Диссертация (1136814), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Так, достижения в области науки и технологий в рядемоделей связаны с ВВП на душу населения и Индексом человеческого развитиястатистически значимо и положительно, то есть, в том же направлении, что и длямассовых достижений. Это может объясняться все возрастающей ролью науки ивысокихтехнологийвэкономическомразвитииираспространениемпредставлений об этой роли в массовом сознании, так что из достаточно высокогоуровня экономического развития своей страны люди могут делать вывод о том, чтоученые и изобретатели хорошо справляются со своими обязанностями. Вместе стем, для гордости остальными элитарными достижениями эффекты ВВП на душунаселения и Индекса человеческого развития отрицательные, и для гордостилитературой и искусством и гордости вооруженными силами в ряде моделейсоответствующие коэффициенты являются статистически значимыми. Разумеется,это не означает что экономический рост препятствует реальным достижениям вэтих областях.
Во-первых, здесь может проявляться рассмотренный вышекомпенсаторныймеханизм,согласнокоторомугордостьэлитарнымидостижениями возникает как реакция на недостаток массовых достижений. Крометого, можно предположить, что в странах с более низким уровнем экономическогоразвития (которое, как было выяснено в предыдущем параграфе, сильноположительно коррелирует с гордостью экономическими достижениями, то есть,оценивается населением в целом достаточно объективно и реалистично)формируется относительно более низкий уровень ожиданий относительноэлитарных достижений, так что даже единичные успехи вызывают гордость,сопоставимую по силе с постоянными успехами в странах, обладающих большими133ресурсами, для которых достижения скорее являются само собой разумеющимися.Таким образом, в целом гордость элитарными достижениями связана собъективными индикаторами общего уровня достижений страны – ВВП на душунаселения и Индексом человеческого развития – слабо отрицательно.Эффект страновой религиозности – доли тех, кто считает значимость религиив своей жизни очень высокой, – для элитарных достижений, как и для массовыхявляется незначимым.
Исключение составляет гордость вооруженными силами,которая, как показано в таблицах 16 и 21, связана со страновым уровнемрелигиозности пусть очень слабо, но все же статистически значимо, причемнаправление связи положительное. Это может быть отчасти обусловлено тем, чтогордостьвооруженнымисиламивбольшейстепениподверженаиндоктринирующему воздействию (как отмечалось в параграфе 2.1, страноваярелигиозность включена в модели как индикатор массовой подверженностииндоктринации), чем гордость другими элитарными достижениями. Это, в своюочередь, может быть обусловлено хорошо изученной и теоретически обоснованнойролью, которую в консолидации национальной идентичности играет образвнешнего врага, на борьбу с которым и направлены вооруженные силы.
Другое и,пожалуй, более прямое объяснение положительной связи гордости страной сострановой религиозностью состоит в том, что и религиозность, и отношение квооруженным силам как основанию для гордости относятся к консервативномумировоззрению это подтверждается тем, что, по данным Всемирного исследованияценностей, в последнее время в большинстве стран наблюдается тенденция куменьшению доли граждан, готовых при необходимости сражаться за свою странув войне).
Однако для остальных четырех измерений гордости элитарнымидостижениями связь с религиозностью не достигает уровня статистическойзначимости. Это указывает на то, что несмотря на неясность критериев оценкиэлитарных достижений, гордость элитарными достижениями, как и массовыми,лишь в малой степени может быть сформирована или изменена посредствомнаправленной индоктринации.
Можно предположить, что именно отсутствиеясныхиуниверсальныхкритериев134способствуетпостояннымдебатамотносительно оценки отдельных достижений, общих критериев оценки иправомерного уровня ожиданий и тем самым препятствуют индоктринации (какбыло показано в экспериментах С.Московичи, наличие даже совсем небольшогоменьшинства с альтернативной позицией способствует критическому мышлению убольшинства). Эти результаты указывают на то, что гордость страной постольку,поскольку она актуализируется в связи с конкретными достижениями, достаточноустойчива по отношению к индоктринации и не так подвержена манипулятивномувоздействию, как это принято полагается в некоторых теориях национальнойидентичности, особенно постмодернистских, ранее рассмотренных в параграфе1.2.Этирезультатыуказываюттакженаправомерностьболеедифференцированного, чем во многих теориях, подхода к национальнойидентичности с рассмотрением е различным составляющих по отдельности и всравнении друг с другом.Четвертый страновой предиктор – наличие либо отсутствие у странысоциалистического прошлого – также отчасти отличается по своему эффекту длягордости элитарными достижениями от гордости массовыми достижениями.
Еслигордость массовыми достижениями существенно ниже в постсоциалистическихстранах по всем пяти измерениям, то для гордости элитарными достижениями этотэффект слабее и наблюдается только для двух переменных – гордости наукой итехнологиями и гордости вооруженными силами.
Поскольку в целом относительноболее низкая гордость страной в постсоциалистических странах можно объяснитькультурной травмой, связанной с поражением в холодной войне, распространениеэтого эффекта именно на эти два измерения можно объяснить особенно высокойролью соперничества именно в сфере науки и технологий (прежде всего,разумеется, атомная и космическая программы) и, разумеется, в военной сфере – ввиде так называемой гонки вооружений. С другой стороны, для гордостиискусствомиисториейстатистическизначимыхразличиймеждупостсоциалистическими и остальными странами не обнаружено.
Это может бытьсвязано с тем, что, в отличие от профессиональной науки, которая возникаетотносительно поздно, и вооруженных сил, которые появляются только у135независимых государств, возникающих у большинства постсоциалистическихнаций также относительно недавно, искусство и, тем более, история в целомохватывают преимущественно досоциалистический период, не связанный спостсоциалистической культурной травмой. Гордость спортом в одной из моделейдаже значимо выше в постсоциалистических странах, что может объяснятьсяролью спорта как символической войны, так что несколько более высокая гордостьспортом компенсирует более низкую гордость вооруженными силами.Обобщая выявление эффекты, можно сделать общий вывод о том, чтоосновное различие между факторами достижений элитарными и массовымидостижениями страны проявляется на страновом уровне и заключается всущественно более слабой и разнонаправленной связи элитарных достижений собъективными индикаторами достижений страны – ВВП на душу населения иИндексом человеческого развития.
Вместе с тем, отсутствие значимой связи срелигиозностью на страновом уровне для элитарных достижений, как и длямассовых, говорит о том, что все виды гордости достижениями страны вконкретных сферах с трудом поддаются направленному воздействию посредствомпрямой индоктринации в отрыве о реальных достижений.
Это означает, чтокогнитивные механизмы формирования гордости элитарными достижениями, каки массовыми, следуют логике делиберативных механизмов – последовательнойобработки информации, а не принятия готовых выводов. Возможно, включение вмодель объективных индикаторов элитарных достижений, аналогичных ВВП надушу населения и Индексу человеческого развития для массовых достижений, еслибы таковые существовали, позволило бы выявить их значимую положительнуюсвязь с уровнем гордости элитарными достижениями.
Что ж касаетсяиндивидуальных факторов, здесь наиболее последовательные и сильные эффектывыявлены для факторов возраста, индивидуальной религиозности и субъективногосоциального статуса, они совпадают по направлению с эффектами каждого из этихфакторов для массовых достижений. Различия в эффектах остальных факторовсвязаны со специфическими содержательными характеристиками отдельных сфердостижений, а не с тем, относятся они к элитарным или массовым.
Следующая136серия моделей позволяет выявить, какие из рассматриваемых факторов по-разномувлияют на гордость достижениями страны в конкретных сферах и на общуюгордость гражданством страны безотносительно ее конкретных достижений.3.3 Факторы гордости страной в целомДанный параграф посвящен анализу регрессионных моделей для видагордости страной, который, в отличие от всех рассмотренных ранее переменных,направлен на выявление уровня общей гордости принадлежностью к стране –гордости страной в целом, без упоминания в формулировке вопроса каких-либоконкретных оснований для этой гордости. Как следует из концепции исследования,обозначенной в параграфе 1.4, и сформулированных на ее основании гипотез, мыпредполагаем, что охваченные исследованием факторы, особенно факторыстранового уровня, влияют на общую гордость страной иначе, нежели на гордость,связанную с оценкой достижений страны – и массовых, и элитарных.