Ф.Я. Дзержинский, Б.Д. Васильев, В.В. Малахов - Зоология позвоночных (1112555), страница 72
Текст из файла (страница 72)
)34. Сердце крокадила с главными артериальными стволами: А — внешннй внл с брюха; 8 — фрапчент (« горбушка» ), отделенный фронтальнмм (горнзонтальным) разрезом, внд со спины;  — схема потоков крови в условиях задержка дыхання (в подводном положеннн), косм лепше шунтнрованы потоком через паннпнево отверстне; / — безымянные артернн; 2 — левая луга аорты; 5 — обшнй ствол легочных аргернй; 4 — расположение (проекцня) паннпнева отверстия; 5 — левое предсердне; б — желудочки; 7- правое прелсеране; 8 — правая луга аорты; 9— панннпево отверстие; /Π— правый желудочек; // — левый желудочек; 12 — полулунные клапаны; 15 — правая поаключнчная артерня; /4 — обшнй ствол сонных артерий; 15 — легочнмй конус выхоа в легочную артерию с зазубренным клапаном; 1б — конечнмй отрезок левой дуги аорты; 17- артерия к кишечнику„ /8 — спинная аорта; /9 — поток крови, поступаюшнй в коронарную артерию и мозгу (по сонным артериям, 14).
По сути дела, сердечно-сосудистая система переключается на работу с одним кругом, который обслуживается почти исключительно правым желудочком. Возможно, в связи с зтнм его стенки относительно толсты — не тоньше, чем у левого. Всиоэнал система ящериц (например, кавказской агамы) по своему ветвлению близка к тому, что характерно лля лягушки. Точно так же каждая бедренная вена (см. рис.
)33, 14) разветвляется на воротную вену почки (15) и тазовую вену ( 18), которая, сливаясь со своей парой, формирует брюшную вену (20). Но здесь в воротные вены почек сзади впадают еще парные ветви хвостовой вены (1б). Брюшная вена объединяется с венами от кишечника в воротну)о вену печени.
Пара выносящих вен почек (12) тянется вперед по бокам от спинной аорты, затем возле правой гонааы зти вены обьеднняются и образуют заднюю полую вену (21), которая тут же погружается в длинный отросток печени и пронизывает ее, принимая внутри нее печеночные вены. От передней части тела кровь собирается в правое предсердие по двум симметричным передним полым венам, каждая из которых формируется слиянием наружной яремной вены (31), внутренней яремной (3) и подключичной вены (2б). От легких вдоль трахеи к сердцу тянется единая легочная вена (8).
Органы выделения. Тазовые (метанефрические) почки ящериц (рис. 135, 7) представлены парой продольно вытянутых компактных тел, сильно сдвинутых назад и даже немного заходящих за клоаку. Каждая посылает короткий мочеточник (8) в спинную стенку клоаки. Отверстие узкого и ллинного мочевого пузыря (14) открывается на брюшной стенке клоаки против отверстий мочеточников. Ящерицы способны концентрировать мочу, оставляя в ней всего 7% воды.
Порция такой мочи выглядит, как беловатый камешек, состоящий на 93% из мочевой кислоты. В то же время подобно другим рептилиям, но в отличие от птиц и млекопитающих, ящерицы не могут реабсорбировать воду иэ первичной мочи против осмотического градиента (поскояьку не имеют петель Генле в почках— см.
с. 405 и см. рис. 175 ). Наблюдаемая реабсорбция у чешуйчатых рептилий возможна только благодаря чрезвычайно низкой растворимости мочевой кислоты, в виде которой печень связывает аммиак. Из клубочков нефронов, образованных артериолами, в просвет канальцев (в боуменовы капсулы) силой артериального давления выжимается плазма крови, образующая первичную мочу. По мере движения по извитому канал ьцу эпители й его стенок активно извлекает из первичной Рис. 135. Мочеполовая система самца агамы (8ге111о списал)из). Вил снизу: 1 — спинная аорта; 2 — прилвток семенника; 5 — налпочечник; 4 — рулимент яйцевола; 5 — семяпровол; о — тазовая вена; 7 — почка; е — вторичный мочеточник; 9 — парный копулятивный орган (Ьеш1реп)з); 10 — воротила вена почки; 11 — клоаквльная шелгс 12 — хвостовая артерия; 15 — прямал кишка; 14 — мочевой пузырь; 15 — выносяшие вены почек; 1о — основание заяней полоя вены; 17 — правый семенник 267 мочи глюкозу, аминокислоты, витамины, электролиты (прежде всего, соль).
Возникшая в результате разница осмотического давления между первичной мочой и кровью способствует пассивной диффузии воды сквозь стенки канальцев в кровь. При малейшем повышении концентрации мочевой кислоты это крайне мало растворимое соединение выпадает в осадок и таким образом удаляется из раствора. Моча в виде белой кашицы из кристалликов мочевой кислоты стекает по мочеточннку в клоаку, где может продолжаться ее обезвоживание до достижения упомянутого выше показателя.
Половые органы. У самца яйцевидные семенники (рис. 135, 17) подвешены на брыжейке к спинной стенке брюшной полости; к семеннику прилегает придаток семенника (2), остаток туловищной почки (мезонефроса), играющий роль посредника между семенником и семяпроводом (вольфовым каналом; 5). Позади гонады располагается маленький пальцевидный надпочечник (3).
Сильно извитой семяпровод при впадении в клоаку объединен с вторичным мочеточником. В концы поперечной клоакальной щели (11) у самцов ящериц и змей открываются парные копулятивные органы (9), лежащие в специальных полостях основания хвоста. Это толстостенные мешки, способные набухать за счет притока крови и выворачиваться наружу. Будучи введены в клоаку самки, они способствуют внутреннему оплодотворению.
У самцов крокодилов и черепах внутри клоаки имеется непарный, хотя и продольно раздвоенный, копулятивный орган. При набухании он выдвигается за пределы клоаки. У самки агамы яичник (см. рис. 131, 12) имеет вид виноградной грозди из разных по величине фолликулов (содержащих внутри яйцеклетки на разных стадиях накопления желтка).
Сбоку от гонады широкой лентой проходит яйцевод (мюллеров канал; 14), начинающийся впереди широкой воронкой (8). Задним концом яйцевод открывается в клоаку впереди от отверстия мочеточника. Обзор эколого-физиологических особенностей ретилий Рептилии — пойкилотермные животные, имеют непостоянную температуру тела и притом эктотермны, зависимы от внешних источников тепла. При отсутствии температурного градиента, например, в террариуме эти животные имеют практически ту же температуру, что и окружающая их среда.
В естественной же обстановке, когда животные могут свободно перемещаться между нагретыми и прохладными местами нли изменять положение тела по отношению к источникам тепла, рептилии способны поддерживать свою внутреннюю температуру на почти постоянном уровне. Так, например, техасская глухая игуана Сорлозаигиз гехализ в течение всего дня способна за счет терморегуляционного поведения поддерживать температуру тела на уровне 38,5 'С, несмотря на значительные колебания температуры воздуха в этот период.
Большинство рептилий стремится поддерживать температуру на строго определенном и постоянном уровне, как правило, совпадающем с температурным оптимумом деятельности большинства пищеварительных ферментов (около 40'С). У гаттерии, самой «холодолюбивой» рептилии мира, температура тела в период обычной для нее ночной активности остается на уровне 6 — )3'С. Температурные предпочтения видов с ночной активностью и большинства дневных змей обычно лежат в пределах 29 — 30 С.
Для многих рептилий умеренного пояса обязательна зимняя спячка, т.е. продолжительное пребывание в условиях необычно низкой температуры (среды и тела), что необходимо для нормального становления их репродуктивного физиологического цикла. В период спячки энергетические потребности снижаются ло минимума, почти прекращается пищеварение, падают сердечный ритм и скорость кровотока, резко снижаются дыхательная активность, деятельность вылел ительных органов, эффективность иммунной системы.
При высокой температуре и недостатке пиши рептилии быстро теряют в весе, поскольку уровень нх метаболизма в этих условиях существенно возрастает. Однако и при низких температурах рептилии тоже могут терять массу из-за резкого падения скорости пищеварения. В целом, при любых условиях уровень основного обмена (базального метаболизма) составляет у рептилий всего 1Π— 20 % такового гомойотермных («теплокровных») животных.
Вероятно, именно поэтому подавляющее большинство рептилий оказываются неспособными выдерживать длительные физические нагрузки и передвигаются короткими рывками, в ходе которых источником энергии для мускульных сокращений служит гяиколиз — анаэробный распад глюкозы до молочной кислоты. Гликолиз обеспечивает регпилиям быстрый доступ к источникам энергии, но способствует накоплению в крови молочной кислоты.
Это значительно снижает кислородную емкость крови, поскольку при подкислении палает сродство гемоглобина к кислоролу (см. с. 151). Однако это же обстоятельство позволяет рептилиям легко переносить болыцие перепады в обеспечении их кислородом. Так, например, змеи, ящерицы и крокодилы без трула переносят пребывание в атмосфере чистого азота в течение 30 мин, а черепахи— в течение нескольких часов. Правда, полное восстановление активности после длительного анаэробного энергообмена занимает у черепах также несколько часов. При низких температурах уровень метаболизма у пресмыкаюшихся невысок, но в интервале от +30 до +40 С он существенно возрастает, позволяя животным проявлять исключительную активность. У всех змей затраты энергии даже при быстром движении в среднем значительно ниже, чем у ящериц сходного размера и массы (всего 31 % затрат последних).