Диссертация (1138771), страница 46
Текст из файла (страница 46)
Как отмечалось выше,в Германии указанные виды забастовок также признаются незаконными.Комитет по свободе объединения полагает, что наличие минимума услуг, которыедолжны оказываться в ходе забастовки допустимо, но при этом следует ограничить переченьуслуг следующими случаями:1861) в службах, прекращение деятельности которых может поставить под угрозу жизнь,безопасность и здоровье как части, так и всего населения;2) в службах, не являющимися жизненно важными в точном смысле этого слова, но гдеширокомасштабные забастовки могут спровоцировать острый кризис в национальноммасштабе, ставящий под угрозу нормальные условия жизни населения;3) в государственных службах, имеющих важнейшее значение.Недостижениекомпромиссамеждуобщероссийскимипрофсоюзамиисоответствующим федеральным органом исполнительной власти по вопросу о согласованииминимума услуг, с точки зрения Комитета, не следует рассматривать как основание дляпризнания забастовки незаконной.По вопросу о наличии запрета на проведения забастовок для некоторых категорийработников и государственных служащих Комитет занял компромиссную позицию: с однойстороны, он признал допустимость таких ограничений как таковых, но предложил разрешитьпроведениезабастовокработникамжелезныхдорогинекоторымкатегориямгосударственных служащих.Некоторые из рекомендаций Комитета по свободе объединения АдминистративногоСовета МОТ впоследствии были учтены органами государственной власти РоссийскойФедерации при внесении изменений в Трудовой кодекс РФ.Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ и Федеральный закон № 334-ФЗ от 22ноября 2011 г.
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в частисовершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров»решили некоторые из проблем, выявленных Комитетом по свободе объединений МОТ, нобольшинство из них по-прежнему остались нерешенными.Российское трудовое законодательство предусматривает, что работники имеют право назабастовку лишь в том случае, если сторонам не удалось разрешить коллективный трудовойспорпосредствомпримирительныхпроцедур,либоработодатель(представительработодателя или объединение работодателей) не выполняет условия соглашения, ставшегорезультатом разрешения коллективного трудового спора.
Иными словами, предполагается,что работники проводят забастовку лишь в том случае, если иные способы разрешенияколлективного трудового спора исчерпаны. Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗдополнил статью 410 ТК РФ нормой, согласно которой в случае, когда забастовка не быланачата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение187коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей401Трудового кодекса РФ, что позволяет работодателям специально создавать препятствиядля реализации конституционного права работников на проведение забастовки.
К тому же,примирительные процедуры уже были проведены и доказали свою неэффективность, такзачем же сторонам снова к ним возвращаться? Ответ на этот вопрос прост: государствовынуждает работников пойти на уступки работодателю, лишая самого мощного законногоспособы борьбы за свои права. По мнению В.Г. Сойфера, «статьи Трудового кодекса РФсформулированы так, что инициаторов забастовки всегда подстерегают опасения признанияеё незаконной компетентными органами или судом»285.Одно из замечаний Комитета по свободе объединений МОТ к Трудовому кодексу РФкасалось установления неоправданно высокого кворума для собрания и конференции,которые решают вопрос об объявлении забастовки.
В первоначальной редакции ТК РФ длясобрания и конференции работников предусматривался одинаковый кворум: не менее двухтретей работников – для общего собрания и не менее двух третей от избранных делегатов –для конференции. Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ снизил требования к кворумудля собрания работников с 2/3 до половины от общего числа работников, но сохранилпрежний кворум для конференции работников.Федеральный закон № 334-ФЗ от 22 ноября 2011 г. сократил минимальный срокуведомления работодателя о начале предстоящей забастовки и срок для согласованияминимума необходимых работ и услуг, которые предоставляются и выполняютсяработниками в период забастовки, было отменено обязательное уведомление работодателя опредполагаемой продолжительности забастовки.
Однако фундаментальные проблемыправового регулирования забастовок остались нерешёнными.По данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году прошла одназабастовка, в 2010 году забастовок не было, в 2011 г. отмечены две забастовки, а в 2012 г. –шесть. Отметим, что Росстат использовал лишь информацию о легальных забастовках,которые в действительности составляют лишь малую часть протестных акций работников.Большинство стоп-акций работников не являются забастовками с точки зрения российскогозаконодательства. К стоп-акциям относятся не только легальные забастовки, но такжезабастовки, признанные незаконными, и организованное прекращение работы всемиработниками организации или группой работников без соблюдения установленных285Сойфер В.Г. Правовое регулирование забастовок нуждается в изменении // Трудовое право, 2008, № 7 // ИПСКонсультантПлюс.188законодательством требований к процедуре проведения забастовки. Не имея возможностипроводить легальные забастовки, работники вынуждены прибегать к ещё более радикальнымспособам борьбы за свои права: голодовкам, перекрытию дорог, протестным митингам,бойкоту или захвату помещений, принадлежащих работодателю.
В России все этипромышленные акции официально не признаются забастовками.По данным Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), полученным в результатемониторинга, в 2010 году было проведено 88 стоп-акций, в 2011 году – 91 стоп-акция, в 2012году – 95, в 2013 году – 102286, а в 2014 г. было зафиксировано уже 293 трудовых протеста –это максимальное количество таких акций за все семь лет наблюдений ЦСТП287. В 2014 года:из всех протестов, вызванных задержками зарплаты, только 7% осуществлялись впредусмотренных законодательством формах.
Как правило, работники прибегали кзабастовкам и стихийным прекращениям работы без соблюдения требований, предъявляемыхк проведению забастовок288.Приведенные результаты мониторинга демонстрируют огромный разрыв междуколичеством легальных забастовок и общим числом трудовых протестов, основная причинакоторого состоит в том, что для проведения законной забастовки работники обязанысоблюсти все формальные условия, предъявляемые трудовым законодательством, нарушениелюбого из них ведёт к признанию судом незаконности забастовки.Одной из наиболее частых причин признания судом забастовки незаконной являетсяотсутствие установленного законодательством кворума для общих собраний и конференцийработников.
При этом позиция Верховного Суда РФ состоит в том, что сбор подписей незаменяет решение общего собрания работников 289 . Суды общей юрисдикции нередкоприменяют расширительное толкование норм, содержащих ограничения на проведениезабастовок, и дополнительно ужесточают требования к процедуре объявления забастовок: кпримеру, в Апелляционном определении от 25.05.2012 № 33-АПГ12-2 Верховный Суд РФпризнал забастовку незаконной на том основании, что в собраниях работников привыдвижении требований к работодателю принимали участие лица, не являющиеся штатнымиработниками организации.286Трудовые протесты в России в 2008-2013 гг. Аналитический отчет по результатам мониторинга трудовыхпротестов ЦСТП // http://trudprava.ru/expert/analytics/protestanalyt/1047.287Сайт ЦСТП: http://trudprava.ru/expert/analytics/protestanalyt/1184.288Сайт Газета.ру: http://www.gazeta.ru/comments/2014/12/29_a_6363581.shtml289Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2012 № 83-АПГ12-5.189Даже в тех случаях, когда при проведении конференции работников имелсянеобходимый кворум в 2/3 делегатов, суд, как показывает практика, может признать, что онине имели полномочий объявлять забастовку290.Таким образом, сложившаяся в России судебная практика по спорам, связанным сзабастовками, также не способствует реализации работниками своего конституционногоправа.
Как отмечает О.Ю. Павловская, по делам о законности забастовок «сложившаясясудебная практика не исключает случаи судебных ошибок»291. Однако, с учетом того, что вбольшинстве случаев суды встают на сторону работодателя и признают забастовкинезаконными, напрашивается вывод о том, что суды систематически препятствуютреализации работниками их конституционного права на забастовку.В Германии, так же как и в России, количество забастовок незначительно: в ФРГ натысячу занятых приходилось в среднем 3,6 забастовочных дня, в то время как в Испании –134,8 дней, а во Франции – 91,4. По мнению эксперта Deutsche Welle Генриха Бёме, этосвязано с жесткостью правового регулирования забастовок292.
Эта точка зренияпредставляется справедливой, так как в Германии запрещены все забастовки, целью которыхне является заключение тарифного договора на выгодных для работников условиях. Болеетого, многие тарифные договоры содержат положения об отказе профсоюзов от проведениязабастовок. Однако существуют и иные причины отказа профсоюзов от забастовок какодного из наиболее радикальных способов борьбы за права работников, а именно: сочетаниев рамках немецкой системы социального партнерства разнообразных способов разрешениятрудовых споров, которые нацелены на достижение компромисса между сторонамисоциального партнерства.Для совершенствования правового регулирования забастовок следует внести вроссийское трудовое законодательство ряд изменений. Во-первых, следует снизитьпредусмотренный статьей 410 ТК РФ кворум, который необходим для признанияконференции работников правомочной, с 2/3 до ½ делегатов.
Во-вторых, для выполнениярекомендаций Комитета по свободе объединения Административного Совета МОТ было быжелательно закрепить в ТК РФ право работников на проведение забастовок солидарности изабастовок с целью признания профсоюза. В случае решения вопроса об объявлениизабастовки солидарности, если работники данного работодателя объединены в две или более290Определение Верховного Суда РФ от 21 марта 2008 г. № 78-Г08-5.Павловская О.Ю. Право на забастовку // Кадровик. Трудовое право для кадровика, 2014, № 7. C. 45.292Seit Deutsche Welle: http://www.dw.de/в-германии-можно-бастовать-только-строго-по-правилам/a-3756386.291190первичные профсоюзные организации, каждая из первичных профсоюзных организацийдолжна получить право объявлять забастовку без созыва общего собрания работников.Такжеотметим,чтонарушениесроковобъявлениязабастовкинедолжнорассматриваться как основание для возврата к примирительным процедурам, так как самфакт проведения работниками забастовки демонстрирует неэффективность примирительныхпроцедур для разрешения соответствующего коллективного трудового спора, поэтомунеобходимо исключить из статьи 410 Трудового кодекса РФ следующий абзац: «В случае,когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки,дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке,установленном статьей 401 настоящего Кодекса».В соответствии с принципом равноправия сторон и производной от него концепциейматериального паритета немецкой правовой доктриной признается право работодателя налокаут в ответ на объявление профсоюзом забастовки 293 .
При этом, применяя локаут каккрайнюю меру, работодателю следует руководствоваться принципом пропорциональности,иными словами, их действия не должны причинять работникам больший ущерб, чемработники, участвующие в забастовке, наносят предприятию или организации294. Несмотряна то, что сама процедура проведения локаута в Германии не регламентирована, в Законе озапрете необоснованного увольнения от 25 апреля 1969 года указано, что положения данногозакона не применяются к увольнениям, которые представляют собой исключительно мерыэкономической борьбы между работниками и работодателями (к этим мерам относятся, впервую очередь, локауты) 295 , что свидетельствует о признании государством законностилокаутов.Статья 415 ТК РФ содержит прямой запрет локаутов, за нарушения данной нормыстатьей 5.34 КоАП РФ установлена административная ответственность, а уволенныйработник вправе обратиться в суд с иском о восстановлении на работе, оплате вынужденногопрогула и возмещении морального ущерба296.
















