Диссертация (1147237), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Роухани:"Для нас, владение ядерным топливным циклом и производство атомной энергии,Noori Alireza. Iran's Position in Russia’s Incoherent Middle East Policy http://www.iranreview.org/content/Documents/Iran-s-Position-in-Russia-s-Incoherent-Middle-East-Policy.htm. 21.11.2013.208Мамедова Н. М. Указ. соч. С. 192.20763так зависит от диверсификации наших энергоресурсов, как от нашей идентичности вкачестве нации, и от нашего акцента на соблюдение нашего авторитета и уважения,и, следовательно, от нашей позиции в мире"209.
В связи с этим, Иран все с большейуверенностью и открытостью заявляет о желании войти в ядерный клуб.2) "Ядерная энергия для всех, а ядерное оружие - никому"; Иран, доказываяверность своим внешнеполитическим идеалам, неизменно настаивает на том, что подходрегиональных и международных держав при обсуждении и принятии решений онераспространении ЯО и о ИЯП надо основывать на принципе "Ядерная энергия длявсех, ядерное оружие никому". Эта максима, по мнению Тегерана, основывается наДНЯО.
Иран намерен, в частности, восполнить важный пробел в этом договоре –отсутствие в нем конкретной даты - ядерного разоружения великих держав, Пакистана иИндии, а также выработать транспарентный и эффективный механизм верификациизаявлений о сокращении державами своих арсеналов210.Кроме того, критикам иранской ядерной программы неоднократно указывалось назафиксированное в ДНЯО "неотъемлемое право всех участников Договора развиватьисследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях бездискриминации... ". По словам аятоллы А.
Хаменеи, "Согласно нашей вере, все атомныебомбы должны быть уничтожены, и они нам не нужны". Он не раз подчеркивал, что вТегеране не собираются отказываться от реализации программы по мирномуиспользованию атомной энергии и его фетва (религиозный указ) о запрете ЯО имеетобязательную силу для иранского правительства211. К сожалению, эти его заверения невоспринимались теми на Западе и в Израиле, кто в течение многих лет с необъяснимойяростью нападал на ИЯП и ее вдохновителей.В Апреле 2010 г. конференция «Ядерная энергия для всех, ядерное оружие никому»состоялась в Тегеране, и иранские официальные лица старались обратить вниманиемирового сообщества к этому принципу.
Увы, даже российский ученый, чл.-корр. РАН,209Rouhani Hassan. Time to engage - http://www.washingtonpost.com/opinions/president-of-iran-hassan-rouhani-time-toengage/2013/09/19/4d2da564-213e-11e3-966c-9c4293c47ebe_story.html. 19.09.2012.210Статья VI ДНЯО гласит: «Каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вестипереговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем иядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективныммеждународным контролем».211МИД Ирана считает обязанностью правительства страны исполнять фетву Хаменеи о запрете ядерного оружия http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=49603.
15.01.2013.64директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов весьманелестно прокомментировал созыв этой конференции: "Это чистейшей воды демагогия,призванная отвлечь внимание от провокационного курса Тегерана на создание ядерногооружия, в котором сейчас уже почти не осталось сомнений"212.Вопреки мнению А.
Арбатова, Иран со стратегической точки зрения не согласится смнением о том, что ядерное сдерживание, гарантируя государству избавление от угрозыпрямой масштабной агрессии с использованием ОМУ, имеет уменьшающуюся ценностьв качестве рычага воздействия на международную безопасность (Хотя Тегеран, внастоящее время и с учетом реальных угроз «пороговый» ядерный статус тактическисчитает полезным).Что же касается "иранской угрозы", в том числе ядерного удара, следует иметь ввиду, что Иран за последние, по крайней мере, 200 лет не начинал войн против своихсоседей, и вряд ли начнет.
Миролюбие Ирана, однако, Запад и Израиль поставляют подсомнение исходя из своих гегемонистских целей и нагнетают иранофобию. Ониотрицают предсказуемость режима в Иране. В своей статье Дж. Зариф утверждает, чтоИран не имеет никакого интереса к ЯО и убежден, что такое оружие не будетспособствовать его безопасности. Иран не имеет средств, чтобы участвовать в ядерномсдерживании - прямо или через посредников - против своих противников213.В этой связи, Иран раскритиковал двойные стандарты в отношении его ядернойпрограммы.
Иран апеллирует к наличию ЯО у Индии, Пакистана, а главное, у Израиля,разрабатывающего планы военного нападения на ядерные объекты Ирана 214, да и нетолько на Иран. Тель-Авив получил необходимую помощь для разработки атомногооружия из западных столиц и пользуется по-прежнему их поддержкой для развитиисвоей ядерной программы, умалчивая о наличии ЯО. «Когда Индия и Пакистан провелипервые ядерные взрывы, многие политики заявляли, что Договор о нераспространениинадо хоронить.
Не похоронили. Более того, многие страны как США и Россия потомактивно сотрудничала с Индией в развитии различных ядерных программ», сказал эксминистр иностранных дел РФ И. Иванов215.Кстати, здесь уместно напомнить, что Израиль в отличие от Ирана не подписалТерехов Андрей. Тегеран сам разоружит мир - http://www.ng.ru/world/2010-04-16/7_tegeran.html. 16.04.2010.Zarif Mohammad Javad. What Iran Really Wants ...212213.101 ص... بررسی تطبیقی برنامه هسته ای.کوشکی محمد صادق و میرحسینی فرشته214Иванов Игорь.
Иранская ядерная программа: позиция России - http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=847#top.21.09.2012.21565ДНЯО. В этой связи предложение Ирана, сделанное "шестёрке", о том, что Израильдолжен взять на себя те же обязательства перед МАГАТЭ, что и Тегеран, с позициймеждународного права представляется вполне логичным. Более того, эта иранскаяинициатива, видимо, может стать предметом особого внимания всего мировогосообщества. Как представляется, иранское предложение имеет вполне конструктивныйхарактер в формате обеспечения ядерной безопасности в целом216. Таким образом, Иранпродолжает настаивать на том, что его ядерную программу нельзя рассматривать вотдельности от режима ядерного нераспространения на международной арене, особеннона Ближнем Востоке и индийском субконтиненте.3) Переговоры и мирное урегулирование; В ответ на многочисленные обвинения всвой адрес о попытках разработать ЯО, Ирана не раз, особенно в период президентстваХ.
Роухани, заявлял о своей готовности сотрудничать с МАГАТЭ и ООН и продолжатьпереговоры с «шестеркой» (5+1), чтобы обеспечить полную прозрачность своей ядернойпрограммы и доказать ее исключительно мирный характер.Х. Роухани сразу же, как только занял президентский пост, объявил о желанииускорить переговорный процесс. "Мы считаем, что переговоры - это единственновозможное решение ядерной проблемы", - сказал он на своей первой прессконференции217. Иран сотрудничал с МАГАТЭ, несмотря на резолюции СоветаБезопасностиООНовведениисанкций,допустилсотрудниковМАГАТЭпроинспектировать ядерные объекты, которые они сочли необходимым обследовать.Время от времени переговоры прерывались, в чем вина нередко возлагалась наТегеран, но иранские власти заявляли, что это делалось потому, что «шестерка» иМАГАТЭ настаивали на принятии Ираном обязательств в ядерной сфере, выходящих зарамки ДНЯО, участником которого Тегеран не переставал быть.
Но, Тегеранотказывался от тех условий, какие ему навязывали в переговорах и какиепротиворечили, по его мнению, ДНЯО и другим международным договорам. Ирантакже отвергал требования, выходившие за пределы «ядерной тематики» иликасавшиеся, например ракетной (баллистической) программы Ирана. Не всегда емуудавалось добиться признания своей точки зрения. Это обстоятельство кажетсяКольчугин Н.П. Переговоры по ядерной программе ...Переговоры с "шестёркой" единственно возможное решение ядерной проблемы Ирана - президент страны http://www.finmarket.ru/news/3375602.
17.06.2013.21621766странным, ибо, согласно официальным данным МАГАТЭ, да и держав, участвовавших впереговорах, не было никаких доказательств наличия у Ирана секретной ядернойпрограммы. В докладах МАГАТЭ после подписания Женевского соглашения (ноябрь2013 г.) говорилось, что Иран продолжает выполнять свои обязательства в соответствиис существовавшим тогда временным ядерным соглашением с шестью мировымидержавами218.Хотя Запад и Израиль подчеркивали, что жесткое давление на Иран, включаяэкономические санкции, заставили его проявлять большую гибкость и изменить дажесвою ядерную политику, такое убеждение не правомочно, так как Иран всегда был готовк ядерным переговорам. Однако сбрасывать со счета прямое воздействие данногоподхода на политику Ирана в ядерной области нельзя.На наш взгляд, затягивание переговоров было на руку «шестерке»: вот почему еезападные участники, подстрекаемые часто Израилем, выдвигали не раз неприемлемыедляИранатребования.Во-первых,онибылипротивдостижениябыстройрезультативности переговоров, потому что в противном случае у них выбивался из рукважнейший рычаг изменения политического режима в Иране 219.
И, во-вторых, тогда вобстановке новых геополитических реалий открывались бы перспективы развитияразностороннего сотрудничества Тегерана и Москвы: здесь и поставка ЗРК С-300, истроительство новых блоков АЭС «Бушера», и открывающиеся возможности решенияпроблемы территориальных вод Каспийского моря, и политические договоренности поСирии и пр.