Автореферат (1102037), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Старикова). С этим нельзя несогласиться. Романтика обнаруживается в чувствах героев – Марютки иГоворухи-Отрока в момент их пребывания на острове, хотя предпосылкиромантики обозначились уже на раннем этапе жизни героини, когда онаначинает ощущать себя личностью, способной реализоваться не только в роличистильщицы рыбы, но и человека, имеющего право на нечто большее.
Посуществу Марютка (Мария Филатовна) – это потенциальная личность, одна изтех, кого сформировала эпоха революции и Гражданской войны, во времякоторой вырастали женщины, сыгравшие немалую роль в становлениигосударства нового типа. Завершающий эпизод в жизни героев, когда Марютка,ни минуты не думая, убивает возлюбленного, всегда воспринимался какдраматическийилитрагический,посколькуздеськакбыпроявилсяклассический трагический конфликт – конфликт между чувством и долгом, в20результате чего, наверняка, погибнет и она. А если подумать о ее сорок первомвыстреле на фоне происходящих в стране событий, то можно представитьобстоятельства тех лет, одной из граней которых стала судьба отряда Евсюкова,когда из отряда в 144 человека осталось 25, а затем – ничтожно мало.
Поэтому впоследнем кадре сюжета обнажаетсятрагизм, обусловленный не толькопротиворечиями в отношениях двух людей, принадлежащих к разнымсоциальным группам, но и глубокими противоречиями в жизни общества,сопровождавшимися убеждением в необходимости продолжения борьбы – безосознания ее возможных и бесконечных утрат.Значит, атмосфера повести явно не исчерпывается романтикой. Об этомтоже писали исследователи, в том числе И. Вишневская, М. Лазарева, Л.Левитан, что дает основание отнести повесть к категории героико-трагических.Героика порождалась уверенностью в необходимости борьбы за справедливоеобщество, а трагизм - неизбежностью жертвенности, которая, как правило,сопровождает борьбу и обеспечивает бессмертие личности.Во втором параграфе (Трагические мотивы XX века в интерпретацииВ.
Быкова) рассматривается воссоздание трагических моментов ВеликойОтечественной войны в произведениях В. Быкова «Сотников» и «В тумане». Пословам П. Топера, «Литература о войнах ― царство трагического». ТрагизмОтечественной войны входил в состав народной жизни на протяжении четырехлет и не ушел из памяти до сих пор. При этом нельзя не подчеркнуть, что и в товремя героическое начало играло ведущую роль в жизни, а затем и в литературеоб Отечественной войне.Критики самых разных умонастроений считаютодним из лучших произведений Быкова повесть «Сотников», первоначальноеназвание которой звучало как «Ликвидация», измененное А.Т.
Твардовским,предложившим назвать повесть по фамилии главного положительного героя.По словам писателя, его интересовали два нравственных момента: чтотакое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На чтоон способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и21предотвратитьсмертьневозможно?»Вповестидваглавныхгероя,присутствуют два взгляда – Сотникова и Рыбака. Художнику необходимосравнить и сопоставить поведение двух героев и мотивы, которыми онируководствовались, раскрыть их отношения друг к другу и состояние души,выявить различие их представлений о войне, несовместимость их нравственныхпринципов и принимаемых ими решений. Для Сотникова главное - понять себя,проверить и перепроверить нравственную обоснованность своих поступков, адля Рыбака ― найти мотивы для самооправдания, а также для освобождениясебя от чувства ответственности.В многочисленных суждениях критиков, посвященных данной повести(С.
Воронин, Л. Якименко, А. Адамович и др.), не часто звучало понятие«трагическое». Этим как бы подтверждается мысль о том, что идея трагизма вопределенной мере противоречила общей тональности русской литературы,одушевленной идеей поступательного развития советского общества иисторического оптимизма. Однако изображение ситуаций военных лет все чащеобращало взоры писателей к трагическим аспектам бытия. Это относится впервую очередь к данным повестям В. Быкова.Короткая жизнь Сотникова, изображенная в одноименной повести,убеждает и его самого, и читателей, сколь трагичны условия, в которыепопадает человек на войне, особенно на той территории, где врагом может статьи чужой солдат, и местный житель, и даже товарищ по оружию. Сотников небоялся смерти в бою ― такая смерть становилась привычной для воевавших всоставе регулярных войск.
Трагическое ощущение возникло тогда, когда онувидел гибель невинной девочки, матери нескольких детей и предательствоблизкого человека, который оказался способен помочь палачам осуществлятьказнь своих же людей. При этом Сотников не мог предотвратить предательствои не мог помочь невинным людям, жителям села избежать гибели, хотя готовбыл взять вину на себя и своей смертью попытаться спасти их. Отсюда –мучительные переживания по причине гибели других людей, их беззащитности22и своего бессилия в этой ситуации.
Анализ поведения и нравственногосостояния Сотникова позволяет заключить, что он относится к числутрадиционных героев трагического плана, которые мучились от сознания вины,заключающейся в невозможности помочь окружающим и в кажущейсябессмысленности своей жертвы. На самом деле она не была бессмысленной,так как жители, наблюдавшие казнь, не одобряли палачей и молчаподдерживали погибших товарищей.Если на примере поведения Сотникова писатель хотел еще раз оценитьподвиг, который не был единичным в те страшные годы, то на примере Рыбакапредлагал осмыслить анатомию предательства.
У Рыбака граница междунравственным и безнравственным не ощущалась как нечто серьезное. Пословам Быкова, «он примитивный прагматик, совершенно не соотносящий целисо средствами. Война для него ― простое до примитива дело, сисчерпывающей полнотой выраженное постулатом: «чья сила, того и право» иеще: «своя рубашка ближе к телу». Однако «Рыбак тоже не подлец по натуре;сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась бы совершенно другаясторона его характера и он предстал бы перед людьми совсем в ином свете».Надеясь перехитрить немцев, он дает следователю ряд половинчатыхпоказаний, за что тот обещает сохранить ему жизнь и взять в полицаи. Онпытается совместить несовместимое – сохранить жизнь и не погрешить противчеловечности.
В конце Рыбак начинает осознавать трагичность ситуации, вкоторую он поставил себя. Пытаясь преодолеть ее, он решает покончить ссобой, но не получилось. Что будет дальше с героем? Это не ясно. Будет ли онмучиться от понимания совершенной ошибки? Или будет существовать,радуясь, что остался жив? Скорее, последнее.
Не понимать значения своегопредательства, результаты которого воочию видели жители села, человек неможет. Так что совесть, наверно, будет тревожить его, но вряд ли чувствотрагизма будет активно преследовать его. Поэтому считать такого героятрагическим было бы неосновательным.23В творчестве В. Быкова в числе замечательных повестей на военную темуесть такая, которая, с одной стороны, как бы перекликается с повестью«Сотников», с другой, - полемизирует с нею, противопоставляя Рыбаку инойтип героя, явно принадлежащий к категории «трагических». Это ― повесть «Втумане», опубликованная в 1987 году.
В ней идет речь о судьбе героя по имениСущеня.После диверсии, которую осуществили рабочие на железной дороге ибыли схвачены и казнены через повешение, в живых оставили одного Сущеню, дабы дискредитировать его в глазах односельчан и партизан,представив предателем. В силу этого герой оказался «перед выбором» – умеретьили остаться человеком в сознании окружающих.
Как доказать, что он непредатель, когда в его доме появляются два партизана, посланные командиромотряда, чтобы казнить его от имени советских людей? В результате сложныхперипетий, связанных с осуществлением плана казни: сначала Сущеня вместе спартизанами выбирает место своей казни, затем сам роет себе могилу, пытаясьв то же время рассказать историю своего «освобождения». При этом старший изпартизан, Гуров, поверил в его исповедь о невиновности, но вскоре сам погибот пули полицаев, а другой, Войтик, считал, что немцы завербовали Сущеню.Сущеня взваливает на себя умершего Гурова, мечтая дойти вместе с Войтикомдо партизанского отряда и попытаться доказать свою невиновность.
Затем, отслучайной пули, погибает и Войтик, и Сущеня остается в лесу, недалеко отпартизанского лагеря рядом с телами Гурова и Войтика, понимая, что ему ужене оправдаться в том, что он не предатель, что он и не думал сотрудничать снемцами, что он категорически отказался от предложения следователяГроссмайера стать посредником между ним и партизанами. Тогда Сущеняпринимает решение убить себя, т. е. делает то, чего не смог и не собиралсясделатьРыбак,т.е.пожертвоватьсобой.Этотпоступокявляетсясвидетельством поведения трагического типа, следовательно, Сущеня можетбыть назван трагическим героем.24К данному выводу можно добавить еще один, вытекающий изразмышлений о том, что в ХХ веке стали называть экзистенциальностью.
Вназванных и многих других произведениях Быкова герои оказываются вэкстремальных ситуациях, когда встает вопрос о жизни и смерти, о выборесвоих действий, о верности долгу и нравственности или предательстве.Сотников размышляет не о спасении себя, а о спасении Демчихи и старостыПетра. Рыбак думает только о своем спасении, что приведет к предательству.Тяжелее всех пришлось Сущене, но он выдержал испытание экзистенциальнойситуацией, оказавшись истинно трагическим героем.В третьем параграфе (Жанрово-модальные аспекты творчества В.Распутина.