Диссертация (1136945), страница 19
Текст из файла (страница 19)
За сравнительнокороткий промежуток времени с 1863 по 1914 гг. население империивыросло в 2,3 раза, 50 европейских губерний – в 2,1 раза, Сибири – в 3,2 раза.Столь стремительное увеличение численности населения в преимущественнокрестьянской стране с экстенсивным способом земледелия не могло невызвать масштабный аграрный кризис в довольно густонаселенной пороссийским меркам европейской части страны, вызванный перенаселением.96Основными механизмами снижения относительного перенаселениястала миграция населения: отхожие промыслы (делившиеся на 2 основныхвида: земледельческий и неземледельческий), переселение в города, вомногомначинающеесяименносотхожихпромыслов,колонизацияслабоосвоенных земель на окраинах страны (вначале Кавказ, Урал, затем сисчерпанием земельных ресурсов – Сибирь, Дальний Восток, степисеверного Казахстана); и в меньшей степени эмиграция за рубеж (рис.
2.5).Кроме того, слабое проникновение капиталистических отношений ипреодоление крепостнических пережитков приводили к медленному роступроизводительности труда в сельском хозяйстве30 [Островитянов, 1950],однако на селе развивалось мелкое производство (кустарничество иремесло)31, что в некоторой степени повышало «ёмкость» сельскойместности.Рисунок 2.5. Основные механизмы снижения относительного перенаселенияСоставлено авторомИз-за роста применения помещиками и кулаками сельскохозяйственных машин, наемного труда, а такжеразвития товарного земледелия и расширения специализации сельского хозяйства.31Ремесленники и кустари производили сельскохозяйственный инвентарь и запчасти к ним, конскуюупряжь, одежду, обувь, предметы быта, различные инструменты и т.д.3097Л.И.
Лубны-Герцык [1926] считал одним из способов восстановлениянарушенного «оптимального соотношения между численностью населения ивнешней среды» войны, голод и эпидемии. Так, Ф. Лоример [Lorimer, 1946]оценил демографические потери населения России в ходе Первой мировойвойны, революции и последующей гражданской войны в 1914-1926 гг. в 18млн. чел.
(14 млн. чел – избыточная смертность гражданского населения, 2млн. чел. военные потери, 2 млн. чел. эмиграция) и еще около 10 млн. чел.«недополучены» из-за сокращения рождаемости. У других авторов оценкиварьируют от 10-12 млн. чел (Б. Урланис, 1968) до 17,1 млн. чел. (С. Адамец,2003) [Демографическая модернизация.., 2006]. К. Дэвис, помимо прочего,отмечает снижение рождаемости в качестве одного из ответов нанарастающее демографическое давление, но происходящее с заметнымвременным лагом [Davis, 1963].982.2 Дифференциация регионов по миграционным характеристикам в1897-2010 гг.Для дальнейшего анализа миграционных процессов воспользуемсяданными переписей населения 1897-2010 гг.
Благодаря вопросу о местерождения, содержащемуся в программе переписей населения, можно выявитьтех, кто прибыл в регион на постоянное жительство (из других регионов илистран), уехал из региона рождения, а также ту часть населения, котороепроживает в том же регионе, где и родилась (рис. 2.6). Местные уроженцы, всвою очередь, делятся на 3 части – никогда не переезжавших, то естьнемигрантов, внутрирегиональных мигрантов, а также тех, кто вернулсяобратно в регион рождения (возвратные мигранты).Рисунок 2.6. Структура населения региона по месту рожденияСоставлено авторомДля характеристики процессов прибытия населения в регион,целесообразно использовать долю уроженцев других регионов в постоянномнаселении региона прибытия по данным тех переписей населения, покоторым имеется информация о месте рождения.
Для характеристикивыбытия – долю уехавших из региона по отношению к общему количеству99уроженцев данного региона, проживающих в стране. Использованиеотносительных значений позволяет нивелировать различия по численностинаселения и численности уроженцев территорий. Особенно это важно длямалозаселенныхсеверныхтерриторий,снебольшимавтохтоннымнаселением и, соответственно, невысокими значениями числа уехавших вабсолютном выражении [Абылкаликов, 2013].
На основе этих показателейсоставленагруппировкарегионов,характеризующаяпреобладающеенаправление пожизненной миграции – в регион или же из него:Регионы-«реципиенты». В группу входят регионы, в которых доляприехавших превышает долю уехавших в 1,1 раза и более (или наоборот,отношение доли уехавших к доле приехавших составляет 0,89 и менее).Как правило, это наиболее привлекательные для мигрантов регионы.«Транзитные» регионы. К «транзитным» относятся те регионы, вкоторых доли приехавших и уехавших примерно равны (то естьпоказатель от 0,90 до 1,09). Зачастую эти регионы образуют «буфер»между регионами-донорами и регионами-реципиентами.Регионы-«доноры». «Донорами» можно считать регионы, в которыхдоля уехавших в 1,1 и более раза больше, чем приехавших.
Регионыдоноры являются «поставщиками» пожизненных мигрантов, хотя частьрегионов помимо того, что много отдают, также активно принимаютмигрантов, однако последних в несколько раз меньше.Регионы-«изоляты».Крегионам,которыеможносчитать«изолятами», относятся те, в которых крайне низки показателиприехавших и уехавших, вне зависимости от их отношения между собой.При определении групп использованы единые критерии по всемпереписям и, в зависимости от соотношения приехавших и уехавших втечение времени, конкретный регион мог менять свою группу.
Так,многие регионы Сибири и Дальнего Востока (к примеру, Красноярский иПриморский края, Иркутская область и др.) перешли из категории100регионов-«реципиентов» (по данным первых переписей населения) крегионам-«донорам» (по данным последних переписей населения).Стоит подчеркнуть, что между регионами России существует огромнаядиспропорция в численности населения. Один и тот же контингентмигрантов для территорий с разной численностью населения имеетнеодинаковое значение. К примеру, по данным ВПН-2010 для Рязанскойобласти 177 тыс. уехавших пожизненных мигрантов в Москву составляли быпочти седьмую часть населения, а для столицы это всего 1,5%; 747 уехавшихв Краснодарский край для Чукотки составляет 1,5% от общего населения, адля Кубани всего лишь одна сотая процента.
Подобная диспропорцияхарактерна многих регионов.Нарис.2.7представленакартограммастерриториальнымраспределением выделенных групп регионов, а в приложениях 4 и 5размещена детальная группировка с рассчитанными долями неместныхуроженцев в населении регионов и долями уехавших уроженцев регионов поданным переписей 1897, 1926, 1989, 2002 и 2010 гг.По переписи населения 1897 г.
четко выделяются несколько зон, какотдающих, так и принимающих. Можно выделить ядро регионов-«доноров»в европейской части России (рис. 2.7), которые являлись основнымисточником пожизненных мигрантов в регионы Сибири, СеверногоКазахстана, Дальнего Востока, юго-восточной части современной Украины,регионов Юга России.В Амурской и Приморской губерниях (приложения 4, 5) неместныеуроженцы составляли больше половины населения, на острове Сахалинболее 70%.
В регионах Сибири доля неместных уроженцев была ниже, чемна Дальнем Востоке. Население этих губерний пополнялось за счет выходцевиз Европейской России (особенно Черноземья) и восточных частей Украины.Среди сибирских губерний с высокими показателями неместных уроженцевможно выделить Томскую, Енисейскую, Тобольскую и Иркутскую.101Рисунок 2.7. Группировка регионов России по их миграционнымхарактеристикамСоставлено автором по данным переписей населенияВыходцы из европейской части селились в городах Сибири и ДальнегоВостока. Так, в азиатской части крупнейшими городами, население которыхпревысило 100 тыс.
чел. стали Омск, Томск, свыше 70 тыс. чел. –Владивосток, Иркутск, Чита, Красноярск, свыше 50 тыс. – Новониколаевск(нынешний Новосибирск), Барнаул. Для приема и обустройства переселенцевспециально были основаны такие города, как Белогорск, Спасск-Дальний идругие.Выделялисьактивнозаселяемыеюжныепричерноморскиеиприазовские регионы (Екатеринославская губерния, часть Таврической),102составлявшие в недавнем прошлом так называемое «Дикое поле», в которыепереезжали выходцы из Украины, Черноземья и Центральной России[Покшишевский,1951].ВрегионыЮгаРоссии(Черноморская,Ставропольская губернии, Кубанская область, и область Донского войска)активно переселялись казаки, выходцы из западных окраин империи, такжебыли значительные миграции и внутри самого Юга.Население Царства Польского совершало миграционный обмен, восновном, внутри своих губерний. Закавказье, преимущественно, неучаствовало в миграционных процессах.
Средняя Азия также слабоучаствовала в миграциях (доля неместных уроженцев едва превышала 3%населения). По данным переписи 1897 г. высокая доля неместных уроженцевбыла в довольно малозаселенных степных регионах с плодороднымиземлями южнее Урала, прежде всего, это Оренбургская и Акмолинскаягубернии.Таким образом, к регионам-«донорам» можно отнести расположенныев «отдающем ядре» губернии центральной России (к примеру, этоКалужская, Рязанская, Тульская и Ярославская губернии, из которых уехалпочти каждый 6-й уроженец).
К регионам-реципиентам относятся окраинныевосточные территории (в которых доля неместных уроженцев была 25-70%от населения), южные губернии (15-20%), а также Санкт-Петербург и Москвас их губерниями. К «изолированным», в первую очередь, относились«национальные» территории (с высокой долей нерусскоязычного населения).К моменту переписи населения 1926 г. по-прежнему четковыделялосьосновное«отдающееядро»территорий-«доноров»ипринимающая переселенцев периферия. Сибирь, как и прежде, пополняласьнаселением за счет выходцев из Центра, Черноземья, и Беларуси.
На ДальнийВосток активно переселялись выходцы из Европейской России, Украины,Поволжья, а также Сибири. Днепропетровский, Уральский и Башкирскийрайоны имели «транзитный» режим, а «изолятами» являлись Северный,Якутский, Закавказский, Узбекский районы.103Между тем, наблюдался миграционный обмен населением и междусамими регионами-«донорами». В восточную часть Украины мигрироваливыходцы из Центральной России, Черноземья, а также из Северного Кавказаи остальных регионов Украины.