Диссертация (1101896), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Стоит заметить, что практически всеосновные имена деятелей культуры, которых мы относим ныне ужетрадиционно к модернизму, автор включает в неоромантизм, понимая его,как всеобъемлющее течение некоего «движения сопротивления».Чешихин-Ветринский приписывает символизму лидирующую позициюв новом «неоромантическом времени»156, хотя и отмечает, что оно не всюду«окрашено “символизмом” Брюсова, Блока, Белого, Сологуба и других»157.Далее он допускает включение в «неоромантизм» таких «блестящихпродолжателей реалистического течения – как мечтательно меланхоличныйЧехов и академический Бунин, бурный Максим Горький, фантастическийЛеонид Андреев, яркий, к народности тяготеющий Ремизов и т.
п.»158, ноуказывает, что «это совпадение едва ли полно»159. Поэтому в итоге авторначинаетсомневается«неоромантизм»:вточности«Необыкновенноеиверностиразнообразиесамоготерминаподобныхсильныхдарований все-таки плохо мирится с термином, предлагаемым от времени,все-таки существенно отличного от нашего, когда не были так резкообострены все социально-экономические отношения»160.Подобная «расплывчатость» по отношению к неоромантизму былаприсущанетолькоЧешихин-Ветринскому,таковым было,видимо,распространенное представление критиков и историков литературы тогопериода.155Там же.Там же. С. 515.157Там же.158Там же.159Там же.160Там же.15669Таким образом, в сознании представителей Серебряного века понятие«неоромантизма» было связано с некой мироощущенческой общностью(мистицизм, чувственность, стремление к «чрезвычайному»), с особым типомкультуры, связанным с более узким пониманием ее романтическогонаполнения(религиозно-эстетическаяутопия,дискуссииобиндивидуальности и соборности, искусстве и бытии, рациональном ииррациональном восприятии действительности), с отождествлением его ссимволизмом.ВотличиеотисследователейначалаXX в.,понимавших«неоромантизм» как некое мироощущение, отечественные литературоведыпозже вновь обратились к данному определению при характеристикеанглийской и французской литературы, сузив в определенной степенизначение этого термина.Ванглийском«неоромантизме»быловыделенонескольконаправлений161: морализм (Дж.
Рескин), эстетизм (О. Уайльд) и «литературадействия»(Р.-Л. Стивенсон,Дж. Конрад,Р. Киплинг).Несмотрянаэстетические различия, в произведениях представителей английскогонеоромантизма выделяются некоторые общие черты: особый тип героя(сильная личность, преодолевающая социальные и иные преграды, но,однако, духовно более слабая, чем романтическая, менее масштабная,несклонная к глубокому осмыслению действительности); возникновениеситуации двоемирия (попытка посмотреть на мир под иным углом зрения,вовлечение героя, жаждущего подвига, в экстремальные или авантюрныеобстоятельства);выдвижениевкачестведоминирующейтемы –существование художника, артиста.Применительно к французской литературе говорят, в первую очередь, опьесах Э.
Ростана. Черты французского неоромантизма помимо собственнохудожественноготворчестваписателянашлиотражениеивеговступительной речи в академию в 1903 г. («Discours de réception à l’Académie161Классификация приводится по книге: Кармалова Е.Ю. Неоромантизм в культуре серебряного века. С. 36.70Française le 4 juin 1903»162). Показательно, что творившим также в духенеоромантизма драматургам Ф. Коппе, А.
де Борнье, Ж. Ришпену не удалось,однако, достичь ростановского успеха и признания.Переводчик и литературовед Г.Е. Бен (1934-2008) в «Краткойлитературной энциклопедии» словарную статью начинает с определениянеоромантизмакак«условного,неустойчивогонаименованиярядаэстетических тенденций, возникших в литературе европейских стран в конце19 – начале 20 вв. как реакция на натурализм, а также иногда на пессимизм идекадентства»163.“безверие”Авторподчеркивает,чтопосколькунеоромантизм не стал обособленным литературным течением, то онвынужденноприбегаеткстилистическимиидейнымдостижениямреалистической и декадентской традиции.
В то же время важно то, что Бенподчеркивает противопоставление неоромантизма не только натурализму, нои декадентству. Использование отдельных элементов не означает полноесовпадение с тем или иным направлением, их порождающих. Таким образом,наблюдается отличие характеристики неоромантизма Беном, сделавшимпопытку отделить его и, возможно, даже уравнять в правах с другимитечениями рубежа XIX-XX вв.Кроме того, у этого литературоведа более конкретной становится ихарактеристика содержательной составляющей неоромантизма: «Презираяпрозаическое существование обывателя, неоромантики подобно романтикамначала 19 в.
воспевали мужество, подвиг и героику приключений внеобычайной, часто экзотической обстановке. Типичный неоромантическийгерой –мужественныйилинеобыкновенныйчеловек,нередкопротивостоящий обществу (изгой, отщепенец), подчас отчужденный отнарода («сверхчеловек»); его жизнь полна романтики, сопряжена с риском и162Дословно «Речь о принятии во французскую Академию от 4 июня 1903 года». См.: Rostand E.
Discours deréception à l’Académie française le 4 juin 1903 // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.academiefrancaise.fr/discours-de-reception-et-reponse-deugene-melchior-de-vogue-1. (Дата обращения: 03.06.2014).Подробный анализ ее см.: Луков Вл.А. Теоретическое осмысление неоромантизма: академическая речьРостана // Знание. Понимание. Умение.
2009. № 3. С. 111-118.163Бен Г.Е. Неоромантизм // Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.Т. 5. 1969. С. 233.71приключениями. Для неоромантического произведения характерен острый,напряженный сюжет, существенным элементом которого является борьба,опасности, нередко таинственные или сверхъестественные события»164.По мнению Г.Е. Бена, наиболее ярко неоромантизм воплотился влитературе Англии.
К представителям английского неоромантизма авторстатьиотносит,помимовышеназванныхДж. Конрада,Р. Киплинга,Р.Л. Стивенсона, и А. Конан-Дойла, и Г.К. Честертона, которые могут бытьразведены по двум подгруппам: неоромантики, у которых героическаяличность включает демократизм и гуманность, и те, для кого героическийтипсоотноситсясо«сверхчеловеком»Ницшеиимеетиндивидуалистическую направленность. У нас приблизительно так жеделили писателей П.С. Коган в «Очерках по истории новейшей русскойлитературы»165 и Е.А. Соловьев (Андреевич) в «Опыте философии русскойлитературы»166.ВГерманииобнаруживаетсятеснаясвязьнеоромантизмасимпрессионизмом и символизмом, проявившаяся в некоторой степени втворчестве С.
Георге, Г. фон Гофмансталя, Г. Гауптмана. В Норвегии подвлияниенеоромантизмапопалиГ. ИбсениК. Гамсун,вИталии –А. Фогараццо, С. Беннели, в Чехословакии – Я. Врхлицкий, в Венгрии –Е. Комьяти, в Испании – Г. Лорка, в США – А. Бирс и Дж. Лондон, вРоссии –К.Д. Бальмонт,Л.Н. Андреев,З.Н. Гиппиус,А.М. Ремизов,С.М. Городецкий,Д.С. Мережковский,впрозе –дооктябрьскийМ. Горький. И только во французской литературе фигурирует одно имя –Ростан, у которого неоромантизм нашел свое отражение в «героическихдрамах и жизнеутверждающих стихах»167.Если еще раз внимательно посмотреть на все эти имена, то становитсяочевидным, что неоромантизм, получивший довольно широкую известность164Там же.Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы : Т.
1 – / П. Коган. М.: Тип. Т-ваИ.Д. Сытина, 1908-1929. Т. 4. М.-Л.: Гос. издательство, 1929. 323 с.166Соловьев Е.А. (Андреевич) Опыт философии русской литературы. СПб.: Знание, 1905. 554 с.167Бен Г.Е. Неоромантизм // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. С. 234.16572и распространенность в творчестве разноплановых авторов, остается и всоветскомлитературоведениизагадочным«веянием»,захватившимлитературный мир на рубеже двух столетий.Тем не менее, соглашаясь с Г.Е. Беном в главном, уточним, что, на нашвзгляд, неоправданным является расширение границ неоромантизма, когдаего относят к «символизму в целом и даже к футуризму»168, потому чтонеоромантизмспецификой,обладалпустьсобственнымэтогоинеяркохватиловыраженнымдлятого,пафосомчтобыистатьсамостоятельным эстетическим направлением.Несколько иную трактовку предложил литературовед Д.К.
Царик.Сложностьималоизученностьнеоромантизмасоветскимлитературоведением он объяснил тем, что в России это движение оказалось«скорее литературным явлением, а не течением»169 (хотя такое разграничениевыглядит весьма приблизительным). Свою концепцию неоромантизма наоснове анализа творчества русских (А. Блок) и западноевропейских(преимущественно испанских – Ф. Гарсиа Лорка, Р. Альберти, А.
Мачадо,Х.Р. Хименес) Царик выводит путем разграничения двух типов творчества:реалистического и романтического.По мнению литературоведа, на рубеже XIX–XX вв., как и на рубежеXVIII–XIX вв., возникли, только в еще большем масштабе, кризисныеявления переходного периода, требовавшие коренных преобразований.Декаданс и модернизм придали данному процессу пессимистическоенаправление.По-другомукэтомувопросуподошлипредставителинеоромантизма. Однако и сам неоромантизм не является однородным, аподразделяется на два «подвида»: гуманитарный и онтологический.Гуманитарный неоромантизм формируется раньше онтологического, – вконце XIX – начале XX в.
К его представителям им были отнесеныанглийские писатели Р.Л Стивенсон и Дж. Конрад, из отечественных –168169Там же. С. 235.Царик Д.К. Типология неоромантизма / Отв. ред. Л.С. Радек. Киев: Штиинца, 1984. С. 3.73А. Грин, ранний Э. Багрицкий, К. Паустовский и некоторые другие.«Идеальное» для перечисленных авторов находится рядом, оно не отдаленово времени и пространстве. Весомость приобретает такая категория, какдостоинство человека, которая включает в себя гуманность, справедливость,верность своему предназначению, доблесть, отвагу.
Как пишет Д.К. Царик,«положительный герой гуманитарного неоромантизма в какой-то мереподсказан романтическим культом выдающейся личности – демиурга»170.Данный герой действует в пределах своего микромира, отличаетсясамостоятельностью, независимостью в суждениях и поступках, ему ближеодиночные акции борьбы.В основе онтологической разновидности неоромантизма лежитконцепция двоемирия, а также «романтический творческий метод сиспользованием некоторых реалистических приемов»171. Эту разновидностьЦарик считает «высшей», согласно которой «индивид является непременнымкомпонентом как социума, так и космоса, а двоемирие предстает какрасхождениемеждукосмосомсоциумом»172.иПоэтойпричинеонтологический неоромантизм получил особое распространение в странах сназревающей революционной ситуацией: в России (А. Блок), в Ирландии(У.Б.
Иетс), в Испании (А. Мачадо, Х.Р. Хименс, Ф. Гарсиа Лорка, раннийР. Альберти).Такимобразом,неоромантизмуудаетсяпомнениюглубжелитературоведа,представитьонтологическомукризиснуюситуациюпереходного исторического периода (невозможность существования прежнихпринципов развития, очевидная потребность в преобразованиях и переменах,утопическое стремление к идеалу, туманное представление о будущем, чтовместе создает неустойчивое состояние между надеждой и полнымотчаянием). Источник данного явления он видит в символизме.170Там же.