Диссертация (1146424), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Между тем223Латинская Америка в современной мировой политике… С. 23.Declaración de Principios // Primera Cumbre de las Américas, Miami, Florida, 9–11 de diciembre de 1994. URL:http://www.summit-americas.org/i_summit/i_summit_dec_sp.pdf225Declaración de Santiago // Segunda Cumbre de las Américas, Santiago de Chile, Abril 18–19, 1998. URL:http://www.summit-americas.org/ii_summit/ii_summit_dec_sp.pdf226Plan de Acción // Primera Cumbre de las Américas, Maiami, Florida, 9–11 de diciembre de 1994. URL:http://www.summit-americas.org/i_summit/i_summit_poa_sp.pdf227См.: Mace G., Thérien J.P., Haslam P. Governing the Americas: Assessing Multilateral Institutions.
Lynne RiennerPublishers, 2007.228Declaration of Montrouis. Op. cit.22462именно в это время глубокие противоречия в подходах к межамериканским отношениямпроявились в полной мере. Официальная риторика о совместимости экономическойлиберализации с переходом к демократическому миру оказалась малоубедительна, а реальнаяполитическая практика, предполагающая вовлечение США в войну с наркотиками, усилениепотоков военной помощи и проталкивание американского экспорта, вызвали неизбежноенеприятие среди латиноамериканцев229.Стремление Вашингтона единолично определять перспективы регионального развитияпредопределили комплекс проблем, с которыми межамериканским отношениям пришлосьстолкнуться уже в начале XXI века.
Переход США к фактически односторонней политике наглобальном уровне стимулировал «защитно-суверенную рефлексию». Это проявилось в том,что новая система региональной безопасности, которая должна была заменить утративший силуМежамериканский договор о взаимной помощи от 1947 года, так и не состоялась.В ходе совещаний глав военных ведомств (Вильямсбург, США, 1995; Барилоче, Аргентина,1996; Майами, США, 1997) представители Пентагона настойчиво продвигали идею о«демократической миссии» вооруженных сил стран региона, которые должны стать основнымгарантом незыблемости конституционного строя в своих странах.
Здесь явно прослеживаютсяаналогии с концепцией «гражданских действий» вооруженных сил, которую в 1960-е годыВашингтон пытался навязать латиноамериканским государствам. Подтекст выдвигаемой идеизаключался в том, чтобы переориентировать армии региона на выполнение внутреннихфункций и тем самым ограничить закупки сложных и дорогостоящих систем вооружений.Тогда этот замысел не только не был реализован, но и породил мощную волну «военногонационализма» антиамериканской направленности. Слишком настойчивая позиция СШАпривела к установлению прохладных отношений со стороны военных ведомств Бразилии,Мексики, Никарагуа к выдвинутой Вашингтоном идее формирования многонациональных силдля борьбы с наркотрафиком в регионе230. Таким образом, планы по созданиюмежамериканских объединенных сил по противодействию наркотической угрозе не былиосуществлены, так же как несколькими десятилетиями ранее было отвергнуто предложение осоздании на постоянной основе межамериканских вооруженных сил.Появление в повестке дня ОАГ новых тем, таких как социальная справедливость, миграция,экономическая и экологическая безопасность, борьба с бедностью, сохранение культурнонационального многообразия способствовало институциональной трансформации организации.Началась разработка региональных программ по борьбе с наркобизнесом, терроризмом,бедностью, а также работа над Межамериканской программой устойчивого развития.229230Цит.
по: Жирнов О.А., Шереметьев И.К. Указ. соч. С. 81–82.Латинская Америка в современной мировой политике… С. 24–25.63В 1993 году происходит последняя на сегодняшний день реформа Устава ОАГ – ПротоколМанагуа231, который вступил в силу в 1996 году. Основная цель протокола – усиление ролиОАГ в сфере экономического развития региона и региональной интеграции. В соответствии сэтим документом произошло слияние Экономического и социального совета и Совета пообразованию, науке и культуре в Совет по интегральному развитию.
Задачи Советазаключаются в налаживании сотрудничества между американскими государствами во имяинтегрального развития, устранение бедности, решение других задач в экономической,социальной, образовательной, культурной, научно-технической областях232. В документах IIIСаммита Америк в Квебеке (2001) достижение интегрального развития было провозглашеноцелью Западного полушария233.Обращениелатиноамериканскихгосударствкформуле«безопасность – развитие»способствовало смещению деятельности ОАГ от традиционного поддержания мира к болеекомплексным и многомерным аспектам. Во многом благодаря этому ОАГ сформировалаобширный инструментарий, направленный на решение проблем демократического развития.Институциональные изменения в рамках ОАГ в 1990-е годы характеризовались смещениемвнимания от коллективной безопасности к кооперативной безопасности, которая имеет дело нес угрозами, но с рисками.
В данном контексте управление конфликтами предполагаетукрепление доверия между сторонами конфликта и определенные меры противодействиярискам политической нестабильности. Первоочередное значение мер по укреплению доверия ибезопасности состоит в снижении роли, а в некоторых случаях устранении причин недоверия,напряженных отношений или военных действий.
Подобный механизм представляет собойглавный инструмент перехода от логики конфронтации к логике кооперации234.Важным этапом развития концепции управления конфликтами в рамках ОАГ стало созданиев 1992 году Специального комитета по безопасности в Западном полушарии, в 1995 годупревратившегося в постоянный орган ОАГ – Комитет по региональной безопасности235. Егоосновная задача – обсуждение и определение концепции региональной безопасности.Разница в подходах США и латиноамериканских государств к пониманию и решениюпроблем современного мира долгое время служила препятствием на пути создания общейконцепции безопасности Западного полушария.231Protocol of Amendment to the Charter of the Organization of American States “Protocol of Managua”. Nicaragua, 1993.URL: http://www.oas.org/dil/treaties_A-58_Protocol_of_Managua.htm232Organization of American States. Official Web Site.
URL: http://www.oas.org/en/default.asp233Plan de Acción // Tercera Cumbre de las Américas, Quebec City, Canada, 20-22 de abril de 2001. URL:http://www.summit-americas.org/iii_summit/iii_summit_poa_sp.pdf234Weiffen B. The Inter-American Security System : Changes and Challenges. Op.cit. P. 24.235OAS General Assembly resolution AG/RES. 1353 (XXV-O/95), “Cooperation for Hemispheric Security”, adopted onJune 9, 1995.64В 90-е годы ХХ столетия в ОАГ осуществляется выработка новых правовых инструментов,призванных обеспечить переход на следующий уровень сотрудничества в сфере безопасности.Так, в 1992 году Генеральная ассамблея ОАГ одобряет Межамериканскую конвенцию овзаимной правовой помощи по уголовным делам236. В 1996 году утверждаетсяМежамериканская конвенция о борьбе с коррупцией – первый документ подобного рода,нацеленный на содействие межгосударственному сотрудничеству в области профилактики,выявления,наказанияиустранениякоррупциикакинструментаорганизованной237преступности.
Годом позже принимается Межамериканская конвенция против незаконногопроизводства и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых и других связанныхс этим веществ. Данная конвенция указывает на связь незаконного производства и оборотаогнестрельногооружиясторговлейнаркотиками,терроризмом,транснациональнойорганизованной преступностью, наемничеством и другими видами преступной деятельности врегионе 238 . В 1999 году подписывается Межамериканская конвенция о транспарентностиприобретений обычных вооружений, ориентированная на «…более полный вклад врегиональнуюоткрытостьитранспарентностьприобретенияобычныхвооруженийпосредством обмена информацией относительно таких приобретений с целью поощрениядоверия среди государств-участников на американском континенте»239.Межамериканская комиссия по контролю над злоупотреблением наркотиками (СИКАД)240,созданная еще в 1986 году, должна была превратиться в координирующий механизм по борьбесо злоупотреблением наркотиков, но в течение десятилетия комиссия, по сути, так и неприступила к исполнению возложенных на нее функций.В 1998 году на Межамериканской конференции по борьбе с терроризмом было достигнутоСоглашение Мар-дель-Плата о создании Межамериканского комитета против терроризмаСИКТЕ)241, одобренное Генеральной ассамблеей ОАГ в 1999 году242.
Однако деятельностьСИКТЕ активизировалась только после террористических атак на США.236Inter-American Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters, adopted on May 23, 1992, Nassau,Commonwealth of Bahamas. URL: http://www.oas.org/juridico/english/treaties/a-55.html237Inter-American Convention against corruption, March 29, 1996.
URL: http://www.oas.org/juridico/english/Treaties/b58.html238Inter-American Convention against the illicit manufacturing of and trafficking in firearms, ammunition, explosives, andother related materials, November 14, 1997. URL: http://www.oas.org/juridico/english/treaties/a-63.html239http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/transpar.pdf240Statute of the Inter-American Drug Abuse Control Commission, resolution AG/RES.813 (XVI-O/86), adopted by theOAS General Assembly on November, 1986.241Commitment of Mar del Plata. URL: http://www.oas.org/juridico/english/Docu1.htm242OAS General Assembly resolution AG/RES. 1650 (XXIX-O/99), “Hemispheric Cooperation to Prevent, Combat, andEliminate Terrorism”, adopted on June 7, 1999.65В 2002 году была открыта для подписания Межамериканская конвенция против терроризма,вступившая в силу годом позже.