И.П. Ашмарин, А.А. Каменский, Г.С. Сухова - Руководство к практическим занятия по физиологии человека и животных (1128356), страница 39
Текст из файла (страница 39)
Внимание! Выведение раствора из мочевого пузыря хорошо осуществляется только при условии, если кончик канюли не упирается в его стенку. При разных степенях растяжения пузыря путем быстрого введения раствора регистрируют изменение деятельности сердца и вариации биоэлектрической активности в нерве. Изменение ритма сердца оценивают по интервалам Р-Р или Я-Я в ЭКГ. В момент раздражения мочевого пузыря значительно увеличивается имеющаяся фоновая активность нерва или возникает залп импульсов в случае ее первоначального отсутствия. 3.
Регистрируют изменение деятельности сердца и афферентной активности спинномозгового нерва при быстром и медленном введении одинакового количества раствора. Задание 2. Выяснение рефлекторных путей при осуществлен и висцеро-кардиального рефлекса с мочевого пузыря ХОД РАБОТЫ 1. После записи рефлекторных изменений ритма сердцебиений и афферентной сигнализации от мочевого пузыря при его растяжении десимпатизируют сердце и повторяют раздражения преж= ней силы. 2. Перерезают левую сердечную веточку ваго-симпатического ствола и повторяют раздражения прежней силы.
3. Перерезают правую сердечную веточку и снова повторяют раздражения той же силы. 4. Перерезают спинномозговой нерв, лежащий на электродах, и на фоне записи активности от его периферического конца повторяют растяжения мочевого пузыря. Задача 1. Исследование нарушений сосудистых реакций у крыс с моделированной легочной гипертензией ВВЕДЕНИЕ Кроме основной функции — газообмена — легкие участвуют в синтезе и инактивации многих биологически активных веществ, т.е. выполняют метаболическую функцию.
Легочные сосуды имеют большую внутреннюю поверхность — около 40 м', что соответствует примерно половине площади всего эндотелия организма. Именно в сосудах легких активируются вазоактивные пептиды— ангиотензин и атриальный натрийуретический пептид, дезактивируются брадикинин и эндотелин. Таким образом, нарушение сосудистого русла легких может отразиться на состоянии всей сердечно-сосудистой системы в целом.
Одной из тяжелых патологий малого круга кровообра ния является легочная гииертензия — повышение среднего артер ального давления в малом круге кровообращения до 25 мм т.ст и выше (в норме этот показатель колеблется от 12 до 16 мм рт.ст). Увеличение давления происходит за счет тромбоэмболии мелких легочных сосудов — как артериол, так и венул, уменьшения просвета легочных вен вследствие пролиферации и фиброза интимы, увеличения сопротивления артерий из-за гипертрофии гладких мышц медии.
Таким образом, часть легочных сосудов оказывается выключенной из кровотока, в связи с чем уменьшается суммарная площадь просвета легочных сосудов и увеличивается сопротивление току крови в функционирующих артериях. Это ведет к вазоконстрикции, а в дальнейшем — к гипертрофии мышечного слоя сосудов. Вследствие легочной гипертензии развивается гипертрофия правых отделов сердца, что приводит к недостаточности правого желудочка и отеку легких.
Тема Ш. Патофизиология дыхания При отсутствии диагностируемой причины повышенного давления в малом круге кровообращения легочную гипертензию называют первичной. К подобным нарушениям легочного кровообращения могут привести также врожденные внутрисердечные шунты, легочная эмболия, коллагенсосудистые заболевания и болезни легких, затрагивающие дыхательные пути и паренхиму, гиповентиляция, стенозы легочных артерий, патологии, ведущие к увеличению давления наполнения левых отделов сердца. Во всех названных случаях увеличение давления в легочном круге кровообращения относят к вторичнои легочной гипертензии.
Обратимое повышение давления в легочных сосудах наблюдается, например, у людей, находящихся в условиях высокогорья. Известно несколько способов моделирования легочной гипертензии и острого повышения давления в легочных сосудах — гииоксическая и монокроталиновая модели, введение антибиотика и липополисахаридов, острая синоаортальная денервация. Наиболее часто в эксперименте используются первые две модели.
Гипоксия сама по себе приводит к сильной констрикции легочных сосудов. Низкое напряжение кислорода ингибирует К'- каналы легочных миоцитов и увеличивает Са"-ток в резистивных легочных артериях. Острая констрикция при уменьшении напряжения кислорода до 10% на третий день сменяется структурной перестройкой интраацинарных артериол, включающей гипертрофию медии, пролиферацию перицитов и их дифференцировку в гладкомышечные клетки, синтез эластина. Выраженную легочную гипертензию можно наблюдать через 10 — 14 дней от начала гипоксической экспозиции.
Так как гипоксия действует на организм комплексно, появляется необходимость разделять влияние собственно низкого напряжения кислорода в крови и повышение давления в легочных сосудах. Поэтому результаты, полученные на животных с гипоксической легочной гипертензией, необходимо сравнивать с результатами исследований с применением других моделей. Монокроталиновая модель основана на одноразовом введении животным макроциклического пирролизидинового алкалоида— монокроталина. Для монокроталиновой легочной гипертензии характерно образование тромбов, особенно в посткапиллярном русле, и воспаление легочных вен. Пневмотоксическим действием обладает не сам монокроталин, а его производное, образующееся в печени, возможно, его дегидрогенированный продукт — монокроталинпиррол.
В первую очередь метаболит монокроталина действует на эндотелиальные клетки легочных сосудов, при этом изменения клеток необратимы. Обработка монокроталином подавляет активность систем ферментов, расположенных на поверхности 202 Часть И. Практические задачи по патофизиологии эндотелиальных клеток сосудов легких, — ангиотензинпревращающего фермента, активатора плазминогена, систем обратного захвата и метаболизма серотонина. Легочная гипертензия развивается через 2 — 3 недели после введения монокроталина. У животных в результате развития патологии, вызванной гипоксией или введением монокроталина, как и в клинике у пациентов с первичной или вторичной легочной гипертензией, нарушаются системы вазоактивных факторов. Легочные сосуды реагируют меньшей релаксацией на вещества, вызывающие эндотелийзависимое расслабление, — ацетилхолин, АДФ.
Наряду с уменьшением реакции на факторы, стимулирующие синтез оксида азота, снижается экспрессия ХО-синтазы в эндотелиальных клетках легочных сосудов. Увеличивается концентрация эндотелина-1 в крови за счет менее эффективной его элиминации в гипертензивных сосудах легких. Нарушается баланс между синтезом простациклина и тромбоксанов: количество метаболитов тромбоксанов растет, а простагландина — уменьшается. Изменяется активность свертывающей и противосвертывающей систем крови: уменьшается фибринолитическая активность, падает уровень протеина С, возрастает содержание фибриногена, что увеличивает вероятность образования тромбов. Возможно, первым звеном в развитии патологического увеличения давления в легочных сосудах является нарушение функций эндотелия и его целостности, так как может привести и к продуцированию факторов роста клеток, и к подавлению активности факторов, блокирующих рост, вызывая пролиферацию медии и интимы„и к активации процессов свертывания крови — адгезии тромбоцитов и образованию тромбов, и к уменьшению эндотелийзависимого расслабления.
В гладкомышечных клетках во время развития легочной гипертензии снижается чувствительность к донорам оксида азот4, увеличивается констрикция в ответ на серотонин и уменьшается чувствительность бета-адренорецепторов. Считается, что при легочной гипертензии патологическим изменениям подвергаются только сосуды легких, хотя при этом заболевании обнаруживают также изменение (увеличение или уменьшение) артериального давления в большом круге кровообращения. Исследование легочной гипертензии имеет не только узкопрактический смысл, но может помочь ответить на фундаментальный вопрос физиологии: в чем заключаются основные различия между сосудами большого и малого кругов кровообращения? Цель работы. Сравнить действие вазоактивных факторов на артериальное давление крыс с моделированной легочной гипертензией и нормотензивных животных при введении веществ через вену (системное введение) и в большой круг кровообращения.
Тема 111. Патофизиология дыхания 203 (Задачу можно модифицировать, используя пептиды, которые дезактивируются в основном в легких, например эндотелин, ангиотензин И.) МЕТОДИКА Работу проводят на крысах весом 200 — 300 г в возрасте 4 — 6 недель — с развившейся легочной гипертензией и нормальных животных (контрольная группа). Для измерения и регистрации кровяного давления применяют специальную установку. Давление регистрируют у наркотизированных животных прямым способом— через катетер, введенный в нижнюю часть аорты. Вазоактивные вещества, активация или инактивация которых может происходить в легочных сосудах, вводят в возрастающих концентрациях попеременно через катетеры, один из которых подведен к правому предсердию, а другой — к аортальному клапану сердца. Материалы и оборудование.
1. Хирургический набор: средние прямые ножницы для разрезания кожи, малый хирургический пинцет, стеклянные крючки, сосудистый пинцет с заостренными браншами, сосудистые ножницы, лигатуры для фиксации сосудов; операционная доска. 2. Катетеры и зажимы для сосудов; переходники. В качестве катетеров используют полиэтиленовые трубки длиной около 8 см с внутренним диаметром 0,1 и 0,5 мм. Катетеры заполняют физиологическим раствором (0,9 % 1ЧаС1) с гепарином с помощью шприца на 1 мл с затупленной иглой. 3. Тензодатчик, аналого-цифровой преобразователь, компьютер с соответствующим программным обеспечением или самописец — для регистрации давления. 4.