Диссертация (1147116), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Socialization and Hegemonic Power // International Organization, 44/3, 1990; Nye J. S.Soft Power // Foreign Policy, No. 80, Twentieth Anniversary, autumn 1990.92McClory J. The New Persuaders III. A 2012 Global Ranking of Soft Power. Institute for Government 2013 Р. 4.[Electronic resource]. Режим доступа:http://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/The%20new%20persuaders%20III_0.pdf (датаобращения: 20.10.2015)93Норвегия находится на первом месте в рейтинге по субиндексу «Правительство», Швеция и Дания занимаюттретье и четвертое место соответственно, Финляндия отстает от них ненамного, занимая шестое место.
Всубидексе «Дипломатия» в десятку лидеров входит только Швеция (пятое место) и Норвегия (седьмое место).Рейтинг по субиндексу «Бизнес/инновации» возглавляет Финляндия, Швеция (4 место), Дания (5 место) иНорвегия (9 место) не отстают от нее. См.: Jonathan McClory Op. cit. P. 1229развитии.Особоотметимнеолиберальнуютеориюгегемонистскойстабильности,описывающую отдельные аспекты международного политического сотрудничества в условияхсуществования одного государства (США) или группы государств (Европейский союз),которые, в силу своих особых характеристик, могут оказывать решающее влияние на политикуиных акторов 94 .
Существенную роль в исследовании энергетической дипломатии имеюттеоретические обоснования принятия акторами решений в условиях сложного стратегическоговзаимодействия:анализиздержекиприобретений,атакжеважностьсниженияинформационной асимметрии в условиях международного сотрудничества.Дополнительно в диссертационном исследовании используется неоинституциональнаятеория «организационного пространства», а также неолиберальная теория «гибкой власти» (softpower). Неоинституциональная теория «организационного пространства» предлагает условиястабильного,последовательного,предсказуемогосуществованияифункционированияэнергетической дипломатии посредством создания набора правил и норм, регулирующихмежгосударственные отношения. В свою очередь, неолиберальная теория мягкой силыобъясняет механизм формулирования и продвижения национальных ценностей страны намировой арене посредством создания заинтересованности других государств участвовать всоздании глобальной системы энергетической безопасности и механизма устойчивогоуправления природными ресурсами.Разнообразие теоретических подходов, положенных в основу настоящего исследования, неозначает цели составить эклектичную теорию энергетической дипломатии.
Скорее, подобныйвыбор обусловлен гетерогенным характером школы рационализма и отражает нынешний этапразработки дипломатической теории. Для анализа отдельных элементов и аспектовмеждународного энергетического сотрудничества наиболее требуется использовать разныеподходы. Их параллельное применение в рамках диссертационного исследования не приводит кпротиворечиям, а, напротив, позволяет сформировать более полное представление о имеющихместо явлениях в совокупности.1.2. Трансформация энергетической дипломатии на современном этапе1.2.1.Современноепониманиеиосновныехарактеристикифеномена«энергетическая дипломатия»В современной политической науке существует множество подходов к трактовкетермина«дипломатия»,начинаяотстрогогоограниченияпонятиядеятельностьюпрофессиональных дипломатов до фактического отождествления терминов «дипломатии» и«внешняя политика».
Один из подходов подразумевает под дипломатией переговорный процесс94Gilpin R. The Political Economy of International Relations. – Princeton. – 1987. 472 pp.30между суверенными участниками международных отношений, чаще – между двумягосударствами. Другой, напротив, трактует область дипломатической деятельности как процессвзаимодействия не только суверенных государств, но и международных правительственных инеправительственныхорганизаций,транснациональныхкорпораций,политическихобъединений и даже благотворительных организаций.
Кроме того, термин понимают и какбюрократический механизм для обеспечения возможности международного сотрудничествапосредством посольств, консульств и представительств министерств иностранных дел зарубежом95.Все перечисленные подходы, несмотря на кажущуюся противоположность, имеют иобщие черты. Во-первых, отмечается несиловой характер инструментов воздействия, вовторых, - первостепенность переговорного процесса как основополагающего в международныхотношениях. Наименее спорной и наиболее емкой является теория, согласно которойсуверенные государства остаются системообразующими акторами международных отношений,невзирая на рост влияния транснациональных корпораций и неправительственных организаций.Основными институтами, осуществляющими внешнюю политику, таким образом, следуетсчитать уставные органы международных отношений.
Однако признавая ключевую рольгосударств, необходимо относить к их внешней политике и международному влиянию такиекомпоненты, как: а) неспециализированные государственные органы (внешние подразделенияведомств, агентств и министерств); б) систему интересов бизнеса и международных связей(если она является частью системы государственных интересов и общего внешнеполитическогокурса); в) неправительственные организации (если их внешние связи контролируются иликоординируются государством).Для целей нашего исследования наиболее соответствует следующее определение:«Дипломатия – это совокупность правительственных и неправительственных институтов,несиловых инструментов и средств, используемых нацией для защиты своих интересов вмеждународных отношениях, участия в региональных и глобальных интеграционныхпроцессах»96.
Как отмечают представители петербургской школы международных отношений,ключевой особенностью дипломатической деятельности, в том числе в энергетической сфере,является несиловой метод решения вопросов, а также стремление акторов дипломатическойдеятельности, несмотря на важность защиты национальных интересов, формироватьсогласованную позицию посредством участия в региональных и глобальных интеграционныхпроцессах.95Henrikson A.K. Diplomacy’s Possible Futures [Electronic resource] // The Hague Journal of Diplomacy Vol.
1, 2006. P.3-27. Режим доступа:https://fletcher.tufts.edu/IFDT/~/media/Fletcher/Microsites/IFDT/HENRIKSON%20Alan%20%20Diplomacys%20Possible%20Futures.pdf (дата обращения: 01.10.2015)96Барышников Д. Н., Костюк Р. В., Ткаченко С. Л. Указ. соч. С. 13.31Энергетическая дипломатия, как одно из направлений современной дипломатии,несмотря на весьма недолгое время своего существования, уже вызывает много дискуссийсреди политиков и исследователей, пытающихся разработать ее концептуальные основы имеханизмы реализации. Можно предположить, что данные дебаты связаны с противоречивой иразнообразной природой энергетической политики в целом: она находится на пересечениимногих областей, в том числе политической, экономической, технологической и экологическойи, соответственно, проблемы и конфликты, которые призвана разрешить энергетическаядипломатия, сочетают в себе все эти факторы.М.Е.Богучарский характеризует энергетическую дипломатию как «инструмент проведениявнешней политики и средство регулирования международных отношений в энергетическойсфере, включающий в себя целый ряд вопросов, среди которых: надежное снабжениепотребителей энергоносителями, доступ к их источникам, маршруты транспортировкиуглеводородного сырья и электроэнергии, международные аспекты энергетики» 97 .
Другойроссийский исследователь теоретических основ политики в сфере энергетики, Э.Б.Уртаева, наоснове проведенного анализа элементов, составляющих энергетическую дипломатию,определяет данный феномен как «направление современной дипломатии,экономическиеиресурсныеинтересысовременныхстран,выражающеегоскомпанийиТНК,осуществляющих свою деятельность в энергетической сфере», а также говорит о том, что«энергетическую дипломатию можно определить как сложную, системно организованную иинституционально оформленную деятельность, в ходе которой цели и задачи международнойэнергетической политики государств реализуются путем переговоров и иных информационныхвзаимодействий» 98 .
Таким образом, Э.Б.Уртаева делает акцент на том, что энергетическаядипломатия не является исключительно государственной прерогативой, и ее стоитрассматривать как относительно обособленную деятельность. В данном вопросе автор склоненсогласиться с исследователем ввиду уже вышеупомянутой многогранности и сложностиэнергетического сектора, находящегося на пересечении экономических и политическихинтересов страны.Что касается зарубежной литературы, то здесь можно выделить следующие особенностиопределенияэнергетическойдипломатии.Экспертпоэнергетическойполитикеиэнергобезопасности А.Голдтау в своей работе отмечает, что использование понятия«энергетической дипломатии» стало в последнее время модным среди политиков, однако приэтом не имеет общепризнанного значения, а характеризуется лишь расплывчатыми97Богучарский М.
Е. Энергетическая дипломатия Европейского Союза. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.полит. наук : 23.00.04. М., 2005 – С.498Уртаева Э.Б. Понятие энергетической дипломатии и интересы России [Электронный ресурс] // Политика иобщество. 2011. №4. Режим доступа: http://nbpublish.com/view_post_40.html (дата обращения: 20.10.2015)32формулировками. По его мнению, энергетическая дипломатия – это метод использованиявнешней политики в целях обеспечения безопасного доступа к запасам сырья и продвижениямежгосударственного сотрудничества в энергетическом секторе 99 . При этом в отличие отЭ.Б.Уртаевой, автор данной формулировки подчеркивает исключительно государственныйхарактерэнергетическойдипломатии,утверждая,чтозаключениеразличногороданефтегазовых соглашений, в первую очередь, диктуются вопросами национальных интересов, ане выгодой для бизнеса, и принятие решений определяется не экономической, а политическойлогикой.Норвежский исследователь К.Оффердал определяет энергетическую дипломатию какинструментгосударстваэнергетическойсфере,поапродвижениютакжедлясобственныхрешениянациональныхпотенциальноинтересовконфликтныхввопросовэнергетического взаимодействия в рамках двухсторонних и многосторонних переговоров100.В свою очередь, турецкие исследователи энергетической дипломатии определяют ее какдипломатическийинструмент,нацеленныйнаиспользованиеэнергоресурсовдляосуществления национальных интересов в двухсторонних, многосторонних, глобальных ирегиональных отношениях энергетического спроса и предложения.