Диссертация (1141070), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Ю. с соавт., 2006; АббасН.,2006; Прохончуков А. А. с соавт., 2010; Eggerst, М. Н., 2001; Gutknecht N.et al., 2002; Bornstein M. M. et al., 2005; Miller R. J. et al., 2006; Isil S. et al.,2008; Тарасенко И. В., 2012).Отмечались более ранние сроки эпителизации ран происходила упациентов прооперирванных с использованием эрбиевого лазера посравнению с ранами после традиционного способа операции.
Заживлениепослеоперационной раны при проведении манипуляций с помощьювысокоинтенсивныхлазеровподоптическиминтраоперационнымувеличением отмечали в более ранние сроки - на 5 сутки - по сравнению страдиционной методикой, при которой снятие швов возможно было провестина 7 сутки.129У пациентов I группы отмечали формирование эластичного малозаметного послеоперационного рубца в связи с тем, что процесс регенерациисопровождался наисменьшими изменениями эпителиального слоя, незатрагивая подслизистый слой, и со значительно менее выраженнымивизупльными признаками воспаления (Елисеенко В. И., 2011).Оценку качества остеорегенерата в области проведенной операциипроводилипосредствомобследованиепациентовприменялосьналучевыхсэтапахметодовпоражениямидиагностики,висследования.Лучевоепериапикальнойобластипланированияоперацииипослеоперационного контроля лечения.
В зависимости от локализации иразмеров гранулемы или кисты проводили ВКР, ОПТ, ДОТ для оценкирегенерации костной ткани через 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев(Максимовский Ю. М., 1999; Морозова Е. А., 2011).При этом были получены достоверные данные, свидетельствующие обускоренныхсрокахформированияостеорегенератавобластисформированного дефекта после проведенной операции цистэктомия спомощью высокоинтенсивных лазеров под оптическим интраоперационнымувеличением, что коррелируется с данными, полученными в работахТарасенко И.
В. и Морозовой Е. А.Оптическое ассистирование позволяет минимизировать травму костнойткани, поскольку даже малый размер проводимой остеотомии примногократном увеличении в окулярах микроскопа представляется большим,то, фактически, мы стремились уменьшить объем дефекта и болеепрецизионно воздействовать на очаг поражения, что в конечном итоге поданным рентгенограмм свидетельствовало о восстановлении костногодефекта в кратчайшие сроки (Тарасенко С. В., Пиямов Р. Р., 2016).Так, у пациентов, прооперированных с помощью эрбиевого и диодноголазеров при ассистировании операционным микроскопом, уже через 1 месяцнаблюдались явления регенерации костного дефекта на ВКР рентгенограммах, а полное заполнение костного дефекта отмечалось к 6 месяцам,130в отличие от данных, полученных при работе с роторными инструментами,в которых первые признаки уменьшения костного дефекта выявлялись нарентгенограммах лишь через 3-6 месяцев, а полное восстановление тканейпериапикальной области отмечали к 12 месяцам.Результаты лучевых методов исследований у пациентов, прооперированныхспомощьюинтраоперационнымлазерныхувеличением,аппаратовподоптическимсвидетельствуютополномвосстановлении костного дефекта в области проведенной операции в болеекороткие сроки.Возможно,отсутствиемэтообъясняетсятермическойнагрузкименьшимнатравмированиемпериапикальныетканей,тканипривоздействии эрбиевого и диодного лазера мощностью 0,4 Вт (Wang V.,Matsumoto., 2005).Благодаряизучениюбиохимическогосоставабиологическихжидкостей полости рта появилась возможность оценить выраженностьвоспаления у пациентов с периапикальными поражениями, заживление раныв послеоперационном периоде (Шишкин C.
B., 2008; Куртакова И. В., 2009;Штрунова Л. Н., 2011; Евграфова А. О., 2011; Тарасенко И. В., 2012).Нами проведено исследование по содержанию в десневой жидкостиосновного фактора роста фибробластов-β (ФРФ-β), лактоферрина (ЛФ) иаминокислоты гомоцистеина (Hcy).Известно, что регенерация повреждённых тканей происходит сучастием различных клеточных элементов, и их пролиферация и миграциязависит от экспрессии факторов роста (Маянский Д. Н., Маянская Н.
Н.,2008). В частности, факторы роста фибробластов играют ключевую роль впроцессах пролиферации и дифференцировки широкого спектра клеток(Ягода А. В. , Гладких Н. Н., 2013). Фактор роста фибробластов являетсяодним из белков, участвующих в регуляции ангиогенеза. Первоначальнобыли охарактеризованы две изоформы фактора роста фибробластов: кислаяФРФ-α и основная ФРФ-β. Они являются продуктами различных генов131и имеют до 53 % гомологии (Negri L, Ferrara N., 2018).
Основной ФРФ-βнезаменим в развитии и поддержании сосудистой системы в теченииэмбриогенеза, являясь также при этом основным фактором ангиогенеза наэтапе восстановлении повреждённого участка тканей.Нами было установлено достоверное (р<0,001) содержание в десневойжидкости (ДЖ) фактора роста фибробластов-β (ФРФ-β) 2,83±1,36 пг/мл иповышение белка до уровня 6,81±1,68 пг/мл у пациентов, прооперированныхспомощьювысокоинтенсивныхлазеровподоптическиминтраоперационным увеличением, уже на 3 сутки по сравнению спациентами после операции с помощью режущих и роторных инструментов,у которых этот белок не определялся.
Таким образом, наши данныепоказывают, что определение содержания в десневой жидкости данногобелка позволяет выявить и подтвердить интенсивный процесс регенерации втканях после воздействия высокоинтенсивных лазеров.Установлено, что состояние сосудов также зависит от уровня гомоцистеина (Li J., Luo M., 2018). Гомоцистеин – аминокислота, содержащаятиоловую группу, которая, окисляясь в плазме крови, образует большоеколичество свободных радикалов. Они повреждают эндотелий сосудов, чтоприводит к нарушению его функции (Folsom A. R. et al., 2018). Такжедоказано, что высокие уровни гомоцистеина подавляют синтез эндотелиемоксида азота, что отражается на тонусе кровеносных сосудов (Шевченко О.П., с соавт., 2002).Исследованиесодержаниягомоцистеинавдесневойжидкостипоказало, что у пациентов группы исследования количество аминокислотыуменьшалось к 7-м суткам и составляло 22,1±0,19 пг/мл.
Данные исследования у пациентов контрольной группы были сопоставимы с данными упациентов группы исследования, которые составляли 23,4±0,88нг/мл.Внеспецифическойзащитеорганизма,оказываядействиенаграмположительные и грамотрицательные бактерии, спирохеты, грибы,простейшие и вирусы, определенную роль играет железосодержащий132транспортный белок лактоферрин, бактериостатическое действие которогосвязано с его способностью конкурировать с бактериями за железо.Исследование содержания белка лактоферрина в десневой жидкостипоказало, что у пациентов группы исследования количество лактоферринанезначительно повышалось к 7-м суткам и составляло 2,20±1,33 пг/мл.
Ещеболее высокое количество данного белка наблюдалось у пациентовконтрольной группы, которое соответствовало 3,33±1,14 нг/мл.Согласно полученным данным, лазерное излучение обеспечилодезинфекцию операционного поля, что отражалось в более низкомсодержании белка лактоферрина в элюате ДЖ пациентов на 3-и сутки послецистэктомии,нежелиприиспользованииобычногохирургическогоскальпеля.
На 7-е сутки заживления раны количество лактоферрина в элюатеДЖ не имело достоверных отличий между группами. Между тем, на7-е сутки воспалительная реакция в апикальной части причинного зубасохранялась у 25 % пациентов 1-ой группы и 16,6% пациентов 2-ой группы,так как в ДЖ интактного пародонта лактоферрин не выявляется.Таким образом, сосудистая реакция в области дефекта отличалась взависимости от вида используемого хирургического инструмента. В случаеприменения диспенсера рост сосудов в области дефекта был неравномернымввиду резкого роста уровня оФРФ-β только на 7 сутки заживления раны.Излучение лазера оказывало более благоприятное влияние на процессыангиогенеза, что выражалось в постепенном увеличении количества оФРФ-βпри практически неизменённом содержании гомоцистеина.
Бактериостатическое и бактерицидное действие лазерного излучения подтверждалосьменьшим содержанием лактоферрина в элюате ДЖ пациентов.Проведя анализ результатов клинических методов обследованияпациентов,теченияпослеоперационногопериода,характерраневогопроцесса, содержание лактоферрина, основного фактора роста фибробластовβ и гомоцистеина в десневой жидкости пациентов, можно судить обэффективности проведения операции цистэктомия с помощью эрбиевого и133диодного лазеров под оптическим интраоперационным увеличением. Приэтом методе лечения наблюдается минимальное повреждение тканей.Таким образом, анализ данных клинических, лучевых, биохимическихи лабораторных и методов исследования свидетельствует о том, чтоприменение высокоинтенсивных лазеров и дентального операционногомикроскопа способствует совершенствованию хирургического леченияпациентовспериапикальнымипоражениями,таккакблагодаряфототермическому свойству лазерного излучения обеспечен адекватныйгемостаз в операционной области, а высокая магнификация способствуетпрецизионной селективной работе в периапикальных тканях.
Экономнаярезекция верхушки корня зуба способствует сохранению устойчивости зуба кокклюзионным нагрузкам. Также сочетание лазерных и оптическихтехнологий дает возможность полного удаления оболочки кисты, и темсамым позволяет уменьшить риск воспалительных осложнений и развитиярецидива в послеоперационном периоде за счет уменьшения объёмапроводимойанатомическихоперации,образованийпораженных тканей.снижаютсяирискиповышаетсяповреждениясоседнихэффективностьудаления134ВЫВОДЫ1. При лечении пациентов с периапикальными поражениями сочетанноеприменение высокоинтенсивных лазеров под контролем операционногомикроскопа способствует снижению интенсивности и длительностиболевогосиндромана2±0,5суток,сокращениюдлительностиколлатерального отека в послеоперационной области на 2±0,5 суток иуменьшению сроков эпителизации раны на 2±0,5 суток. Отпическоеинтраоперационноеувеличение дает возможность минимальнойрезекции апикальной части корня – 3 мм, щадящей остеотомии прираскрытии области периапикальных поражений и бережного отношенияк интактным тканям при иссечении пораженных лазером.2.
Воздействие лазерного излучения, в отличие от механического, вызывалоболее интенсивный процесс ангиогенеза, регенерации тканей, чтокосвенно подтверждалось постепенным увеличении количества оФРФ-β(c 2,83 до 6,81 г/моль) при практически неизменённом содержаниигомоцистеина (27,2 и 22,1 г/моль).