Диссертация (1146187), страница 31
Текст из файла (страница 31)
– 1900. – № 39. – 24 сентября.145Население «Маньчжурского клина», остававшееся согласно Айгунскомудоговору 1858 г. в подданстве Цинской империи, издавна создавало немалопроблем русским властям, так как через Зазейский район на территорию Россиинелегально проникали китайские отходники, золотоискатели, хунхузы, а на еготерритории процветало опиекурение и контрабанда ханшина (китайскойпшеничной водки). Все попытки арестовать преступников или провести какиелибополицейскиемероприятиядорусско-китайскойвойнывызывалиожесточенное сопротивление со стороны маньчжур, которые являлись военнымсословием (знаменными воинами) и были поселены на Амуре в XVII в. в целяхпротиводействия русской колонизации.Императорским указом от 17 ноября 1901 г.
Амурскому казачьему войску«за доблестную службу при защите Приамурского края» были переданы землиЗазейского района1. Таким образом была решена проблема восстановлениянепрерывности границы по Амуру и устранена одна из причин конфликтныхситуаций между Россией и Китаем2. При этом у российской стороны былидостаточно веские основания для осуществления полного суверенитета над этойтерриторией, так как маньчжурское население покинуло ее в ходе мобилизации вкитайскую армию.
В 1901-1903 гг. на предоставленных войску новых землях былсформирован Николаевский станичный округ из 300 семей переселенцев изКубанского и Оренбургского казачьих войск. Эта мера укрепила казачьитрадиции и обычаи в войске и, одновременно, значительно увеличила егомобилизационные возможности.При этом необходимо отметить, что обмежевание новых земель Зазейскогорайона было положено на средства самого Амурского казачьего войска, для чегоВоенным советом из средств общего войскового капитала войска было выделено15 573 руб.3В 1909 г. Военное министерство запросило Министерство финансов овозмещении данной суммы Амурскому казачьему войску, на что получилоРГИА. Ф. 565. Оп. 9.
Д. 31149. – Л. 8об.РГИА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 710. – Л. 3об.3РГИА. Ф. 565. Оп. 9. Д. 31149. – Л. 1.12146согласие1. Но деньги выделены не были, так как у двух министерств были разныеточки зрения на то, из каких фондов казны выделять данную сумму. В течениедвухлетнейперепискиМинистерствафинансовиВоенноговедомствапредлагались различные источники финансирования данной операции, и врезультате оба министерства сошлись в общем мнении, но, в конечном итоге,обсуждение данного вопроса зашло в тупик, так как Министерство финансовобъявило о том, что деньги Амурскому войску уже выделило, а Военноеминистерство и Войсковое правление настаивали на том, что их не получили2.В 1903 г.
Приамурское генерал-губернаторство и занятая русскимивойсками, в том числе амурскими казаками, Маньчжурия были объединены подвластью адмирала Е.И. Алексеева, назначенного наместником императора наДальнем Востоке3.Другим масштабным военным конфликтом, в котором приняли участиедальневосточные казаки, стала русско-японская война 1904-1905 гг.В конце XIX в. геополитической вектор развития России был обращен навосток.
Выразителем и основным проводником этой политики стал министрфинансов С.Ю. Витте, чьи стратегические выкладки и геополитические установкинашли свое выражение в детально разработанной «евразийской программе»4.Основным ее содержанием должно было стать усиление влияния России навостоке Азии, в частности, в Дальневосточном регионе, Маньчжурии и Корее, длячего предполагалось, в числе прочих мер, строительство КВЖД, военной базыПорт-Артур и торгового порта Дальний5.Однако к концу века значительно усилилась Япония, которая, пользуясьширокой поддержкой европейских держав и США, также стремилась усилитьРГИА.
Ф. 1276. Оп. 6. Д. 381. – Л. 4.РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 517. – Л. 2.2РГИА. Ф. 565. Оп. 9. Д. 31149. – Л. 32-34об.3Абеленцев В.Н., Омельчак В.П. Российско-японское противостояние на Дальнем Востоке(1904-1945 гг.). – Благовещенск, 2004. – С. 15-16.4Яковлева О.А.
Эволюция правительственной политики на Дальнем Востоке в начале XX в. //VI Царскосельские чтения. Т. IV. История и современность. – СПб., 2002. – С. 79.5Абеленцев В.Н., Омельчак В.П. Указ. соч. – С. 5.Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904-1905 гг.). – Ростов-на-Дону,1995. – С. 5.1147свое влияние на данных территориях и была готова вступить ради этой цели впротивостояние с Россией.Стремление обеих держав включить Дальневосточный регион, а такжетерритории Китая и Кореи, в сферу своего влияния крайне сильно обостряло ихпротиворечия, в результате чего к началу XX в. взаимоотношения России иЯпонии стали стремительно ухудшаться.
Все это закладывало необходимыепредпосылки к войне, и к началу нового столетия передовой общественностистало очевидно, что вскоре оба государства неизбежно вступят в вооруженнуюборьбу за передел сфер влияния в Дальневосточном регионе. Так, еще в 1900 г.газеты, прогнозируя дальнейшее развитие событий, писали о возможном скоромначале войны с Японией1.Однако данный конфликт был отложен на несколько лет событиями вКитае, в котором произошло восстание ихэтуаней, вынудившее обе державы –Россию и Японию – совместно с альянсом европейских государств и СШАвключиться в подавление выступлений.Это событие, отсрочив войну с Японией, одновременно еще сильнееобострило противоречия между двумя державами ввиду усиления российскихпозиций в Маньчжурии и попыток закрепиться в Корее.
Это окончательноподтолкнуло Японию взять курс на войну с Россией. В течение ряда лет этовосточное государство стало активно наращивать свою военную мощь иготовиться к войне. Англия, а также США, видевшие в России своего основногогеополитического соперника в этой части мира, активно поддерживалиагрессивные планы Японии.В результате, японское руководство, когда оно убедилось, что странаполностью готова к войне, начало действовать. 24 января 1904 г.
Японияразорвала дипломатические отношения с Россией. В ночь на 26 января японскийфлот без объявления войны внезапно атаковал русскую эскадру, стоявшую навнешнем рейде Порт-Артура, а днем 27 января – крейсер «Варяг» и канонеркуВладивосток. – 1900. – № 2. – 9 января.Владивосток. – 1900. – № 17. – 23 апреля.1148«Кореец» у порта Чемульпо в Корее. Война была официально объявлена только28 января1.В тот же день, 28 января 1904 г., была объявлена мобилизацияПриамурского военного округа, в том числе и казачьих войск Дальнего Востока, анаместник императора на Дальнем Востоке адмирал Е.И.
Алексеев был назначенглавнокомандующим всеми русскими сухопутными и морскими силами,действующимипротивЯпонии(воктябретогожегодаегосменилА.Н. Куропаткин, который был освобожден от обязанностей военного министра)2.Несмотря на то, что регулярные войска Приамурского военного округанепосредственно перед войной были значительно усилены, они по-прежнемуоставались недостаточными для того, чтобы успешно отстаивать российскиеинтересы в войне с Японией.
А в связи с большой удаленностью театра военныхдействийотЦентральнойРоссииинизкойпропускнойспособностьюТранссибирской магистрали, сосредоточение русских войск в Маньчжуриипроводилось крайне медленно, поэтому значительная роль в войне, особенно в ееначальный период, легла на плечи дальневосточных казаков.К началу боевых действий в казачьих войсках Дальнего Востока имелосьчетыре Забайкальских казачьих полка 6-сотенного состава: 1-й Верхнеудинский,1-й Читинский, 1-й Аргунский и 1-й Нерчинский казачьи полки3. Кроме того, встрою находился Амурский казачий полк 3-сотенного состава и Уссурийскийказачий дивизион 2-сотенного состава. Казачью артиллерию составляли 1-я и 2-яЗабайкальские казачьи батареи по 6 орудий каждая4.ПослепровидениямобилизациивЗабайкальскомвойскебылисформированы строевые части из льготных казаков второй и третьей очереди.
Встрой были поставлены 4 полка второй и один полк третьей очереди, 3 пешихказачьих батальона, а также 2 Забайкальские казачьи батареи: 2-й и 3-йВерхнеудинские, 2-й Читинский, 2-й Аргунский, 2-й Нерчинский казачьи полки,Амурский край. – 1904. – № 11. – 28 января.Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904-1905 гг.). – С. 7, 50.3Голято В.Н. Указ. соч. – С. 166.4Смирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках: исторический очерк. – Волгоград, 1994. –С. 401.121494-й, 5-й и 6-й Забайкальские пешие казачьи батальоны, 3-я и 4-я Забайкальскиеказачьи батареи.
Помимо этого, на основании приказания штаба Маньчжурскойармии в Забайкальском казачьем войске было сформировано еще дополнительно20 конных отрядов по 100 человек для несения службы по охранегосударственной границы1.После объявления мобилизации в Амурском казачьем войске былисформированы Амурский казачий полк 6-сотенного состава и Амурский казачийдивизион 3-сотенного состава.
Уссурийское войско выставило в 1904-1905 гг.Уссурийский казачий полк 6-сотенного состава численностью 1107 человек2.Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. дальневосточные казакипринимали участие практически во всех крупных сражениях и военныхоперациях, происходивших на территории Маньчжурии и Кореи, таких какоборона Порт-Артура, боевых действиях в составе конного отряда генерала П.И.Мищенко,Ляохейскогоотряда,конногоотрядагенерал-майораП.К. Ренненкампфа (командир Забайкальской казачьей дивизии), конного отрядагенералаА.В.Самсонова(командирУссурийскойконнойбригады),партизанского отряда подполковника А.С. Мадритова (в этой операции казачьяконница в первый раз использовалась для партизанских действий в тылупротивника), Южно-Уссурийского отряда, Корейского отряда, отряда полковникаН.Ф.
Гилленшмидта, в боях под Тюренченом и на р. Ялу, у станции Вафангоу, всражениях под Ляояном, у рек Тайцзыхэ и Шахэ, в штурме Инкоу, Мукденскомсражении3 и многих других.Послеокончаниявойнывпериод1906-1912гг.большинстводальневосточных казачьих полков и батарей были отмечены различныминаградами, а многие казаки были награждены знаками отличия Военного ордена(Георгиевскими крестами) и другими орденами и медалями. Так, только вСмирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках: исторический очерк. – Волгоград, 1994. –С. 403.Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904-1905 гг.). – С.