Диссертация (1105969), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Все три названные функции различаются по таким элементам функции,
как: цель, процессуальные действия, основания для их исполнения, права на осуществление действий.
Отдельные исследователи среди функций прокурора называют также правозащитную и правоохранительную функцию, законоохранительную функцию и функцию прекращения уголовного дела. Казалось бы, в такой ситуации исследованию и раскрытию содержаний таких понятий, как "правозащита", и "правоохранение", должно быть уделено значительное внимание, однако этого не наблюдается.
Законодательного определения правозащитной функции не существует. Правозащитная деятельность в общественном сознании непосредственно связана или с правозащитниками (так, организация "Международная амнистия" называет правозащитниками людей, которые "в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами"112), или с правозащитной функцией государства.
При этом выделить и прийти к единому мнению о содержании понятий
"правозащитная" или "правоохранительная" функция не представляется возможным. По мнению М.А. Беспаловой, правозащитная функция государства представляет собой "сущностное направление деятельности государства, содержание которого выражается в пресечении нарушения и восстановлении нарушенных прав посредством адекватных мер, принимаемых от имени государства публичными субъектами".113 По мнению И.Л. Честнова, содержанием правоохранительной функции государства считается "противодействие преступности и иным правонарушениям, или социальный контроль над преступностью и иными противоправными деяниями", где под социальным контролем предлагается понимать совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (включая преступность) формы
девиантного поведения с целью их элиминирования (устранения) или
112См.: http://nisipgo.ru/1003/1235/
113 См.: Беспалова М.А. Становление правозащитной функции российского государства в условиях современного конституционного строительства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Белгород, 2011. С.12.
сокращения, минимизации.114
И.Л. Честнов отмечает, что существуют разногласия и по поводу того, кто должен осуществлять правоохранительную деятельность: по мнению одних исследователей, этим должны заниматься правоохранительные органы, наделенные полицейскими функциями, в состав которых органы прокуратуры не входят; по мнению других, этим должна заниматься и прокуратура, поскольку она туда входит.115
Защита прав граждан является конституционным долгом государства. Так,
в статьях 2, 45, 71 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в статьях 21, 35, 82 – об охране этих прав и свобод. Основное предназначение прокуратуры – это надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов (п.1 ст.1 ФЗ "О прокуратуре РФ"). Предметом надзора органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п.1 ст.26 ФЗ "О прокуратуре РФ").
Как следует из приказа Генерального прокурора РФ116 и его интервью117,
правозащитная и правоохранительная деятельность является важной сферой деятельности прокуратуры; однако таких функций прокурора в уголовном судопроизводстве законодатель не предусматривает.
Граждане Российской Федерации обращаются в органы прокуратуры, стремясь получить от них наиболее скорым и менее затратным путем защиту своих прав. Все это позволяет исследователям делать выводы, что прокурор осуществляет правозащитную и правоохранительную функции. При этом
114 См.: Честнов И.Л. Правоохранительная функция современного государства // КриминалистЪ. 2011. № 1(8). С.109.
115 См.: Там же. С.109-111.
116 См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45 "Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах
прокуратуры Российской Федерации"/ http://www.genprok-urfo.ru/library/?id=2; Интервью Генерального прокурора РФ Юрия Чайки " О задачах, стоящих перед прокурорским сообществом на современном этапе // Прокурор. 2012. № 1.
117 См.: Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки "Российской газете" /Российская газета (Федеральный выпуск) N6069 от 29 апреля 2013 г.
функции прокуратуры, осуществляемые ею во внесудебных стадиях уголовного процесса, отдельные исследователи переносят и на судебные стадии.118
Так, Н.П. Кириллова считает, что в судебном разбирательстве государственный обвинитель выполняет две основные функции: уголовного преследования и правозащитную. Правозащитная функция, по ее мнению, это "деятельность государственного обвинителя и прокурора в пределах предоставленных ему полномочий по выявлению нарушений материальных и процессуальных прав участников судебного разбирательства, допущенных в результате уголовно-процессуальной деятельности как на досудебных стадиях уголовного процесса, так и в ходе производства в суде и их устранению".119
УПК РФ не предусматривает правозащитной деятельности прокурора. В
ч.1 ст.37 он определяет, что прокурор уполномочен осуществлять уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Основное назначение должностных лиц прокуратуры – надзор за соблюдением законности. В судебном производстве для восстановления законности прокурор обжалует судебные решения. Имея своей целью восстановить законность, он защищает права или подсудимого, или потерпевшего, защищая тем самым публичный интерес, который заключается, как нам представляется, в восстановлении законности. При этом подсудимый или потерпевший могут рассматривать осуществляемую функцию восстановления законности как правозащитную функцию прокурора. Таким образом, только в представлении конкретного субъекта судопроизводства осуществляемые прокурором функции надзора за соблюдением законности и
118 См.: Кириллова Н.П. Процессуальные функции профессиональных участников состязательного судебного разбирательства уголовных дел в суде первой инстанции: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – СПб., 2008. С.11, 26; Самойлова Т.Н. Правозащитная функция прокурора в уголовном судопроизводстве // Вестник Удмуртского университета 2008. Выпуск 2. Экономика и право. С.37.
119 См.: Кириллова Н.П. Процессуальные функции профессиональных участников состязательного судебного разбирательства уголовных дел в суде первой инстанции: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – СПб., 2008. С.11, 26 и др.
функции восстановления законности могут быть названы правозащитными в зависимости от «направленности» (или «адресности») действий прокурора при их реализации (т.е. в зависимости от того, чьи конкретно права и интересы защищаются и восстанавливаются).
Является ли функция восстановления законности правозащитной? По нашему мнению, нет. При рассмотрении функции мы отметили, что одним из элементов функции является ее предназначение (или цель, для которой она предназначена). Цель действия прокурора не "связана" с удовлетворением интересов определенного субъекта. Действия в рамках исполнения функции надзора за соблюдением законности и функции восстановления законности имеют цель устранить нарушение и восстановить законность, а не обеспечить правозащиту. С субъективной позиции такое действие можно рассматривать как правозащитное, но с позиции научного представления о функции назвать такое действие правозащитной функцией нельзя. Таким образом, правозащитная функция прокурора есть субъективное представление о совсем других функциях. В силу названной причины, функция надзора за соблюдением законности и функция восстановления законности в глазах лиц, для которых исполнение прокурором этих функций обеспечило защиту их прав, приобретают "окраску" и соответствующее название "правозащитных". Видимо, по этой причине к такому выводу пришли отдельные исследователи. Такая оценка условна, в большинстве случаев субъективна и ненаучна. На этом основании можно сделать вывод, что наделение прокурора правозащитной функцией в судебном производстве необоснованно.
Если рассматривать правоохранительную деятельность как функцию, предназначенную для предупреждения нарушения закона, то это можно толковать как профилактику правонарушения. В уголовно-процессуальном законодательстве это может восприниматься так, что исполнение функции надзора за соблюдением законности и функции восстановления законности позволяет принять меры к восстановлению законности; а, следовательно, это является предупреждением для всех участников уголовного процесса на
судебной стадии о том, что нарушение не будет пропущено. Однако такое представление об исполнении правоохранительной функции прокурором в судебном производстве будет очень условным по той же причине, что и в случае рассмотрения правозащитной функции. А именно: функции прокурора "надзор за соблюдением законности" и "восстановление законности" не имеют своей целью осуществление функции правоохранения. (Кстати, первую функцию можно было бы назвать просто функцией надзора, но такое название встречает сопротивления сторонников недопустимости в судебном производстве надзора; а последнюю можно было бы назвать функцией принятия мер по устранению нарушения закона, но такое определение отдельные законодатели могут истолковать таким образом, что прокурор устраняет нарушение, а он только реагирует на это нарушение).
Субъективное представление о содержании функций не отражает содержание уголовного процесса и роль прокурора в достижении цели уголовного процесса. С позиции субъективного представления о функциях, к правозащитной функции могут быть отнесены функции различного содержания.
Понятие "законоохранительная функция" может иметь только "иносказательное" содержание, поскольку ее буквальное понимание лишено смысла. Дать определение законоохранительной функции невозможно без получения ответа на вопрос: что значит охранять закон? Можно ли выражать функции (то есть фактически обязанности) прокурора через понятия, не имеющие однозначного или определенного содержания? Мы полагаем, что нельзя, поскольку такой подход сделал бы систему функций прокурора неопределенной.
Система функций прокурора в уголовном производстве может включать в себя только функции, имеющие объективное содержание (изложение в суде обвинительного заключения, внесение представления и т.д.).
Присутствие функции надзора за соблюдением законности подтверждается и наличием в УПК РФ нормы, предоставляющей право прокурору отказаться в
указанных законом случаях от поддержания обвинения. Прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Отказ в данном случае является осуществлением функции восстановления законности. Особенность функции надзора за соблюдением законности в форме «самонадзора» заключается в том, что такая форма требует от прокурора самоконтроля, то есть соблюдения закона самим прокурором. Осуществляя функцию надзора в форме «самонадзора», прокурор выполняет требование обеспечить законность предъявленного обвинения. Если доказательства виновности подсудимого не нашли подтверждения, то дальнейшее поддержание обвинения явилось бы нарушением закона. Обеспечение законности можно было бы осуществить только отказом от продолжения поддержания обвинения, то есть путем осуществления функции восстановления законности.
Исходя из этого, нет оснований рассматривать отказ от поддержания обвинения как исполнение прокурором правозащитной функции. По этим причинам представление системы функций прокурора на судебной стадии уголовного процесса, состоящей из функции уголовного преследования и правозащитной функции, следует признать несостоятельным.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что уголовное преследование не является функцией вообще, а осуществление правозащитной деятельности не является целью реализации функций прокурора в судебных стадиях уголовного процесса.
Следует остановиться на вопросе, является ли функция разрешения уголовного дела функцией прокурора, или это только функция суда? При этом под функцией разрешения дела мы понимаем действия по принятию решения по уголовному делу, определившего участь обвиняемого. Если при рассмотрении дела по существу прокурор отказался от поддержания обвинения, то отказ от обвинения является основанием для принятия судом решения о прекращении дела, поскольку так требует закон. Одни исследователи полагают, что отказ от обвинения стал причиной прекращения уголовного дела, и на этом