Автореферат (1146482), страница 7
Текст из файла (страница 7)
В нейпрослеживается дальнейшее укрепление англо-французского военно-морскогосотрудничества на фоне обострения отношений между Антантой иТройственным союзом.В первом параграфе «Влияние Балканского кризиса на средиземноморскуюполитику Антанты и Тройственного союза» оценивается значение событий наБалканах для великих европейских держав. После начала войны на Балканахосенью 1912 г. возникла опасность прямого военного столкновения междудвумя блоками европейских держав. Великобритания заявила о готовностивступить в войну с Германией и Австро-Венгрией на стороне Франции.Возникла необходимость в налаживании более тесного и четкоговзаимодействия военно-морских сил стран Антанты.Это нашло отражение в подписанном 10 февраля 1913 г.
соглашениимежду представителями британского Адмиралтейства и французского морского31генерального штаба. Великобритания стремилась сохранить на Средиземномморе военно-морские силы, способные одержать победу над австрийскимфлотом. Соглашение предусматривало соединение британских сил сфранцузским флотом под началом французского главнокомандующего приусловии, если бы британские силы уступали австрийским. Сам по себе фактподписания соглашения не подразумевал союза двух стран во время войны. Вмарте 1913 г. состоялся визит в Париж вступившего в должность Первогоморского лорда Л.
Баттенберга для переговоров с начальником французскогоморского генерального штаба адмиралом Ле Бри. Результатом парижскихпереговоров стал приказ, направленный 1 мая 1913 г. главнокомандующемубританскими средиземноморскими силами адмиралу А. Милну немедленноусилить французов в случае соединения итальянского и австрийского флотов. Вприказе впервые допускалось потенциальное участие кораблей русскогоЧерноморского флота в боевых действиях в Средиземном море.Во втором параграфе «Проблема усиления Королевского военноморского флота и стратегические взгляды Л. Баттенберга» рассматриваетсяплан британского правительства по усилению Королевского флота за счетформирования общеимперской эскадры.
Эскадра могла бы усилитьКоролевский флот на 9 линейных кораблей, что обеспечивало значительныйперевес над германскими военно-морскими силами. При этом сама метрополияне несла никаких расходов по ее созданию. В общеимперскую эскадру должныбыли войти корабли, построенные Канадой. 6 мая 1913 г. канадский сенатотклонил предложение правительства о строительстве новых судов. Такимобразом в условиях англо-германского антагонизма британское правительствомогло рассчитывать только на собственные силы, что дало новый импульсбританскому военному судостроению.Основная ответственность за создание стратегических планов вАдмиралтействе лежала на Первом морском лорде принце Л. Баттенберге,которого инструктировал Первый лорд У. Черчилль.
В Королевском военно32морском колледже была проведена стратегическая игра с целью выработкирешения задачи обеспечения сообщений Антанты в ЗападномСредиземноморье. В ходе игры были определены принципы взаимодействияфлотов Великобритании и Франции в начале войны с державамиТройственного союза.Параграф три «Флоты великих держав на Средиземном море и вопрос осудьбе Константинополя».
После начала Первой Балканской войны Англияпополнила свои средиземноморские силы. Отвечая на усиление британскоговоенного присутствия, в ноябре 1912 г. собственную средиземноморскуюэскадру для защиты национальных интересов сформировала Германия, чтоположило начало ее непосредственному военно-морскому присутствию врегионе и кардинально меняло стратегическую ситуацию в пользуТройственного союза.
Присутствие германских сил на Средиземном морепобудило Великобританию передислоцировать в ноябре 1912 г. на Мальтулинейный крейсер «Инфлексибл». Через год в Средиземноморье состоялисьбританские военно-морские маневры, имевшие как стратегическое, так иполитическое значение. Была также проведена совместная демонстрация англофранцузских сил в Восточном Средиземноморье.Помимо военно-морских сил Тройственного союза британскоеправительство во время Балканской войны беспокоила возможность появлениярусского флота в Константинополе.
Целью британской политики было недопустить единоличного занятия Константинополя и Черноморских проливовРоссией. В районе Проливов Англия держала соединение кораблей,превосходившее по силе Черноморский флот. России было предложенопредоставить Константинополю статус свободного порта, нейтрализовавБосфор и Дарданеллы. В Петербурге не приняли британского предложения,вынашивая планы десанта на Босфоре. Решительный протест партнеров поАнтанте не позволил претворить эти планы в жизнь.33Четвёртая глава «Проблема военно-стратегического присутствияАнглии в Восточном Средиземноморье (1913 – 1914 гг.)» состоит из трехпараграфов. После Первой Балканской войны возросла роль ВосточногоСредиземноморья в политической и военной стратегии Великобритании из-затерриториальных изменений, произошедших в этом регионе.
Цельюбританской стратегии в Восточном Средиземноморье являлосьпротиводействие усилению позиций держав Тройственного союза и России.Она рассматривается на примере деятельности морских миссий вКонстантинополе и Афинах, соперничества с Германией за влияние вОсманской империи и Греции, а также реакции на политику Англии со стороныее партнера по Антанте – России.В параграфе первом «Великобритания и греко-турецкая гонка морскихвооружений» анализируется политика Великобритании в ВосточномСредиземноморье и участие в ней внеблоковых государств ‒ Греции иОсманской империи. Эти страны являлись потенциальными противниками поотношению друг к другу.
Средством влияния Великобритании в этихгосударствах стали военно-морские миссии. Первая миссия была направлена вКонстантинополь вскоре после Младотурецкой революции 1908 г. Одной иззадач британской средиземноморской стратегии являлось противостояниепопыткам России занять Константинополь и провести Черноморский флотчерез Босфор и Дарданеллы. Для ее успешного решения были важны хорошиеотношения с владевшей Проливами Турцией, а также реорганизация флотапоследней. Еще одной обязанностью миссии являлось содействие получениювыгодных заказов британскими судостроительными фирмами. ВАдмиралтействе принималось в расчет возможное взаимодействие турецкихкораблей с силами Королевского флота во время войны. При этомреорганизованные турецкие военно-морские силы должны были быть заведомослабее британского средиземноморского соединения.34В Афины британская военно-морская миссия прибыла весной 1911 г.Великобритания на тот момент придавала большее значение сотрудничеству сТурцией, поэтому английские офицеры из состава греческой миссии – вотличие от своих коллег в Константинополе – не значились в действующемсписке Королевского флота.
С точки зрения британской средиземноморскойстратегии Греция имела первоочередное значение в смысле размещения на еётерритории базы Королевского флота. Развитие греческого флота не должнобыло угрожать британским интересам, поскольку существовала вероятностьухудшения отношений между двумя странами.
По истечении срока контракта спрежним составом британской военно-морской миссии ее новый состав издействующего списка Королевского флота прибыл на место дальнейшегопрохождения службы в конце лета 1913 г.В параграфе втором «Англо-германское соперничество в Османскойимперии и Греции» показано, как отразился в Восточном Средиземноморьеангло-германский антагонизм.
Английские интересы в Турции сталкивались синтересами Германии. Важным инструментом усиления политическоговлияния Англии в послереволюционной Турции стала британская военноморская миссия. Одной из главных задач миссии являлось противодействиегерманскому влиянию на турецком флоте. Это влияние не только укреплялополитические позиции Берлина в Османской империи, но и делало вполнереальной перспективу выступления турецкого флота на стороне Германии и еёсоюзников. 19 ноября 1913 г.
османское правительство предоставило заказбританским фирмам на оборудование в заливе Измида плавучих доков длясверхдредноутов, судостроительных верфей и мастерских, а такжереорганизацию военного порта и строительство арсенала в Золотом Роге.Германский посол в Константинополе заявил протест туркам по поводуотсутствия объявленного тендера на постройку порта в Измиде.В свою очередь Германия приняла решение об отправке в Турцию новойвоенной миссии во главе с генералом Л. фон Сандерсом, получившим под своё35начало 1-й армейский корпус в Константинополе. Германский генерал во главетурецких войск, дислоцированных в районе Проливов, представлял серьезнуюпомеху планам России. При этом германская миссия напрямую не затрагивалабританских интересов.