Современное состояние и тенденции развития международной торговли природным газом (1142809), страница 23
Текст из файла (страница 23)
на две трети, а кReducing European Dependence on Russian Gas: Distinguishing Natural Gas Security from Geopolitics. – Oxford:Oxford Institute for Energy Studies, October 2014. - P. 46.1781232050 г. сведен до нуля.179 Несмотря на рост доли возобновляемых источниковэнергии в электрогенерации в Германии, имеются сомнения по поводуразумности взятого правительством курса на ускоренное свертывание атомнойэнергетики,внедрениевытеснениеуглеводородныхальтернативныхисточниковэнергоносителейэнергии.иСпециалистыускоренноеобращаютвнимание на следующие вопросы: как скажется изменение сложившейсяструктуры энергобаланса на конкурентоспособности немецкой промышленностив связи с неизбежным ростом цен на электроэнергию; в состоянии ли зависящиеот погодных условий ветровые и солнечные установки надежно обеспечитьбесперебойное снабжение предприятий электроэнергией [16; 41]?Чтокасаетсяядернойэнергетики,вЕвропеотсутствуетскоординированная политика в отношении развития этой отрасли. Кроме того,постепенно устаревает инфраструктура.Повышение энергосбережения и энергоэффективности.Наконец, еще одним способом уменьшения объемов потребляемого газа вЕвропе может быть энергосбережение и энергоэффективность [79; 92].
Какзаявляется в Пресс-релизе ЕС от 23 июля 2014 г.: «ожидается, что повышениепоказателя энергосбережения на 1% приведет к уменьшению импорта природногогаза в ЕС на 2,6%, что позволит уменьшить зависимость от внешнихпоставщиков» [107; 159]. В Европейском союзе имеются оптимистические планы,касающиеся повышения энергоэффективности.
По оценкам Комиссии ЕС, в2020 г. показатель энергосбережения в ЕС составит 18-19%, но при этомотмечается, что этот результат может быть достигнут, в том числе, за счет болеемедленными темпами экономического роста во время финансового кризиса180.Повышение энергоэффективности, в свою очередь, сопряжено не столько стехнологическими, сколько с экономическими и социальными вопросами.Зарицкий, Б.Е. Энергетические дилеммы ФРГ / Б.Е. Зарицкий // Международная жизнь.
– 2013. - № 5.– С. 101-114.180European Commission Proposes a Higher and Achievable Energy Savings Target for 2030. EU Press Release[Электронный ресурс] // EU Commission. – 2014. – 23 July. – Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP14-856_en.htm (дата обращения: 05.02.2015).179124Существенных успехов в вопросах повышения энергоэффективности ивнедрения энергосберегающих технологий в ЕС удалось добиться Германии. Ещев 1976 г. впервые был принят закон об экономии энергии.
За последние несколькодесятилетий энергоемкость единицы условного ВВП в Германии уменьшилась на22%, и по этому показателю страна входит в число мировых лидеров. ТакжеГерманиясталаоднимизинициаторовПланадействийЕСпоэнергоэффективности (2006 г.), который предусматривает к 2020 г. сбережение20% энергии. Тем не менее, ряд экспертов высказывают мнение, что данный Планявляется слишком амбициозным181.Таким образом, очевидно, что каждый из перечисленных шагов сопряжен срядом трудностей, что позволяет сделать вывод, что, в ближайшей перспективе,российский газ продолжит играть существенную роль в странах ЕС, которымбудет затруднительно существенно сократить объемы импорта российского газа.Тем не менее, рассмотренные выше противоречия между сторонами могутосложнить дальнейшее развитие сотрудничества между Россией и европейскимистранами в газовом секторе.3.3 Перспективы сотрудничества России и ЕС в газовой сфере и возможностивыхода России на новые газовые рынкиИсходя из рассмотренных выше факторов, осложняющих сотрудничествомежду Россией и ЕС в газовом секторе в настоящий момент, а также с учетомтенденций развития газового рынка в целом можно сделать ряд выводов оперспективах этого сотрудничества.Седых, С.В.
Энергетическая политика ФРГ: курс на энергосбережение / С.В. Седых // Вестник Финансовойакадемии. – 2009. - № 1. – С. 52-53.181125В первую очередь, очевидно, что страны Европейского союза продолжатпредприниматьшагипомаксимальномууменьшениюобъемовимпортароссийского газа. И хотя политика диверсификации поставщиков сопряжена супомянутыми выше трудностями, с большой долей уверенности можно сказать,что Россия не может рассчитывать на то, что ее доля на европейских рынкахбудет такой же высокой, как и раньше.В то же время полностью диверсифицировать портфель поставщиков вЕвропе не удастся, и Россия, по прогнозам Международного энергетическогоагентства, может сохранить за собой роль ключевого поставщика природного газав страны ЕС, учитывая фактор географической близости [42; 98]. В первуюочередь это вызвано тем, что, в отличие от других международных концернов,которые ищут по всему миру новые резервы для замены ежегодно добываемыхнефти и газа, у России и ОАО «Газпром» сырья хватит на несколько десятилетий.Компания также обладает большим портфелем новых крупных проектов повыводу этого газа на рынки.Тем не менее, необходимо учитывать, что странами ЕС ныне проводитсякомплексмерпоразвитиюэнергетическойотрасли(увеличениедоливозобновляемых источников энергии, снижение энергоемкости ВВП, развитиесланцевой промышленности) в рамках программ развития национальнойэнергетики стран.
В Германии этой программой, помимо прочего, предусмотреносокращение импорта природного газа на 60% к 2050 г. Тем не менее, следуетотметить, что указанная программа вызвала противоречивую реакцию внутристраны и подверглась серьезной критике, в том числе и со стороны населения,обеспокоенного ростом цен на электроэнергию.
Однако данные свидетельствуют,что потребление природного газа в Германии в последние годы сократилось(в 2011 г. на 13%, а в 2012 г. - еще на 2,6 %), производство электроэнергии нагазовых ТЭС становится все более дорогим, а инвестиции в газовую отрасль126уменьшаются182. При этом упомянутое выше возможное снижение импорта на60%, вероятно, будет осуществляться, прежде всего, путем уменьшениязависимости от поставок газа из России.Что же касается возможных поставок СПГ из США, по мнению рядазарубежных экспертов, они не создадут угрозы для поставок трубопроводногогаза из России, поскольку российский газ более конкурентоспособен посравнению с американским из-за того, что расходы по добыче и транспортировкегаза из России ниже аналогичных расходов для сланцевого газа из США, асланцевый бум не обязательно приносит прибыли компаниям. Недостаткисланцевого газа, потенциальные экологические риски, связанные с его добычей,также не способствуют быстрому развитию этой отрасли.Тем не менее, нельзя недооценивать последствия «сланцевой революции»в США и потенциальное развитие сланцевой отрасли в Европе в долгосрочнойперспективе.
По мнению западных исследователей, ряд высокопоставленныхчиновников и представителей ОАО «Газпром» долгое время придерживалсямнения, что сланцевая революция — это пиар-кампания, призванная подорватьинтересы России, а развитие рынка производства сланцевого газа в США неможет повлиять на энергобаланс в мире.183 Эта точка зрения подкреплялась тем,что исследование, проведенное в 2011 г. газетой «Нью-Йорк Таймс», позволиловыявить, что финансовые выгоды от добычи сланцевого газа могут быть меньше,чемпредполагалосьранее,посколькукомпаниизавышалиданные,характеризующие производительность их скважин и объемы запасов.
Однако, помере развития рынка сланцевого газа и связанного с этим снижения цен на газ,было высказано предположение, что рост добычи сланцевого газа может явитьсяпроблемой для ОАО «Газпром» и России, была признана опасность глобальныхизменений на рынке энергоносителей, происходящих вследствие наращиванияЗарицкий, Б.Е. Энергетические дилеммы ФРГ / Б.Е. Зарицкий // Международная жизнь.
– 2013. - № 5.– С. 101-114.183Crooks, E. Gazprom Chief Calls Shale Gas a “Bubble” / E. Crooks [Электронный ресурс] // Financial Times. - 2011. –18February.–Режимдоступа:http://www.ft.com/intl/cms/s/0a95aacc-3af4-11e0-8d8100144feabdc0,Authorised=false.html (дата обращения: 26.12.2012).182127объемовдобычисланцевогогаза.Такпроизводствосланцевогогаза(вытеснившего импортный сжиженный газ) позволило Америке выйти на первоеместо в мире по добыче газа.184В числе ключевых шагов, предпринимаемых для развития сотрудничествамежду странами, на данном этапе может стать повышение надежности поставокприродного газа в Европу путем максимального снижения транзитных рисков.Новая газопроводная система призвана повысить энергетическую безопасность иустранить главный экспортный риск, связанный с тем, что ответственность задоставку углеводородов до потребителей в необходимом объеме и качественесут несколько транзитеров.Для дальнейшего развития сотрудничества в газовой сфере с европейскимистранамиРоссиинеобходимоучитыватьпринятыйв2009г.Третийэнергетический пакет реформ в области газа и электроэнергии и по возможностиадаптироваться к его условиям, направленным на либерализацию европейскогорынка электроэнергии и газа.Третий энергопакет предусматривает в том числе: ограничения для вертикально интегрированных компаний на правовладения и управления энерготранспортными сетями со стороны.
Тоесть,проводитсяпопыткаразделитьбизнеспо продажеи транспортировке газа. Предполагается, что это повысит конкуренцию,позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию; интеграцию энергетического рынка ЕС. Проводимые реформы должныуничтожитьнациональныебарьерыв торговлеэлектроэнергиейи природным газом путем повышения безопасности поставок иразвития конкуренции;Сланцевый газ вошел в нужды "Газпрома" [Электронный ресурс] // Ведомости. – 2010. – 06 октября.