдиалога в международных отношениях, который подразумевает умениеслушать и слышать своего собеседника. Маттерн считает такое убеждениеневерным и вредным для международного актора. Согласно его концепции, впроцессе международного взаимодействия актор не просто рассказываетдругим о себе, своей политике и своих ценностях, а сражается вербально сосвоими противниками. Его цель в этой схватке - принудить противникапринять свою интерпретацию реальности.Слушатьсвоихпартнероввпроцессемеждународноговзаимодействия Маттерн считает не только неэффективным, но и опасным.Воспринимаямеждународноеобщениекаквербальнуюсхватку,исследователь утверждает, что диалог открывает возможность противникуиспользовать свою репрезентивную силу и тем самым снижает шансы науспех актора. Очевидно, что интерпретация Маттерном концепции «мягкойсилы» через социолингвистическую теорию фактически приводит кутверждению об эффективности пропаганды во внешней политике.