Диссертация (1145036), страница 48
Текст из файла (страница 48)
Следует, пожалуй,вспомнить слова П. Бурдье, о том, что «… любое использование силысопровождается дискурсом, нацеленным на легитимацию силы того, кто ееприменяет»592. Исследователь утверждает, что «… фундаментальный эффектопросов общественного мнения: утвердить мысль о существовании единодушногообщественного мнения, т.е. легитимировать определенную политику и закрепитьотношения сил, на которых она основана или которые делают ее возможной»593.Таким образом, учитывая значимость общественного мнения в современноммире, обращение к нему, несмотря на обозначенные проблемы, представляетсянеизбежным594.Проанализируем ряд опросов населения грузинской республики в контекстеотношения грузинского общества к внешнеполитическому курсу страны и квозможным союзникам и противникам Грузии.Говоря о предпочтениях грузинского общества, исследователи опираются нарезультаты социологических опросов, проводимых по заказу Международнымреспубликанским институтом (IRI), Национальным демократическим институтом592Бурдье П.
Общественное мнение не существует. URL:http://bourdieu.name/en/book/export/html/13593Там же.594აფხაზეთის პრობლემა საზოგადოებრივი აზრის სარკეში: სოციოლ. გამოკვლევათაშედეგები საქართველოში (2001-2002). თბ., 2002. 248გვ.233(NDI) и грузинским отделением Кавказских исследовательских ресурс-центров(CRRC Georgia)595, общенациональный опрос которого стал претенциозноназываться Кавказским барометром.В 2008 году в преддверии Бухарестского саммита НАТО в Грузии былпроведен всенародный плебисцит на тему «Поддерживаете ли вы вступлениеГрузии в Организацию североатлантического договора (НАТО)». Во всеобщемопросе принимали участие 1982318 избирателей, и «примерно 77% граждан,принявших участие в процедуре, проголосовали за вступление в НАТО»596.Очевидно, что грузинскому руководству был необходим твердый аргумент, чтобыубедить государства альянса в последовательном и основательном намеренииГрузии интегрирования в структуры НАТО.
На саммите НАТО в Бухаресте былопринято решение, что Грузия после того, как будут удовлетворены все критерии,будет включена в североатлантический альянс. Казалось бы, опрос общественногомнения мог сыграть значимую роль в принятии этого решения, если бы не одно«но». Дело в том, что на этом саммите такое же обещание о включении в альянсполучила и Украина, хотя и не проводила всеобщий опрос населения на темувступления в НАТО.В 2010 году грузинские телекомпании обнародовали опрос общественногомнения, проведенный Международным республиканским институтом (IRI) иИнститутом Гэллапа. Опрос по всей Грузии проводился с 27 сентября по 7 октября2010 года, и в нем приняли участие 1500 человек. Согласно обнародованнымгрузинскими телеканалами исследованиям, самым главным партнером Грузии56% опрошенных считают США, а самые большие угрозы, по мнению 83%,исходят от России.
92% респондентов взаимоотношения между США и Грузиейоценивают позитивно, что касается взаимоотношений с Россией, то, по мнению595Кавказские исследовательские ресурс-центры – это сеть научно-исследовательских иучебных центров, созданных в 2003 году в Азербайджане, Грузии и Армении с цельюукрепления социальных исследований и анализа государственной политики в регионе(программа проводится при поддержке корпорации Карнеги в Нью-Йорке).596Гамзардия А. Внешнеполитические ориентиры Грузии с точки зрения общественныхустановок.
URL: http://www.georgiamonitor.org/news/254/1208/23494% опрошенных, они негативные. Вступление Грузии в НАТО поддерживает77% опрошенных, не поддерживает 9%597.Как следует из выводов исследования проведенного американцами (IRI) в2011 году, население страны полностью поддерживает внешнеполитический курсруководства: 78% респондентов видят в России «главную опасность» для Грузии.61% опрошенных считает главным партнером Грузии Соединенные Штаты, а еще33% – Евросоюз598.По поводу данных опросов, в рядах грузинской оппозиции и средигрузинских независимых экспертов, возникает множество сомнений в реальностиозвучиваемых цифр и выводов относительно предпочтений грузинского общества.Глава филиала Национально-демократического института США (NDI) вГрузии Луис Наварро заявил, что 59% грузин (в опросе приняли участие 2053человека) опрошенных институтом с 24 июня по 5 июля 2010 года, неподдерживают антироссийскую политику властей.
Опрошенные позитивнооцениваютпереговорыврамкахЖеневскихконсультаций,исчитаютнеобходимым возобновить регулярное прямое сообщение между странами599.СоциологическийопросгрузинскихгражданпроводилсятакжеиИнститутом Евразии. Первый опрос состоялся в августе–сентябре 2012 г., второй– в ноябре 2014 года. Исследование общественного мнения, проведенноеИнститутом Евразии, в 2012 году, выявило, что в целом, в грузинском общественизкий уровень информированности: многие из тех, кто в целом положительноотносится к идее вступления в НАТО, одновременно против размещения войскНАТО в Грузии. Подобное противоречие показывает, что отношение общества кидее вступления в НАТО и представление о тех позитивных последствиях, ккоторым это вступление должно привести, по сути, является результатом597Американский соцопрос в Грузии: 92% – за США, 94% – против России.
URL:http://regnum.ru/news/polit/1341147.html598Чигоев Р. IRI за, Грузия против URL: http://www.georgiatimes.info/interview/68803.html599Опрос: большинство грузин не поддерживает антироссийскую политику. URL:http://www.georgiatimes.info/news/39313.html235пропаганды и целенаправленного воздействия на общественное сознание состороны политической элиты Грузии с помощью клише и стереотипов. Данныйфакт отмечен в книге «Имя демократии: НАТО без макияжа» вышедшей вТбилиси в 2013 году600. Представляется правильным вывод о том, что «в сознаниегрузинского общества на протяжении длительного времени, в условиях нехваткиобъективной информации, внедрялся миф о НАТО как о гаранте мира ибезопасности»601. Подчеркнуто, что политика НАТО «отмечена возникновениемгорячих точек в разных уголках мира»602.
Действия альянса по развязываниювооруженных конфликтов оцениваются как фашистская деятельность603.Любопытный момент, заключался в том, что на вопрос: «Если бы пришлосьвыбирать между членством Грузии в НАТО и территориальной целостностьюГрузии – что бы вы предпочли?» подавляющее большинство опрошенных (83%)выбрали территориальную целостность, а вступление в НАТО предпочли всего5%. Вероятно, это подтверждает неоднократно высказываемые предположения отом, что целью обращения к НАТО и вступления в альянс, является, прежде всего,желание возвратить утраченные территории.Тематикавторогоопроса(2014г.)касаласьисключительновнешнеполитических приоритетов.
Это была попытка выяснить, изменилось лиотношение населения Грузии к США, к такой организации как НАТО и также кидее интеграции в данную организацию. Притом, опросу не подвергалисьрегионы компактно населенные этническими меньшинствами – Квемо Картли(большое количество этнических азербайджанцев) и Джавахетия (большинствожителейсоставляютэтническиеармяне).Основныерезультатыопроса,представленные кандидатом политических наук, руководителем ИнститутаЕвразии Гулбаатом Рцхиладзе выглядят следующим образом: «Население Грузиив целом достаточно скептически оценивает сотрудничество Грузии с НАТО и600დემოკრატიის სახელით: ნატო მაკიაჟის გარეშე.
თბ., 2013. გვ.5.დემოკრატიის სახელით: ნატო მაკიაჟის გარეშე. თბ., 2013. გვ.6.602დემოკრატიის სახელით: ნატო მაკიაჟის გარეშე. თბ., 2013. გვ.172.603დემოკრატიის სახელით: ნატო მაკიაჟის გარეშე. თბ., 2013. გვ.202.601236США. Если бы в эти дни (конец 2014 года) проводился плебисцит, за вступлениеГрузии в ряды Североатлантического альянса проголосовало бы, по самымоптимистическим подсчетам, менее половины избирателей (32% «за» + 12%затруднившихся с ответом + 4% максимально допустимая статистическаяпогрешность, зачтѐм тоже в пользу сторонников НАТО = 48%)»604.Представляетсяинтереснымрассмотретьпредложенныевопросыипроцентное соотношение результатов ответов на них.1. НАТО по Вашему мнению это…а.
Оборонительный военный альянс — 51%б. Агрессивный военный альянс — 28%в. Затрудняюсь ответить — 21%2. По Вашей оценке, в достаточной ли степени НАТО помогает Грузии?а. Да — 20%б. Нет — 66%в. Затрудняюсь ответить — 13%3. Часть общества считает, что цели и интересы США и НАТО совпадают сцелями и интересами Грузии, а другая часть считает, что эти цели и интересы несовпадают. Какое из этих двух соображений Вы разделяете?а.