Диссертация (1138890), страница 19
Текст из файла (страница 19)
С.14.262Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др. С. 397263По его мнению «существенных различий в условиях оказания социальных услуг нет, а есть лишь различия вспособах оплаты. Представляется, что оплачивает социальную услугу либо плательщик по закону, либоплательщик по договору.
Плательщиком по закону является государственная бюджетная организация либостраховщик, так как данный публично-правовой способ аккумуляции денежных средств для последующеговведения их в гражданский оборот устанавливается законом. В этом случае отношения по оплате услугрегулируются нормами финансового права, что косвенно признается и специалистами права социальногообеспечения. При получении социальных услуг, стоимость которых исполнителю оплачивает плательщик позакону, они признаются бесплатными, в остальных случаях – платными» (Барков А.В.
. Социальное обслуживаниев условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития. С.15)59содержанием и объемом, качеством и количеством, безопасностью и одинаково гарантироватьсоциальную защиту ее потребителю. Характер услуги не может зависеть и от исполнителясоциальной услуги (его ведомственной принадлежности или формы собственности).»264Всевышесказанноеотносительносферысоциальногообслуживанияможнораспространить и на социальное страхование.
С той лишь поправкой, что формированиецелостного института, многоуровневой, смешанной системы социального страхования должноосуществляться при приоритете норм права социального обеспечения, как отрасли, сочетающейпубличные и частные начала правового регулирования. Выбранный приоритет обусловлен единойсоциально-обеспечительной природой обязательного и добровольного социального страхования.Не случайно М.А. Ковалевский, проводя сравнительный анализ указанных видов социальногострахования, делает вывод, что большинство признаков обязательного социального страхованияприсущи и добровольному. По его мнению последнее есть экономический и правовой механизм,именуемый страхованием; застрахованными (выгодоприобретателями) здесь являются физическиелица, которым предоставляется защита от специального вида рисков, т.е от социальных рисков.
Наосновании изложенного М.А. Ковалевский определяет добровольное социальное страхование как«добровольное страхование, которое имеет своей целью защиту физических лиц от социальныхрисков, угрожающих социальным благам».265 Также М.Ю. Федорова обязательства страховщика подоговору добровольного социального страхования именует социально-страховыми.266Я оцениваю добровольные, договорные формы социального страхования как один из видовсоциально-обеспечительных отношений с публичной компонентой в рамках права социальногообеспечения.Данный вывод имеет серьезные последствия для отрасли права социальногообеспечения, поскольку влечет не только пересмотр структуры ее предмета, но и изменениеметода правового регулирования. Напротив, игнорирование социально-обеспечительной природыотношений по добровольному социальному страхованию с очевидностью определит их включениев предмет гражданского права,267что едва ли отвечает интересам лиц, прибегнувших к даннойформе дополнительной защиты от социального страхового риска.
На это обстоятельствосправедливо указывает Ю.В. Васильева при обосновании желательности закрепления общихположений о негосударственном пенсионном обеспечении в кодексе социального обеспечения264Барков А.В. Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективыразвития. С.16-17265Ковалевский М.А. Конституционные основы личного страхования // Материалы по обобщению арбитражнойпрактики по делам с участием территориальных фондов ОМС.
– М., 2002. Т.6. С.230266Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. С.72.267Последнее имеет место в отношении социальных услуг, предоставляемых на основании договора (см.: БарковА.В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М., 2008.
291 с.;Барков А.В. О цивилистической природе социальной услуги // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование:Сборник статей / А.В. Асосков, А.В. Барков, А.А. Богер и др.; под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М., 2011.240 с.) Попытки распространить действие ГК РФ наблюдаются и применительно к обязательному социальномустрахованию (См., подробнее: Гражданское право: учебник в 3 т.. Т.2. 5-е изд., перераб. и доп.
/ В.В.Байбак, Е.Ю.Валявина, И.А. Дроздов и др.; отв. ред. Ю.К.Толстой, Н.Ю.Рассказова. М., 2012. С.654-655)60РФ.268 Признавая дискуссионность вопроса об отраслевой принадлежности указанных норм втеории права социального обеспечения, названный автор отмечает тесное переплетение,взаимодействие государственной и негосударственной форм пенсионного обеспечения, ихнаправленность на общую цель – материальное благополучие в старости. По мнению Ю.В.Васильевой «оставление этих норм полностью за рамками кодекса может привести к ослаблениюих значения для права социального обеспечения, а сила притяжения по отношению к ниммасштабного Гражданского кодекса РФ усилится».269 Думается, предложения о закрепления впланируемом кодексе минимума норм, регулирующих отношения по выплате негосударственнойпенсии НПФ «для защиты прав граждан на пенсионное обеспечение и установления общейответственности государства в данной сфере»270 в какой-то степени свидетельствуют о признанииавтором их социально-обеспечительной природы.В полной мере разделяя позицию Ю.В.
Васильевой замечу, что изменение подходов копределению предмета права социального обеспечения отнюдь не означает утрату ею значениясамостоятельной отрасли права.Присутствие частных начал в механизме правовогорегулирования отношений по социальному обеспечению отвечает современным реалиям и служитподтверждением зыбкости границ между частным и публичным. Не случайно ряд авторов эторазграничение проводит не в отношении отраслей и институтов права, а применительно кпервичным, элементарным частям последнего – нормам права.271 Основой подобных взглядов вомногом служат труды М.М.
Агаркова. Он полагал, что делению на частное и публичное правоподлежат отнюдь не отрасли, а субъективные права, которые закреплены в нормах права.272 Визложенном контексте отнесение конкретной отрасли права к сфере частного или, напротив,публичного права определяется лишь преобладанием в ней частно-правовых или публичноправовых элементов соответственно. Отсюда проистекает отсутствие в правовой системе такназываемых "чистых" отраслей права.
Одновременно, признание отрасли в качестве публичной неозначает, что частные начала правового регулирования ей чужды. Тоже самое можно сказать иприменительно к отраслям частным. В этом отношении примечательна система публичного права,предложенная А.Ю.Тихомировым.273 Общая часть публичного права образована из тех элементов,что формирует его ядро (концентрат) и одновременно проникают в любой правовой массив, служатего опорной конструкцией. К таковым А.Ю.Тихомиров относит: «а) правовое обеспечение268Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические ипрактические проблемы. С.327269Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические ипрактические проблемы: автореф. … д-ра юрид. наук.
М., 2010. С. 46270Там же. С. 47271См., подробнее: Барышникова Ю.Р., Валиев Р.Г., Губаева Т.В. и др. Нормы права: теоретико-правовоеисследование: монография.272Агарков М.М. Ценность частного права. С. 40-41.273См., подробнее: Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: Монографический учебник. М., 2008.
448с;Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013. С.88-9861публичного интереса; б) интегративные функции публичного права; в) публично-правовоеповедение; г) структурно оформленные властные институты; д) императивные методы публичноправовогорегулирования;е)правоустанавливающиеинституты;ж)процессуальныеирегламентные институты.» Особенная часть включает не только отрасли права исключительно илипреимущественно публичной направленности и содержания (например, конституционное право,административное право, финансовое право, и тд.) но и отрасли, где публичные институтынаходятся в паритетном или преобладающем соотношении с нормами частного права(экологическое право, трудовое право, аграрное право и т.д.).
















