Формирование региональных валютнофинансовых систем в условиях глобализации мировой экономики (на примере стран Латинской Америки) (1142777), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Пищик, говоря о валютной координации в ЕАЭС, отмечает, что задачатеснойкоординацииисогласованияполитикивалютногокурсастановитсяприоритетной и требует детальной проработки не ранее, чем на этапе перехода квалютному союзу как высшей организационно-правовой форме валютно-экономическойинтеграции [86, с. 18].Вместе с тем опыт МЕРКОСУР демонстрирует важность валютной координациина этапе построения рыночной модели. В случае с ЕАЭС данный подход имеетпредпосылки в виде широкого использования рубля во внутрирегиональной торговле.155Использование рубля в торговых расчетах составляет более 50% [67, с. 95], что в целомсоответствует отраженной выше доли России в структуре внешней торговли другихучастников ЕАЭС.Следует отметить, что формирование инструментария для валютной координацииначалось еще в 2010 г.
подписанием Соглашения о согласованных принципах валютнойполитики [3], практическая реализация которых сталкивается со следующимиосновными ограничениями.Прежде всего, следует вернуться к вопросу регулятивных асимметрий, которыеявляются ограничением не только для формирования валютного союза, но и для любыхформ согласованного регулятивного воздействия стран на валютные (монетарные)процессы.
Преодоление таких асимметрий является важной предпосылкой и дляэффективной валютной координации.Другимключевымограничениемявляетсянеустойчивостькурсовыхсоотношений — чрезмерная самостоятельная волатильность валют, что усилилось припринятии принципов свободно плавающих курсов Россией и Казахстаном. Этаособенность предопределяет необходимость создания экономических предпосылоквалютно-финансовой устойчивости — повышения спроса на национальные валютыстран. Усиление совместимости экономик посредством применения принциповпрединтеграционной модели является в данном случае необходимым условиемповышения внутренней емкости региональной экономики и увеличения взаимногоспроса на валюты стран.
Следует отдельно обратить внимание на отсутствиедостаточного инвестиционного спроса на рубль, а также на необходимость расширенияиспользованиянациональныхвалютостальныхучастниковинтеграционногопространства с целью повышения сбалансированности курсовых соотношений иколебаний валют стран. Данные ограничения валютной координации могут преодолены,прежде всего, за счет создания юридических условий инвестиционного использованиярубля, а также посредством формирования платежных механизмов, обеспечивающихрасчеты в национальных валютах участников ЕАЭС при осуществлении не толькоторговых, но иинвестиционных операций (наподобиеСистемы платежейвнациональных валютах SML).Обоснованными являются и предложения по созданию фонда поддержкиэкспортно-импортных операций в национальных валютах [68].156Финансовая функция РВФС представлена в интеграционной повестке ЕАЭС,прежде всего, задачей создания регионального финансового рынка и единогофинансового регулятора.
В то же время на текущем этапе, учитывая наличиерегулятивных диспропорций, в этом направлении проводится сдержанная политика,ориентированная на достижение данной цели лишь к 2025 году: как отмечается, куказанному году планируется гармонизировать все требования и аспекты финансовогорегулирования, обеспечить взаимное признание банковских, страховых лицензий,лицензий на рынке ценных бумаг [128].Обратимся к вопросу внешнеэкономического взаимодействия стран.
Следуетотметить, что определяющей в этом отношении является лежащая в основе ЕАЭСевразийская идея консолидации потенциала между Европой и Азией. При этом векторывнешней политики ЕАЭС, как и латиноамериканского региона, тяготеют к контуруБРИКС,отчетливоформируятенденциюкмногополярности:Евразийскойэкономической комиссией установлено сотрудничество с АТЭС, МЕРКОСУР, АСЕАН.Ведется работа по развитию двусторонних контактов с Китаем. Отчетливо звучит задачавзаимодействия с Азиатско-Тихоокеанским регионом — идея формирования коридора сАТР. В то же время делается акцент и на приверженности западным принципам — ВТОи ООН.
Сбалансированная внешнеэкономическая ориентация в целом соответствуетобозначенной евразийской идее. Перспективность сотрудничества в АТР связана,прежде всего, с большим экономическим потенциалом, заложенным в данном регионе[30, с. 3].ИдеяформированиякоридорасАТРделаетособенноперспективнымсотрудничество ЕАЭС с Тихоокеанским альянсом, реализующим в качестве основнойвнешнеэкономической цели взаимодействие с данным регионом и обладающимсхожими с ЕАЭС интеграционными принципами.
Актуальность этого векторавзаимодействия подтверждается активным переговорным процессом ЕАЭС с Чили —участником Тихоокеанского альянса.Наиболее ярким примером валютно-финансового взаимодействия между ЕАЭС илатиноамериканским регионом без сомнения являются финансовые институты БРИКС.Однако, как отмечалось в параграфе 3.2, имеют место и другие валютно-финансовыеинициативы: к примеру, развитие механизмов расчетов в национальных валютах. Насовременном этапе, по оценке А. Лихачева, озвученной на состоявшемся в 2015 г.Петербургском международном экономическом форуме, объем подобных расчетов157носит ограниченный характер — около 2-3% от общего оборота, по отдельным странамдостигнут уровень 10% [82].Отмечается наличие ряда ограничений такого сотрудничества, связанных, вчастности, с отсутствием необходимых предложений по банковским инструментам.
Какпредставляется, именно усиление финансового, банковского взаимодействия можетявиться полем развития расчетных механизмов. Следует отметить, что уже насовременном этапе имеет место создание межгосударственных банков — например,Российско-венесуэльского банка.Таким образом, взаимодействие с Латинской Америкой находится в общихстратегических и идеологических контурах ЕАЭС. Фактором его усиления на текущемэтапе является применение в отношении России экономических санкций со стороны ЕСи США.Данная проблема влияет одновременно и на развитие взаимодействия внутриЕАЭС.
С одной стороны, углубление интеграции снижает внешнеэкономическуюуязвимость России, оказавшейся объектом геополитического давления, с другой —создает геополитические риски для других участников. Соответственно, возрастаетпотребность в формировании внутри ЕАЭС источников финансовой и экономическойустойчивости, что создает дополнительные стимулы для применения в регионеструктурных принципов интеграции — прединтеграционной модели.Итак, участвуя в процессе евразийской экономической интеграции, Россияследует общим тенденциям трансформации МВФС, что предопределяет актуальностьдляЕАЭСвыводов,сформулированныхвотношениилатиноамериканскогоинтеграционного процесса.ЕАЭС, как и Тихоокеанский альянс, реализующий в латиноамериканском регионерыночную интеграционную модель, очевидно, нуждается в дополнении рыночныхпринципов интеграции принципами структурной трансформации.
Целесообразнымявляется и развитие в регионе дополнительных интеграционных механизмов,направленных на финансовую поддержку структурных преобразований региональнойэкономики(наподобиеIIRSA).Особуюрольприэтомиграетповышениеинституциональной и регулятивной однородности стран, составляющей основнуюпредпосылку реализации рыночных принципов интеграции.158Кроме того, необходимо развитие валютно-расчетного компонента РВФС, особаяважность которого при реализации рыночной модели была продемонстрирована напримере МЕРКОСУР.
Отдельное внимание при этом необходимо уделить вопросуформирования фундаментальных предпосылок валютной стабильности (отсутствиекоторой объективно ограничивает возможности валютной координации), а такжеконсолидации спроса на валюты стран-членов (через механизм платежной системы,механизм расчетов в национальных валютах).159ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременный этап функционирования мировой валютно-финансовой системы каксоциальной системы демонстрирует предельное обострение исторических тенденций ееразвития, таких, как: нарастание структурного конфликта между институциональной(мировая валютная система) и общественной (международные валютно-финансовыеотношения) составляющими, нарушение структурного соответствия системы (МВФС) ивнешней среды (воспроизводственных процессов), деформация внутренних процессовсамоорганизации.
Особую роль в этом отношении приобрел процесс глобализации,обусловивший сверхусложнение лежащих в основе МВФС общественных связей ипредопределившийнарушениесвойственныхейфункций(валютно-расчетной,финансовой, адаптивной).ВозникновениеРВФСявляетсяформойфундаментальнойструктурнойперестройки МВФС в условиях глобализации, направленной на преодоление сложностисистемы и решение основных функциональных проблем (валютно-финансовойнестабильности и глобальных дисбалансов), свойственных данному этапу.Механизм формирования РВФС заключается во встречной трансформациинационального и глобального уровней мировой валютно-финансовой системы,сочетающей в себе тенденцию интегрирования национальных валютно-финансовыхсистем и дезинтеграции глобальных принципов мировой валютно-финансовой системы.Этот процесс предполагает локальное воспроизведение отдельных элементов и функцийМВФС и в полной мере соответствует фрактальным закономерностям развитиясложных социальных систем.Составляющей процесса формирования РВФС, его воспроизводственной основой,является экономическая интеграция, определяющаявалютно-финансовыхотношенийи,соответственно,конструкциюрегиональныхвстречныйструктурогенезглобальных и национальных институтов МВФС.