Диссертация (1145045), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Прежде всегоэто касается многоуровнего блокирования возможности для реализации проектовполиттехнологического конструирования враждебных к России режимов попериметру ее границ, организации «бархатных» революций, финансированияантироссийских акций со стороны государств постсоветского пространства и такдалее»198.Примеров разжигания кризиса на Украине в 2014 году внешними силами, сиспользованием как прямого вмешательства в дела суверенного государства, таки методов информационной войны, предостаточно.
Однако, кризис на Украинеимеет и геополитическое глобальное измерение.Так, в середине апреля 2014 года на сайте НАТО был размещен документпод названием «Обвинение России». Основное содержание этого документа –пропагандистская риторика, выдержанная в духе информационной войны.Интересен он задачами, которые ставятся в заключительной части этого опуса.В качестве новых стратегических задач альянса теперь называютсямеждународная изоляция России, продвижение НАТО на восток, в том числе приразмещении системы противоракетной обороны. После этого становитсяпонятным, что грош цена заявлениям Киева о готовности сохранять в дальнейшемвнеблоковый статус государства и не размещать на своей территории натовскихобъектов199.Таким образом, следует отметить, что информационно-политическийкризис – это общественно-политическое явление, для которого характерныперенос политической борьбы в информационную сферу и использование вполитических конфликтах средств информационного противоборства, что198Филимонов Г.
Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новаяреальность. М.: РУДН. 2012. С. 345.199Шестаков Е. Сила есть. Ума бы надо // Российская газета. 2014. 14 апреля. № 84 (6356). С. 7.138порождает возникновение серьезных негативных последствий для национальнойбезопасности государства.Противоположностьюкризисуявляетсяустойчивоепоступательноеразвитие государства.
В таком состоянии страна способна решать сложныеполитические и экономические задачи.Всовременноминформационномобществеважнымфактором,обеспечивающим устойчивое развитие, является информационный фактор в егополитическом измерении. Ситуация в обществе, когда информационноеобеспечение политики, а также политические процессы в информационномпространстве способствуют решению политических проблем и обеспечиваютблагоприятные условия для развития политической и информационных сфержизнедеятельности общества, предлагается назвать термином «информационнополитический консенсус».Такой консенсус означает соглашение значительного большинства членовсообществаотносительнонаиболееважныхпринциповорганизацииинформационно-политических процессов, а также информационно-политическогоизмерения важнейших процессов и проблем развития государства.
При наличии вобществе информационно-политического консенсуса невозможно становитсяэффективно вести информационную войну, осуществлять информационныедиверсии и, в конечном счете, использовать информационное пространство дляразрушения политической системы государства.Показательнымпримероминформационно-политическогоконсенсусаможет служить восприятие российским обществом воссоединения Крыма с нашейстраной и проблемы защиты соотечественников и русского населения за рубежом,которые могут оказаться в опасности. Так, данные совместного опроса Фонда«Общественноемнение»(ФОМ)иВсероссийскогоцентраизученияобщественного мнения (ВЦИОМ) показали, что девять из десяти россиянсогласны с тем, что Крым стал частью России.«Мы видим фантастические цифры.
Ни по одному вопросу мы не виделитакого единодушия. Это уникально, и это является эмпирическим фактом», –139заявил президент ФОМ А. Ослон. По его словам, 91% респондентов ответилиположительно на вопрос: «Согласны ли вы с присоединением Крыма кРоссийской Федерации в качестве субъекта?» в ходе проведенного опросас 14 по 16 марта 2014 года во всех регионах России. При этом только 5% отобщего количества опрошенных ответили отрицательно, а 4% затруднились сответом200.Информационно-политический консенсус является одним из важныхусловий – вместе с другими мерами по обеспечению информационнойбезопасности для осуществления информационно-политического суверенитетагосударства. Обеспечение в полном объеме национальной безопасности такогогосударства, как Российская Федерация, а также безопасности российскогообщества и личной безопасности наших граждан невозможно без осуществленияинформационного суверенитета нашей страны.Как известно, суверенитет в наше время – это обязательный атрибутгосударства.
Суверенитет выражается в верховенстве государственной власти поотношению к другим субъектам властных структур внутри государства инезависимости на международной арене201. Суверенитет распространяется натерриториюгосударства,котораяпредставляетсобойограниченноегосударственными границами пространство земли и включает сухопутную,морскую, воздушную составляющие, а также недра.В наше время государственная территория дополняется и виртуальныминформационным пространством. Обеспечение безопасности в информационномпространстведолжнопроходитьвправовыхрамкахбезнарушенияфундаментального принципа прав человека – свободы доступа к информации.
Вто же время, государство обязано обеспечивать безопасность общества,государства и личности от угроз исходящих из виртуального пространства. Такимобразом, информационный суверенитет превратился в наши дни в важный200Худикова Л. Опрос россиян о присоединении Крыма. Цифры – фантастические. / Россия 24. Вести. 2014. 17марта // http://www.vesti.ru/doc.html?id=1385156 (дата обращения: 26.02.2014)201Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. Санжаревский И. И. 2010; Политология.
Словарь. РГУ.Сост. В. Н. Коновалов. 2010.140компонент государственного суверенитета, и его реализация непосредственносвязана с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации.Необходимо отметить, что в современной политической науке несуществуетчетко«государственнаяочерченныхполитикапонятий«информационныйинформационногосуверенитет»,суверенитета».Последниенесколько десятилетий выявили различные подходы ряда исследователей, такихкак Стариков Н.В.202, Супрун В.Н.203, Сергунин А.А.204, Соловьев Э.Г.205,Ашманов И.С206.
и др. к целесообразности введения данных понятий в политикоправовой оборот.Краеугольным камнем научных споров является вопрос обладает ли«информационный суверенитет» признаками отдельного вида суверенитета илинет.Понятие «суверенитет» было определено французским мыслителем ЖаномБоденом в XIV веке в его труде «Шесть книг о государстве»207 ихарактеризовалось как абсолютная и незыблемая власть монарха (суверена) надвлиятельными синьорами и парламентами на определенной, четко обозначеннойтерритории. Дальнейшее развитие концепта "суверенитет" относится к периодуXVII-XVIII вв. В трудах философов Томаса Гоббса208 и Жан Жака Руссо209 былсделан вывод о том, что суверен может быть не только единоличным, но иколлективным правителем в лице государства. Суверен выступает гарантом правнарода и его верховным судьей.
В XIX-XX веках государственный суверенитетопределялся как исключительное право на легитимное насилие. Это заключениенашло отражение в трудах немецкого ученого Карла Шмитта «Политическая202Стариков Н. В. Дефицит Государственного Суверенитета. http://nstarikov.ru/blog/6047.
(дата обращения:19.05.201)203Супрун В. Н. Теоретико-правовые основы информационного суверенитета. – Дис. на соискание научнойстепени канд. юрид. наук. – Харьковский национальный университет внутренних дел, Харьков, 2010.204Сергунин А. А. Суверенитет: эволюция концепта. http://www.politex.info/index.phpoption=com_frontpage&Itemid=1. (дата обращения: 10.03.2014)205Материалы международной научно-практической конференции на тему: «Суверенитет государств и концепция«ответственности по защите»: эволюция международной ситуации и интересы России», 30 октября 2013 г.http://www.dipacademy.ru/31.10.13.shtml (дата обращения: 12.11.2013)206Ашманов И. С. Интервью Российской газете: Неделя № 6085 от 23 мая 2013 г.207Боден Ж.