Диссертация (1146424), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Участники сессииГенеральной ассамблеи ОАГ (Вашингтон, 1978) осудили нарушения прав человека в Парагвае,Уругвае и Чили. Кроме того, были приняты резолюции, отражающие недовольстволатиноамериканских стран дискриминационными мерами США в торговле и игнорированиеими рекомендаций ОАГ. В специальной резолюции содержались положения о недопустимостивмешательства иностранных компаний во внутренние дела государств, на территории которыхони действуют184.Многие латиноамериканские лидеры были против дискриминационной политики США. Вчастности, мексиканский президент Х.Лопес Портильо (1976–1982) в ходе переговоров с Дж.Картером обратил внимание на ряд проблем в межамериканских отношениях, в том числе на«несправедливыеограничениялатиноамериканского экспортаибарьеры»,которыевоздвигВашингтоннапути185.После победы сандинистской революции в Никарагуа, создания левых правительств наГренаде и в Гайане, начала гражданской войны в Сальвадоре, активизации герильи в ГватемалеВашингтон взял курс на повышенную милитаризацию Карибского бассейна.
Под предлогомякобы нависшей над США угрозы со стороны Кубы, Никарагуа, Сальвадора и Гренадыпрезидент Картер распорядился сформировать в бассейне Карибского моря специальныевоенные подразделения быстрого реагирования (так называемые «зеленые береты») с базой вКи-Уэсте186. В Карибском бассейне одно за другим стали проходить военные маневры и учения,резко усиливались с помощью США вооруженные силы соседних стран (Барбадоса, Тринидад иТобаго и других карибских стран). Наращивание военного присутствия США в Центральной182American Convention on Human Rights “Pact of San José”. Costa Rica, 1969. URL: http://www.oas.org/dil/treaties_B32_American_Convention_on_Human_Rights.htm183Protocol of Amendment to the Charter of the Organization of American States “Protocol of Buenos Aires”. Argentina,1967.
URL: http://www.oas.org/dil/treaties_B-31_Protocol_of_Buenos_Aires.htm184Octavoperíodoordinariodesesiones,Washington,DC,1978.URL:http://www.oas.org/es/sla/resoluciones_asamblea_general.asp185Межамериканская система: место и роль в политической истории Америки. С. 68.186Там же. С. 71.52Америке и регионе Карибского бассейна 187 вызвало озабоченность в латиноамериканскихстранах.В июне 1979 года специальное заседание Консультативного совещания министровиностранных дел ОАГ, посвященное событиям в Никарагуа, провозгласило сомосовский режим«противозаконным» и фактически лишило его международной поддержки. Звучали призывы кустановлению в Никарагуа демократического режима и проведению свободных выборов.Окончательный текст резолюции не включал положения об отправке специального контингентамежамериканских сил мира, на котором настаивал представитель США188. Таким образом,повторить сценарий интервенции, использованный Вашингтоном в 1965 году в Доминиканскойреспублике, не удалось благодаря единству позиций латиноамериканских государств.IX и X сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (Ла Пас, Боливия, 1979 г.
и Вашингтон, 1980 г.соответственно) подтвердили миролюбивую позицию латиноамериканских государств. Былиприняты резолюции, призывавшие к строгому соблюдению принципа невмешательства итребующие от США развивать отношения со странами региона на принципах «идеологическогои политического плюрализма», равного партнерства и строгого соблюдения прав человека189.Таким образом, общей тенденцией 70-х годов ХХ века стало изменение атмосферы в ОАГ.Инициатива перешла к государствам Латинской Америки, а США были вынуждены отказатьсяот политики навязывания решений. Результатом такой трансформации стало широкоеобсуждение роли ОАГ – выдвигались идеи о выходе Вашингтона из организации190.В 80-е годы прошлого столетия приостановилось укрепление позиций латиноамериканскихстран в международных делах, что было вызвано различными факторами, среди которых непоследнюю роль сыграла проблема внешней задолженности стран региона, имевшая тяжелыесоциальные и политические последствия.
В этот период обострились некоторые внутренниеконфликты и кризисы, ослабившие международный престиж Латинской Америки. Регионстолкнулся с серьезными трансформациями экономического и политического мышления. Волнадемократических перемен приходит в Латинскую Америку, в частности, затронув Аргентину,Бразилию, Перу, Уругвай, Чили и другие страны191.Латиноамериканская политика Р. Рейгана (1981–1989) осуществлялась в целом по двумнаправлениям: глобальному, учитывающему стратегическую важность региона в контекстеконфликта Восток–Запад, и локальному, исходя из которого отношения со странами Латинской187Подробнее см.: Glinkin A., Isakova N., Yakovle, P. Latin America against the war danger.
M., 1987.Decimoséptima Reunión de Consulta de Ministros de Relaciones Exteriores, res. II aprobada en la séptima sesiónplenaria celebrada el 23 de junio de 1979. URL: http://www.oas.org/consejo/sp/rc/RCactas.asp189ResolucionesdelaAsambleaGeneral(delaOEA)PeríodosOrdinarios.URL:http://www.oas.org/es/sla/resoluciones_asamblea_general.asp190См: Atkins G.P. Latin America and the Caribbean in the International System. Free Press, 1977. P. 347.191The Cambridge History of Latin America / ed. by L. Bethell. Cambridge, 1995. Vol. 6: 1930 to Present, Part 2: Politicsand Society.
P. 143.18853Америки выстраиваются в зависимости от их связей с СССР и в терминах идеологиисвободного рынка. Отличительной чертой латиноамериканского курса Рейгана являлось то, что«почти все проблемы, существующие и возникающие во взаимоотношениях США с южнымисоседями, и все новые явления в экономике, политике, социальной и культурной жизни странЛатинской Америки и Карибского бассейна рассматриваются и оцениваются… с точки зренияглобальной стратегии США по противоборству с СССР и с миром социализма в целом».192 ДляВашингтона«политическаястабильность»становитсяэквивалентом«статус-кво»,апродвижение демократии находит свое отражение в деятельности ОАГ. Между темдемократическая риторика как таковая не была чем-то новым. Белый дом регулярно прибегал кней в ходе реализации своей латиноамериканской политики, в том числе в отношении Кубы,Доминиканской республики, Никарагуа и др.193Ограниченный внешнеполитический подход вашингтонской администрации приводит кросту конфликтного потенциала региональной системы.
Так, Е.Г. Капустян и Б.Ф. Мартыновуказывают на возврат к принципам «традиционного панамериканизма». Привычныйдвусторонний подход позволяет Вашингтону играть на противоречиях государств ЛатинскойАмерики, в результате чего происходит маргинализация ОАГ и устранение ее от решениянаиболее актуальных проблем региона194.В 1982 году по просьбе Аргентины было созвано ХХ Консультативное совещаниеминистров иностранных дел ОАГ, на котором министр иностранных дел Аргентины Н. КостаМендес (1966–1969, 1981–1982) заявил, что вооруженный захват Фолклендских острововявляется правом Аргентины на «законную самооборону».
Министр осудил экономическиесанкции, принятые большинством европейских государств, а также объявил действияВеликобритании по отправке флота к Фолклендам, противоречащими Уставу ОАГ иМежамериканскому договору о взаимной помощи. В результате встречи была принятарезолюция в поддержку Аргентины, где содержались призывы в адрес Лондона прекратитьвоенные действия и сесть за стол переговоров. Согласно положениям Межамериканскогодоговора о взаимной помощи резолюция, принятая 2/3 голосов, носила обязательный характер,в том числе для стран, которые воздержались (Колумбия, США, Тринидад и Тобаго, Чили)195.Не имея формальной возможности настаивать на своей проанглийской позиции, Вашингтонзаявил, что положения Межамериканского договора о взаимной помощи не могут быть192Глинкин А.Н.
США и Латинская Америка (военно-политический аспект латиноамериканской политикиадминистрации Рейгана). М., 1983. С. 12.193См.: Exporting Democracy: The United States and Latin America. Case Etudies / ed. by A.F. Lowenthal. Baltimore:The Johns Hopkins University Press, 1991.194Капустян Е.Г., Мартынов Б.Ф. Межамериканская система на новом этапе развития // Актуальные проблемымеждународных отношений латиноамериканских стран.
М., 1987. С. 52.195Vigésima Reunión de Consulta de Ministros de Relaciones Exteriores, Washington, D.C., 26 de abril de 1982. URL:http://www.oas.org/consejo/sp/rc/RCactas.asp54применимы в отношении страны, совершившей агрессию. Однако большинство стран несогласились с такой трактовкой договора и выступили на стороне Аргентины. Только Чили,Колумбия, Гайана и англоязычные страны Карибского бассейна, входившие в Содружествонаций, разделили взгляды Вашингтона, в то время как остальной регион солидаризировался.В ходе Фолклендской войны 1982 года ОАГ оказалась не в силах воздействовать наВашингтон, открыто ставшего на сторону Великобритании. ОАГ не могла применить механизмколлективной защиты и только призывала к моральной поддержке Аргентины. Как следствиевсех этих процессов можно рассматривать возросшее стремление государств ЛатинскойАмерике к поиску более эффективных механизмов разрешения кризисов и достижениянациональных и региональных целей.Фолклендская война продемонстрировала следующее: Вашингтон считал себя вправе взависимости от своих конкретных политических приоритетов в одностороннем порядкепересмотреть обязательства США, принятые по межамериканскому договору; большинствостран Южной Америки и США по-разному относились к вопросу о существе военныхконфликтов196.Затянувшаяся ратификация Протокола Сан-Хосе – новой редакции Межамериканскогодоговора о взаимной помощи – так и не состоялась.
Во многом это стало результатом ростанапряженности в Западном полушарии в конце 1970-х годов 197 и привело к тому, чтолатиноамериканские страны не смогли создать надежную правовую основу для разрешениямежгосударственных споров.Вследствие политики США в Фолклендском кризисе формально не денонсированный ПактРио 1947 года оказался «заморожен» по инициативе латиноамериканских государств.Аргентина отказалась от планов развивать военное сотрудничество с США. Многиегосударства региона выступили с предложением создания независимой от Вашингтонарегиональной структуры, отвечающей за вопросы безопасности. Кроме того, высказывалисьпредложения о переносе главных органов ОАГ из Вашингтона. Этот период ознаменовалсятакже улучшением отношений между латиноамериканскими государствами и Кубой, котораявыразила поддержку позиции Аргентины198.Стремление Вашингтона к односторонним действиям в наибольшей степени находитотражение в Центральноамериканском регионе. Не решаясь допускать ОАГ к разрешению196The United States and Latin America in 1980s: Contending perspectives on a decade of crisis.