Автореферат (1137538), страница 6
Текст из файла (страница 6)
К пониманиюфеноменов, – творения искусства или бытийной судьбы человека, – Хайдеггерприходит путем герменевтической разработки предданого понимания, котороев конце своего истолкования он может принять в качестве подлинного илиотвергнуть в качестве неподлинного, то есть как соответствующего или несоответствующего сути данных вещей.В здесь-бытии восстанавливается первоначальная целостность человекакак бытия в мире. Предметом всестороннего анализа стали такие присущиездесь-бытию экзистенциалы, как понимание, проектирование и забота. Висследовании демонстрируется неоднозначность, как трактовок здесь-бытия,так и связанных с ними дальнейших истолкований его экзистенциальныхкатегорий. В границах предельного вопрошания определяется подлинностьвыбранного способа бытия.
Поэзия и философия – два предельных способамышления о бытии. Хайдеггер, размышляя над поэтическим изречениемНовалиса, демонстрирует ситуацию сближения философии и поэзии, которые вто же время, по истине, никогда не могут стать близкими.Истина человеческого бытия проясняется в открытости бытия, в егораспахнутой округе. В эту открытость бытия человеку удается войти, например,благодаря встрече с творением искусства. Творение искусства позволяетсвершиться событию истины бытия. В просвете бытия сущее раскрывается,начинает светиться светом своей сущности. Сущее в творении – это феномен впревосходной степени. Просвет, в котором сияет истина сущего, распахиваетсяв споре двух сил бытия – земли и мира.
Открытому глаголу мира противостоитзакрытый глагол земли. Поэзия как глагол бытия есть исток любогопроизведения искусства. На поэтическом языке люди обращаются, как к вещаммира, так и к различным трансценденциям.23Тема онтологии искусства развивается далее и во втором параграфе «Офеномене пространства в искусстве», но объектом внимания становится невсе искусство в целом, а, главным образом, искусство скульптуры. Предмет жеисследования данной части диссертационного исследования ограничиваетсяфеноменом пространства.
Экспликация феномена пространства и егоотношения к искусству совершается путем истолкования ряда работ, ноосновное внимание обращено на одну из поздних работ Хайдеггера «Искусствои пространство».При реконструкции идей Хайдеггера мы выявляем герменевтическийкруг, который очерчен отсылками к поэтическим высказываниям Гёте.Хайдеггер обращается к поэзии, которая открывает для него ненаучный способрешения проблемы пространства. В слове Хайдеггер соприкасается с самимсущем, ибо в слове выглядывает сущее, оно предстает в нем в своем виде. Языкглаголет. В слове пространство говорит простирание (Räumen). ПростираниеХайдеггер предлагает мыслить как открытие простора для наличия вещей иэкзистирования людей. Хайдеггер подчеркивает событийный характерпростирания как сущности пространства.
Пространство как структурныймомент бытия-в-мире становится в онтологии искусства местомразворачивания самого мира.Тема второй главы диссертации – истолкование поэзии ФридрихаГёльдерлина у Мартина Хайдеггера.Вторая глава является самой обширной, она состоит из шестипараграфов. Сочинения Хайдеггера, посвященные проблеме интерпретациипоэзии Фридриха Гёльдерлина, написаны им в форме лекций, эссе и докладов.В первом параграфе «Открытие поэзии Фридриха Гёльдерлина» мыпредставляем некоторые факты из жизни Ф. Гёльдерлина и осмысляем ту роль,которую сыграл поэт в творческой судьбе Хайдеггера. Мы анализируемвозможные исторические предпосылки его увлечения наследием Гёльдерлина.Мы обращаем внимание на почти единовременное протекание значимыхсобытий в жизни Хайдеггера, а именно, на начало чтений лекций о Гёльдерлинев конце 1934 и уход в отставку с поста ректора университета Фрайбурга вапреле 1934 года.
Мы также анализируем роль круга Стефана Георге и видногов нем участника Норберта фон Хеллинграта в обращении Хайдеггера к поэзииГёльдерлина.Во втором параграфе «Толкование стихотворения ‘Германия’»рассмотрена часть первой лекции Хайдеггера, посвященной стихотворениюГёльдерлина «Германия» (1934-35 гг.). Хайдеггер ищет не только новый подход24к толкованию поэтических произведений в целом и творений Гёльдерлина вчастности, но он учреждает и новый круг в собственном философскоммышлении для поиска Бытия. Хайдеггеровские разъяснения поэзииГёльдерлина далеки от тех схем, которые приняты в филологии в качествеметодологии работы с художественными произведениями. Хайдеггер полагает,что поэзия нас должна захватить и унести в свое пространство так, чтобы нашеприсутствие в мире стало поэтическим, то есть близким открытости бытия.Поэт – тот, кто способен выходить в открытые просторы бытия и сохранять этуоткрытость в языке.
В эту открытость, в подлинное пространство поэзии (Raumder Dichtung), может войти каждый, кто готов к подлинной поэтическойэкзистенции.В данном параграфе осуществлен подробный анализ толкования М.Хайдеггером стихотворения «Германия». Мы обращаем внимание на такоймеханизмпоэтическогопроизведениякакколебательныйконтур(Schwingungsgefüge).
Значение колебательного контура подводит нас кразмышлениям об играющей в стихотворении музыке как определенномнастроении поэта. В романтическом ключе, а поэт Гёльдерлин принадлежалименно эпохе романтизма, решается вопрос о том, кто настраивает поэта на туили иную поэтическую волну. Поэт получает намеки от Бога. И сущностьпоэтизирования, главным образом, состоит в передаче этих божественныхнамеков, в распространении их в мире. Открывая исток поэзии в божественныхсигналах миру, Хайдеггер противопоставляет поэзию как свободное искусстводругим несвободным видам деятельности.
Поэзия в толковании Хайдеггераполучает и статус учредительницы исторического бытия того народа, на языкекоторого она была сложена.Хайдеггер выбирает творчество Гёльдерлина, ибо он не только сочинялпоэтические произведения, но и размышлял о самом существе поэтическоготворчества. В третьем параграфе «Толкование пяти тезисов о поэзии»предметом исследования является доклад Хайдеггера «Гёльдерлин и сущностьпоэзии». В данном докладе он обдумывает пять высказываний поэта о поэзии.Мы даем не только содержательный анализ, но и методологический. Мыутверждаем, что движение мысли Хайдеггера не просто круговое, но еще ицентростремительное. Хайдеггер не только возвращается к начальной точке сновым суждением, противоречащим первому суждению, но он еще проходитцентр круга.
Третье высказывание Гёльдерлина является центромгерменевтического круга, в нем сосредотачивается все высказанное о поэзии, ионо же отделяет первые два высказывания от двух последних.25Четвертый параграф – «Толкование стихотворения ‘Возвращениена родину. К сородичам’». Если в предыдущих параграфах больше говорилосьо сущности поэзии как таковой, то в этом параграфе основное вниманиеобращено на сущность поэта. Становится очевидным, что поэт для того, чтобыстать соучредителем исторического бытия народа, должен познать исток своегопроисхождения – свою Родину. На родине поэт получает привет посланцевЯсного. Ясное – сияющий просвет Бытия.
Первым посланцем Ясного являетсяБог, который живет в лучах света, вторыми посланцами являются ангелы домаи года, поэтому и приветы посланцев Ясного – это в некотором роде и есть тебожественные знаки, о которых мы уже говорили ранее в исследовании.В пятом параграфе «Толкование стихотворения ‘Как в праздник…’»мы продолжаем говорить о сущности поэта, а также о том предельном бытии,которое в данном произведении рассматривается через концепт природа.Хайдеггер соотносит природу Гёльдерлина с греческим словом «фюсис»,придавая ему несколько иное значение.
Святая природа Гёльдерлина не тольковремен древнее, но и древнее любого пространства. Она вечно молодой святойхаос. Она рождает богов и учреждает мир, в котором устанавливает закондействия для каждого сущего. Все в мире опосредовано природой. И этотстрогий порядок природа может нарушить сама. Но прежде чем она сноваворвется в мир как святой хаос, она дает знать о себе через святое слово поэта,которое как оружие рассекает сущее от несущего, непосредственное отпосредственного. Поэт, как посредник между богами и людьми, получаетсамооткровение святой природы в богом брошенном святом луче.В шестом параграфе «Другие произведения Гёльдерлина и другиегерменевтические подходы» рассматриваются некоторые проблемы работыХайдеггера с такими произведениями Гёльдерлина, как «Истр» и«Воспоминание», а именно: что значит читать-слушать стихотворение, чтозначит именовать, что есть закон природнения, что дает поэтизация реки вфилософском мышлении, что есть неотменимое, на которое наталкиваетсявоспоминание.
В данном параграфе мы также представляем герменевтическиеподходы к тексту Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, чтобы продемонстрировать,что герменевтический метод Хайдеггера выходит за пределы, как классическойгерменевтики с ее ориентацией на субъективный мир художника, так ифилологической научности с ее ориентацией на риторические приемы и схемы,и становится онтологией.Тема третьей главы диссертации – Мартин Хайдеггер и Платон опоэтах и поэзии.26В третьей главе для более наглядного представления своеобразиякартины бытия, которую создал Хайдеггер благодаря толкованиюпроизведений Гёльдерлина, мы обращаемся к другой картине бытия –философско-поэтической картине Платона.
Мышление Платона и Хайдеггера осущности божественного безумства поэтов во многом было схожим. Хайдеггер,как и Платон, объясняет безумие поэтов вмешательством божественных сил, ипричины безумного состояния он видит не в отпадении от разума, но в егопреодолении и достижении более высоких духовных пределов.В диссертации мы также показываем, как изменилось отношениеПлатона к поэзии, когда он начал создавать в своем уме здание идеальногогосударства. Функции поэта в идеальном государстве Платона низводятся довоспитания будущих стражей и философов, тогда как ранее она была у негопроводницей людей к богу. У Хайдеггера иная историческая ситуация.Безбожное время, полагал он, должно быть подведено под меру божественнойпоэзии.