Диссертация (1140833), страница 16
Текст из файла (страница 16)
et al. пациенты, которым проводилась КЛСМ кожилица, были разделены на возрастные группы: менее 35 лет, 36-45 лет, 46-55 лет,116.56-65 лет и старше 65 лет. Исследователи отметили тенденцию эпидермиса катрофии в старших возрастных группах, выявление атипичной структуры“медовых сот” у пациентов старшей возрастной группы (90% пациентов старше65 лет, 30% пациентов групп 45-55 и 56-65 лет, 10% пациентов 36-45 лет), а такжевыраженную деградацию структур дермального слоя кожи с увеличениемвозраста пациентов (извитые светлые структуры были выявлены у 60% пациентовстарше 65 лет, грубый коллаген – у 70% обследуемых 56-65 лет). Наиболее частополициклические контуры сосочков были зарегистрированы в средней возрастнойгруппе – 46-65 лет [111,113].В исследовании Kutlu Haytoglu N.
S. et al. пациенты, большая часть которыхбыла представлена III-IV фототипами кожи, были разделены на группы взависимости от возраста (20–34 лет, 35–49 лет, 50–64 года, старше 65 лет).Авторы отмечают наличие статистически достоверной разницы в встречаемостигрубых структур коллагена между 2 группами, а также возрастание частотыобнаружения атипичной структуры “медовых сот”, крапчатой пигментации,полициклических контуров сосочков, светлых извитых структур в старшихвозрастных группах [104].Анализ данных, полученных методом КЛСМ при изучении очаговактинического кератоза, позволяет заключить, что патогномоничным признакомактинического кератоза в эпидермисе является наличие >50% атипичнойструктуры “медовых сот”, отражающей дисплазию эпидермиса различнойстепени выраженности и выявляющейся в 100% случаев.
Полная утратаструктуры “медовых сот”, отражающая наиболее сильную степень дисплазии сутратой нормальной архитектоники шиповатого/зернистого слоев эпидермисаотмечалась в 53,3% очагов. Кроме того, гиперкератоз выявлен в 86,6% случаев. Сменьшей частотой методом КЛСМ были выявлены также такие признаки, какналичие чешуек в 86,6% случаев, индивидуальных корнеоцитов в 60%, клетоквоспалительного инфильтрата в шиповатом/зернистом слоях эпидермиса в 66.7%,паракератоз в 46,7%, крапчатая пигментация (>10%) в 46,7%, полициклическиеконтуры сосочков (>10%) - в 26,7% случаев. Диагноз актинического кератоза,117.установленный на основании данных сканирования кожи методом КЛСМ, былподтвержден гистологическим (15 очагов) и цитологическим (15 очагов)методами исследования в 30 (100%) случаях.Таким образом, полнаядезорганизация кератиноцитов с утратой структуры “медовых сот”, гиперкератоз,паракератоз, индивидуальные корнеоциты, чешуйки, экзоцитоз и расширенныесосуды в дерме в 66,7%, позволяют достоверно дифференцировать очаги АК накоже пациентов с выраженной клинической картиной дерматогелиоза IV стадии(р<0,05).Полученные результаты исследования очагов АК методом КЛСМ непротиворечат данным иностранных исследователей.
Так, Horn M. et al., изучаяочаги АК методом КЛСМ выделили следующие признаки: негомогенный роговойслой кожи (86,67%), атипичная структура медовых сот (80%), потеря регулярнойстратификации эпидермиса (86,67%), участки дискератоза (90%), различныйразмер и форма ядер кератиноцитов (76,76%), неровные границы кератиноцитов(86,67%), нерегулярные межклеточные соединения между кератиноцитами(63,34%) [87]. Ulrich M. et al. в своем исследовании проводили сопоставлениеданных КЛСМ и гистологического исследования очагов АК.
Нарушениеструктуры рогового слоя, наличие индивидуальных корнеоцитов и паракератозбыли выявлены в 98%, 81% и 79% соответственно. Кроме того, исследователизаключили, что наличие клеточного плеоморфизма и нарушение архитектоникинаиболее вероятными предикторами АК [185]. Tan J.M. et al. в своей работепроводили сравнение очагов дерматогелиоза и АК.
Результаты свидетельствуют,что наличие индивидуальных корнеоцитов, нарушение структуры рогового слоя,наличие воспалительных клеток в дерме, солнечный эластоз могут бытьпредставлены и в очагах дерматогелиоза, и в очагах АК. По мнениюисследователей, паракератоз и гиперкератоз могут быть ключевыми признаками вдифференциальной диагностике АК от участков кожи с дерматогелиозом [180].Таким образом, изменения патоморфологических особенностей дермоэпидермальных структур, выявленные методом КЛСМ, отражают не толькопрогрессирующую деградацию коллагена и формирование эластоза у пациентов с118.течением дерматогелиоза и в очагах актинического кератоза, но и появление ипрогрессирующее нарастание диспластических изменений кератиноцитов на фонеусугубления процессов дерматогелиоза.Кроме того, в результате анализа данных, полученных в ходе проведенныхисследований, был разработан алгоритм диагностического поиска у пациентов сIII-IV стадиями дерматогелиоза.119.ВЫВОДЫ1.
На основании клинико-морфологического мониторинга дерматогелиоза сиспользованием адаптированной шкалы SCINEXA выявлено, что степеньдерматогелиоза составила в группе пациентов <34 лет – 1,9±0,43 балла, 35-49 лет– 10,7±1,03 балла, 50-64 года -15,7±1.15 баллов, старше 65 лет – 19,8±1,23 балла.Вгруппепациентовсманифестациейэпителиальныхпролиферативныхпроцессов и опухолями кожи (АК, БКР) сумма баллов по шкале SCINEXAсоставляла 33,06±0,84 балла.ПредикторамиразвитияБКРвпроцесседерматогелиозаявляютсясолнечное лентиго, локализованное на коже предплечий (ОР= 2,1), III степень еговыраженности (ОР=1,67), диспигментация кожи лица (ОР=3,2), псевдорубцы(ОР=1,87).Критическимможносчитатьсуммарноеколичествобаллов,превышающее значение 25 (ОР=4,12) по шкале SCINEXA2.
Сравнительный анализ данных иммуногистохимических исследованийбиоптатов кожи свидетельствуют о постоянной экспрессии ММП-1 и ММП-9 вкоже с фотостарением III-IV стадий, очагах АК и БКР при ее отсутствии вучастках кожи, не подверженных кумулятивному влиянию УФО, что создаетмикроокружение, способствующее прогрессированию механизмов канцерогенезаи развитию злокачественных эпителиальных опухолей кожи в процесседерматогелиоза.3.Диспластическиеизменениякератиноцитов,зарегистрированныеметодом КЛСМ у всех обследуемых с IV стадией дерматогелиоза и у 40% вгруппе с III стадией дерматогелиоза,выявлены в виде атипичной структуры“медовых сот”, не превышающей 50% от общей площади исследуемой области.
Спрогрессированием дерматогелиоза отмечена тенденция структур эпидермиса катрофии в виде истончения эпидермиса и преобладания линеарного характерагеометрии борозд между группами кератиноцитов. Крапчатая пигментация иполициклические контуры сосочков в 38% случаев у пациентов с II-III стадиямидерматогелиоза не сопровождались какими-либо патологическими изменениями висследуемой области, что может являться маркером дерматогелиоза на120.доклинической стадии. Выявлена значительная трансформация дермальныхструктур кожи: ретикулярный коллаген на II и III стадиях дерматогелиозазамещался грубыми волокнистыми структурами, на III и IV стадиях - аморфнымбесструктурным материалом, на IV стадии наблюдались извитые светлыеструктуры.4.
В очагах АК признак атипичной структуры ”медовых сот” превышает50% от общей площади исследуемой области в 100% наблюдений и являетсяпатогномоничным для АК (p<0,01) в отличие от кожи с дерматогелиозом IVстадии, где данный признак, выявляемый методом КЛСМ на доклиническихстадиях, не превышает 50% от общей площади исследуемой области. Полнаядезорганизациякератиноцитовсутратойструктуры“медовыхсот”,зарегистрированная в 53,3% очагов АК, гиперкератоз, выявленный в 80% очагов,паракератоз в 46,7%, индивидуальные корнеоциты в 60%, чешуйки в 80%,экзоцитоз и расширенные сосуды в дерме в 66,7%, позволяют достовернодифференцировать очаги АК на коже пациентов с выраженной клиническойкартиной дерматогелиоза IV стадии (р<0,05) с использованием КЛСМ.5.
Алгоритм прогнозирования рисков развития и диагностического поисказлокачественных эпителиальных опухолей кожи, разработанный на основанииоценки степени выраженности клинических признаков дерматогелиоза поадаптированнойшкалеSCINEXA,сиспользованиемКЛСМ,позволяетоптимизировать диагностику злокачественных эпителиальных опухолей кожи впроцессе дерматогелиоза на ранних стадиях.121.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИИспользование клинической шкалы оценки дерматогелиоза оправдано вклинической практике с целью выявления степени индуцированного УФОповреждения кожи и выявления факторов риска развития БКР.Выявление особенностей экспрессии ММП-1, 9 свидетельствуют об их ролив эпителиальном канцерогенезе, подтверждает агрессивное воздействие УФО надермо-эпидермальные структуры в процессе дерматогелиоза, что обосновываетнеобходимость применения средств фотозащиты.Актуально применение неинвазивной методики конфокальной лазернойсканирующей микроскопии в диагностике и мониторинге очагов актиническогокератоза,кожи пациентов с дерматогелиозом III-IV стадии с целью раннеговыявления диспластических изменений кератиноцитов.Алгоритмопухолейкожидиагностическогопозволитпоискаоптимизироватьдерматогелиоза на ранних стадиях.122злокачественныхихдиагностикуэпителиальныхвпроцессе.ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯАР-1 – активатор протеин 1АК – актинический кератозБКР – базально-клеточный ракIGF-1 - инсулиноподобный фактор роста 1ИЛ - интерлейкинКЛСМ - конфокальная лазерная сканирующая микроскопияМАРК – митоген-активируемая протеинкиназаММП – матриксная металлопротеиназаПКР – плоскоклеточный ракPAR - протеазо-активируемый рецепторIL-2Ra - рецептор интерлейкина-2-аEGFR – рецептор эпидермального фактора ростаVEGF - сосудистый эндотелиальный фактор ростаТИМП – тканевой ингибитор матриксных металлопротеиназTGF - трансформирующий фактор ростаУФО – ультрафиолетовое облучениеFGF - фибробластический фактор ростаSCINEXA – шкала для оценки внутреннего и внешнего старения кожи123.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.
Каприн, А.Д. Злокачественные новообразования в России в 2015 году(заболеваемость и смертность) // под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В.Петровой - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «ФМИЦ им. П.А.Герцена» Минздрава России, 2017. - 250 с.2. Лукашева, Н.Н. Прижизненная отражательная конфокальная лазернаясканирующая микроскопия: история создания, принцип работы, возможностиприменения в дерматологии / Н.Н. Лукашева, С.Б. Ткаченко, Н.Н. Потекаев, Т.С.Кузьмина, Е.А. Василевская // Клиническая дерматология и венерология.















