Диссертация (1146424), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Op. cit. P. 405.В 1977 г. произошло обострение аргентино-чилийских отношений из-за спора в отношении островов в проливеБигль. В регионе оставались неразрешенными территориальные споры между Боливией и Чили, Перу иЭквадором, Венесуэлой и Гайаной, Венесуэлой и Колумбией. Аргентино-бразильское соперничество зарегиональное лидерство и выход Чили из Андского пакта в 1976 г. затруднили региональную интеграцию.Государства региона наращивали военный потенциал, затраты на военные нужды выросли почти вдвое посравнению с серединой 1970-х гг.198El País, 1 de Mayo de 1982; Diario de Cuba, 2 de Diciembre de 2014.19755Центральноамериканского конфликта, США приступают к реализации плана политическойизоляции Никарагуа, предлагая так называемую «Карибскую инициативу» 199 в обмен наподдержку государствами Карибского бассейна планов Вашингтона по «умиротворению» вЦентральной Америке.
Но идея коллективного вмешательства во внутренний конфликт былазаблокирована странами региона.Высадка американского военного контингента в 1983 году на острове Гренада былавоспринята большинством латиноамериканских государств как реальная угроза. К интервенциибыл привлечен контингент Антигуа, Барбадоса, Доминики, Сент-Винсента и Гренадин, СентЛюсии и Ямайки.
Однако, несмотря на стремление США создать видимость коллективных мер,Вашингтон был обвинен в нарушении Устава ОАГ. В знак протеста против одностороннихдействий США подал в отставку с поста Генерального секретаря ОАГ аргентинец А. Орфила(1975–1984) 200 . Латинская Америка впервые предлагает собственный, независимый отмежамериканской системы, план урегулирования военных конфликтов в Центральной Америке.В 1983 году на совещании министров иностранных дел Венесуэлы, Колумбии, Мексики иПанамы принимается коммюнике, в котором страны региона призываются к совместномудиалогу для снижения напряженности в Центральной Америке201.
Эти усилия положили началотак называемому «Контадорскому процессу», целью которого должен был стать мир вЦентральной Америке, достигнутый посредством переговоров и поиска компромисса. Такаяформа коллективного миротворчества оказывалась в условиях дискредитации ОАГ весьмасостоятельной. Контадорская группа и группа поддержки Контадоры (Аргентина, Бразилия,Перу, Уругвай) в 1986 году объединили усилия с целью создания на постоянной основесвоеобразного консультативного инструмента и механизма взаимодействия под названием«Группа Рио». Необходимо отметить, что Группа Рио создавалась не для того, чтобы заменитьОАГ: в соответствии с Декларацией Акапулько202 группа должна была заниматься широкимспектром вопросов, таких как выдвижение совместных инициатив в области разоружения имеждународной безопасности, стимулирование мер доверия и практики мирного разрешенияспоров, выработка коллективных позиций на международной арене, борьба с бедностью,международным терроризмом, наркотрафиком и др.
Латиноамериканские страны пришли кединодушию относительно того, что «ОАГ должна стать необходимым форумом, где законные199Reagan R. Message to the Congress Transmitting Proposed Caribbean Basin Initiative Legislation, March 17, 1982.URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=42275200New-York Times, November 15, 1983.201Primer Comunicado en la isla de Contadora, Panamá, 9 de enero de 1983. URL:http://www.memoriapoliticademexico.org/Textos/7CRumbo/1983PCC.html202Compromiso de Acapulco para la Paz, el Desarrollo y la Democracia, Acapulco, México, 29 de noviembre de 1987.URL:http://www.sela.org/attach/258//EDOCS/SRed/2010/10/T023600002305-0Compromiso_de_Acapulco_para_la_Paz,_el_Desarrollo_y_la_Democracia,_G-Rio_-_29-11-1987.pdf56интересы США могли бы логично увязываться с законными интересами ЛатинскойАмерики»203.Активизация внешней политики латиноамериканских государств приводит к усилению ихпозиций в межамериканских отношениях.
В 1985 году под давлением стран региона проводитсяреформаУставаОАГ,предусматривающаяидеологическийплюрализм,запрещениеэкономической агрессии и закрепление принципа приверженности демократии. Постоянныйсовет ОАГ наделяется правом более широкого участия в процессе мирного урегулированияспоров, то есть правом выступать посредником по просьбе одной из сторон – участницмеждународногоспора.ГенеральномусекретарюОАГпредоставляетсяпрерогативаинформировать высшие органы ОАГ о любой ситуации, угрожающей миру и безопасности врегионе и осуществлять посреднические функции по поддержанию и восстановлению мира врегионе. Новая редакция Устава ОАГ получила название «Протокол Картахена-де-ласИндиас» 204 .
До этой реформы Устава ОАГ у организации отсутствовали юридическиеоснования для проявления инициативы по урегулированию региональных противоречий.Подписание протокола в 1985 году позволило уже на следующий год Генеральному секретарюОАГ Ж.-К. Баэну Суаресу в составе «миссии мира» (в которую также вошли министрыиностранных дел Контадорской группы и группы поддержки Контадоры) совершить поездку вЦентральную Америку205.Протокол Картахена-де-лас-Индиас засвидетельствовал желание государств континентаусилить политический аспект деятельности ОАГ, а также повысить ее значение вурегулировании международных споров.Можно заключить, что в 1980-е годы сложилась ситуация, когда латиноамериканскиестраны еще не имели достаточных возможностей наполнить реальным содержанием новыеположения устава ОАГ, а США были уже не способны использовать организацию в своихинтересах как прежде, поэтому сознательно старались устранить ее от решения региональныхзадач.
Солидаризация латиноамериканских стран окончательно превратилась в системныйфактор многостороннего взаимодействия в рамках ОАГ.Бывший заместитель министра иностранных дел Чили А. Клаверен справедливо отметил,что надежды латиноамериканских государств, полагавших, что ОАГ будет способствоватьвыработке системы эффективных институтов, коллективных соглашений, юридических норм и203Мартынов Б.Ф., Григорьева В.О. Эволюция подходов США к проблеме своих законных интересов в ЛатинскойАмерике и в странах Карибского бассейна. М., 1990. С. 73.204Protócolo de Reformas a la Carta de la Organización de los Estados Americanos, mayo de 1985, Cartagena de Indias.URL: http://www.oas.org/dil/esp/tratados_A-50_Protocolo_de_Cartagena_de_Indias.htm205См: Soares B.J.C.
Síntesis de una gestión, 1984–1994. OEA, 1994. P. 183–203.57практических процедур, не оправдались. В свою очередь в США распространялись мнения отом, что организация превратилась в форум критических выступлений против США206.Период 1982–1989годов характеризовался падением интереса латиноамериканскихгосударств к ОАГ, но, как было продемонстрировано, им не раз удавалось приниматьрезолюции, идущие вразрез с центрально-американским курсом США. В то же время в 1980-егоды США подтолкнули латиноамериканские страны к сближению, а сама ОАГ постепеннопревратилась в «рамочную структуру» для контактов между Латинской Америкой и США207.Такое развитие событий являлось закономерным в силу постоянных попыток США навязатьсвою волю, не считаясь с правовыми рамками межамериканских отношений.Вместе с тем в силу объективных потребностей регионального развития, а также в связи сизменениемгеополитическойситуации,вызваннойраспадомСССР,интенсификациямежамериканского сотрудничества носила неизбежный характер.
ОАГ продолжала оставатьсяединственнойрегиональнойструктурой,позволяющейосуществлятьмногостороннеевзаимодействие и обмен мнениями между США и Латинской Америкой. Кроме того, именноинституциональная и правовая структура ОАГ определяла правовое поле для поддержаниямежамериканских контактов и обеспечивала преимущества латиноамериканским государствампри реализации коллективных инициатив. Поэтому в 1990-е годы страны региона выступили заповышение роли ОАГ.В 90-е годы прошлого столетия на первый план выдвигаются экономические и торговыепроблемы.
Уже администрация Дж. Буша-старшего (1989–1993) поняла, что после окончания«холодной войны» США оказались не в силах самостоятельно удерживать ведущие позиции.Для этого Вашингтону требовались партнеры, которых Белый дом надеялся найти в ЛатинскойАмерике посредством изменения своих приоритетов в регионе. В результате новойлатиноамериканской политики Центральная Америка и регион Карибского бассейнаперемещаются на периферию внешнеполитических интересов США, в то время как планэкономического партнерства с Мексикой становится приоритетным208.Латиноамериканские участники ОАГ стремились сделать акцент на решении экономическихи социальных проблем как главном факторе укрепления демократии.
Ряд постановленийусиливал роль ОАГ в осуществлении программ социального и экономического развития странрегиона. При этом латиноамериканские государства высказывались против акций Вашингтона,ущемляющих суверенитет государств. Ужесточение эмбарго в отношении Кубы в очереднойраз вызвало осуждение латиноамериканских партнеров США.206Latin American views of US policy / Ed. by Wesson R., Muños H. N.Y. etc.: Praeger, 1986.
P. 21.Кутейников А.Е. Указ. соч. С. 24.208Латинская Америка в новой глобальной расстановке сил. М., 1996. С. 110.20758По мнению В. Грабендорфа, известного немецкого политолога и специалиста по ЛатинскойАмерике, после фазы развития, характеризовавшейся концентрацией усилий на внутреннихпроблемах,латиноамериканскиевнешнеполитическимвопросам;страныонивновьсталиактивизируютпридаватьсвоюбольшоедеятельностьпозначениеразвитиюсотрудничества с США, Европой и Азией209.Завершение «холодной войны» означало отказ Вашингтона от антикоммунизма какосновополагающего принципа внешней политики. В начале 1990-х годов в Западномполушарии формируется более спокойная политическая обстановка, ширятся процессыдемократизации, осуществляется реформирование экономической политики. В новых условияхСША старались придать ОАГ функции хранителя и защитника режимов представительнойдемократии и прав человека на континенте.