Автореферат (1136482), страница 3
Текст из файла (страница 3)
А. Экономика "цифрового разрыва" // Информационное общество, 2002, №1.55Амбарян Т.Р. Общественный информационный портал: задачи и принципы функционирования // Технологииинформационного общества - Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединеннойконференции (Санкт-Петербург, 8-11 ноября 2005 г.). - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С.
124 –126.56Киселев А.А.; Самаркина И.В. Интернет: модель и практики политического участия. - Краснодар: ООООттиск, 2007.57Коновченко С.В. Власть, общество и печать в России. Монография. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, Изд-во«Книга», 2003.58Strukov V. Networked Putinism: The Fading Days of the Broadcast Era // Digital Icons: Studies in Russian, Eurasianand Central European New Media.
2012. №. 7.59Яницкий О.И. Митинги повсюду: реабилитация гражданского активизма в России // Общественные науки исовременность. 2012, № 3.8Девятков и А. Макарычев60 рассматривают вопросы сетевой самоорганизации,осуществления неконвенционального политического участия и гражданскойактивности посредством Интернета. Также стоит отметить российскую школуматематического моделирования социальных сетей и изучения возможностейинформационного управления, формирующуюся в работах А. Чхартишвили, Д.Губанова, Д. Новикова, Д.
Федянина.61Таким образом, изучению политической онлайн-коммуникации и политическогопроцесса посвящён достаточно большой пласт работ. Тем не менее, необходимостьдальнейшего изучения обусловлена рядом причин. Во-первых, теоретическиеизыскания зачастую не успевают отображать все текущие изменения в особенностяхсетевых политических коммуникаций в связи со стремительным развитием самогоРунета - и в количественных показателях и в качественном отношении.
Во-вторых,наблюдается недостаток эмпирических исследований, достаточных для того, чтобыделать не теоретические, а подтверждённые репрезентативными данными заключенияо макроэффектах воздействия Интернета на происходящие в России политическиепроцессы. Большинство российских исследований фокусируется на анализе Рунетачерез призму отдельных социальных групп или территорий. В-третьих,многосоставностьинеструктурированостьИнтернет-средыограничиваетвозможности исследовать российский сегмент глобальной сети комплексно.Этим обусловлена поставленная в исследовании задача нахождения моделиизучения Интернета, позволяющая, с одной стороны, интегрировать висследовательском фокусе разные измерения политической коммуникации (с точкизрения направления коммуникации и количества субъектов) а, с другой стороны, наосновании анализа воздействия Интернета на индивидов делать заключения намакроуровне, репрезентативные для всего общества.
В данном исследованиипредпринята попытка решить обозначенную задачу, во-первых, путём выделенияполитического участия в качестве наиболее значимой категории политическогопроцесса, интегрирующей все измерения коммуникации в Интернете. Во-вторых, засчет рассмотрения фактора Рунета применительно ко всему обществу, на основеанализа массива данных общероссийских репрезентативных опросов.Объектом исследования является российский сегмент Интернета.
Предметисследования: роль политической коммуникации в Рунете в российскомполитическом процессе.60Девятков А., Макарычев А. Новые медиа и сетевая субъектность в России. // Вестник института Кеннана вРоссии. 2012. № 22.61Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния,управления и противоборства. – М.: Физматлит, 2010.9Цель исследования: выявить и проанализировать направления, факторы истепень воздействия политической коммуникации в Рунете на политический процессв России. Для достижения этой цели потребуется ответить на главныйисследовательский вопрос диссертационной работы: является ли политическаяИнтернет-коммуникация значимым фактором российского политического процесса, асам Рунет относительно автономным виртуальным публичным пространством,воздействие которого значительно выходит за рамки сети? Или же Рунет в первуюочередь – репрезентация оффлайн-среды, а сетевая коммуникация в большей степенивыступает в качестве производного от происходящих внесетевых процессов?Другими словами, предстоит определить, способна ли Интернет-коммуникация бытьсамодостаточным детерминантом политического поведения, или же индивидыиспользуют сеть, прежде всего, в инструментальных целях в соответствии со своимисформировавшимися политическими установками, предпочтениями и практикамиповедения, которые Рунет не способен значительно изменить.В соответствии с поставленной целью, в работе последовательно решаютсяследующие задачи:обобщение основных теоретических и методологических подходов к изучениюсетевой политической коммуникации;выявление особенностей Интернета как среды многосторонней имногосубъектной политической коммуникации;определение, категоризация и описание характеристик политизированногосегмента Рунета;анализ потенциала влияния на политический процесс и тенденций развитияосновных измерений политической коммуникации в Рунете (вертикальной игоризонтальной);статистическая проверка воздействия Рунета на электоральное поведение,политическое участие и гражданскую активность Интернет-пользователей, какважнейших факторов политического процесса.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯТеоретико-методологическую базу исследования составляют работыотечественных и зарубежных учёных, посвящённые проблематике политическогопроцесса, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями.Исходныепредпосылкиисследованияоснованынаконцепцииинформационного общества М.
Кастельса. Положения системного подхода Д. Истонаи Г. Алмонда с элементами структурно-функционального анализа были использованыдля структурирования объекта исследования и комплексного рассмотрениясовокупности форм политической коммуникации в Рунете в разных измерениях. Для10описания характеристикдескриптивный анализ.политизированногосегментаРунетаиспользовалсяОпределение контрольных переменных в уравнениях регрессий, направленныхна выявление факторов электорального поведения, политического участия игражданской активности, осуществлялось на основании положений когнитивногоподхода, концепции социального капитала, ресурсной модели политического участия,модели гражданского волюнтаризма, теории цифрового неравенства и концепциисоциетальных расколов Липсета - Роккана.Для анализа эмпирических данных и описания причинно-следственных связейбыл применён метод статистического регрессионного (бинарная логистическая имножественная линейная регрессия) и корреляционного анализа.Эмпирическую базу исследования составляют, во-первых, массивы данныхвсероссийских репрезентативных опросов за период с 2008 по 2013 гг., связанных сизучением роли Интернета, любезно предоставленные по запросу тремя ведущимисоциологическими исследовательскими центрами – Всероссийским центром изученияобщественного мнения (ВЦИОМ), Левада-центром и Фондом «Общественноемнение» (ФОМ).
Во-вторых, статистические сборники социально-экономическихпоказателей регионального развития (в первую очередь, информационный бюллетеньРосстата «Регионы России»). В-третьих, популярные системы рейтингования икаталоги Интернет-ресурсов. Кроме этого автором была составлена собственная базаданных ресурсов Рунета, на основании анализа которой производилась кластеризацияполитизированного сегмента, и уточнялась проблематика исследования.НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯВыявлены особенности Интернета, обуславливающие специфику политическойкоммуникации.Предложена классификация политизированного сегмента Рунета на основеавторского определения критериев политизированности и составления базыполитизированных Интернет-ресурсов.Предложен комплексный подход рассмотрения Интернета в качествеинформационно-коммуникационной подсистемы политической системы,включающей в себя взаимосвязанные измерения мультисубъектной иразнонаправленной коммуникации.Политическое участие выделено в качестве значимого для всех измеренийполитическойИнтернет-коммуникациифактора,применимогодляэмпирического анализа воздействия Рунета на политической процесс.Предложена методология оценки воздействия Интернет-коммуникации на11политического участие на основе статистического анализа различийэлекторального и политического поведения на региональном и индивидуальномуровнях.На основании анализа данных, репрезентативных в масштабах страны, сделанвывод о том, что политическая коммуникации в Рунете не является значимымсамодостаточным детерминантом электорального поведения, политическогоучастия и гражданской активности.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ Интернет является обособленной средой политического взаимодействия,состоящей из множества связанных относительно устойчивой коммуникациейэлементов.
При этом Интернет встроен в более широкие социальныеструктуры, и политическая онлайн-коммуникация зависит от внесетевыхпроцессов. Поэтому для комплексного анализа Рунета как особой средыполитическойкоммуникации,Интернет-пространствоцелесообразнорассматривать в качестве информационно-коммуникационной подсистемыполитической системы. Как новое публичное пространство Интернет обуславливает политическуюкоммуникацию рядом средовых особенностей: сетевым характероморганизации, эгалитаризмом, децентрализацией, неопосредованностью ихарактеристиками контента (экстерриториальностью, мультимедийностью,неограниченностью, оперативностью и интерактивностью). Для политизированного сегмента Рунета характерно разнообразие видовполитизированных ресурсов и динамизм циркуляции политическойинформации. Несмотря на это, данный сегмент достаточно узок и сохраняет вобщей массе ресурсов незначительную долю. Рунет не является значимым в масштабах страны источником политическойинформации.
Практики потребления информации с преобладаниемтелевидения и информационно-развлекательных запросов не подверглисьсильному изменению. Фактор потребления новостной политическойинформации в Интернете не продемонстрировал статистически значимой связини с электоральной активностью, ни с политическим участием. Различия в электоральных предпочтениях тех, кто пользуется Интернетом итех, кто не пользуется, связаны в первую очередь с социальнодемографическими характеристиками аудитории Рунета. Средовые особенности Рунета способствуют протестности самых активныхпользователей: как с точки зрения создания особого протестного дискурса, таки с инструментальной точки зрения. При этом генерация протестного контента12обусловлена в основном внесетевыми факторами и информационным потокомоффлайн-СМИ.
Рунет играет ведущую роль, прежде всего, в качествеинструмента координации участников протеста, а не его порождения.С точки зрения воздействия на политический процесс потенциалгоризонтальной политической коммуникации превосходит возможностикоммуникации в измерении «политические институты – пользователь».Механизмы коммуникации с Интернет-аудиторией со стороны политическихакторов и государственных институтов не соответствуют инструментальнымвозможностям среды, уровню информированности и коммуникативнойкомпетентности граждан.На индивидуальном уровне электоральное поведение, политическое участие игражданская активность не детерминированы однонаправленной вертикальнойИнтернет-коммуникацией, а определяются преимущественно социальнодемографическими и социально-психологическими факторами, такими каквнутренняя политическая эффективность и политический интерес.Горизонтальная интерактивная Интернет-коммуникация, определяемая черезобщение на форумах, в блогах и в чатах, демонстрирует слабую связь спротестным политическим участием и гражданской активностью.Уровень проникновения Интернета в регионе соответствует различиям вэлекторальном поведении и в электоральных предпочтениях, но недетерминирует их.