Роман Е. Замятина «Мы» в свете теории архетипов К.Г. Юнга (1101577), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Она не рассказывает ни о чем и, тем15не менее, открывает путь к прошлому и к бессознательному (символом того и другого вромане является Древний Дом). Благодаря старухе и ее Дому в Д-503 пробуждаетсяощущение собственной индивидуальности. Другие два персонажа предсказываютбудущее: после встречи с ними у Д-503 появляются предчувствия, связанные с судьбой I330, и возникает желание спасти её.Диссертант приходит к выводу, что система персонажей этого произведения нетолько отражает отношения Д-503 с внешним миром, но и является проекциейпсихических процессов главного героя.
Во втором случае система персонажей соотносимас набором архетипов, или, иными словами, психических сил Д-503, чьё восприятиеокружающей реальности носит солипсический характер (об этом свидетельствуют«проговорки» главного героя о возможном создании им самим всех остальныхперсонажей, о странном ощущении, что многих из них он уже давно знает, о совпадениимыслей других персонажей с его мыслями).Особо значим для понимания системы персонажей, воспроизводящей психику Д503, архетип ребенка, о котором идет речь в третьей главе диссертации в связиснеобходимостью внести коррективы в существующие трактовки жанровой природыромана «Мы».Проведенный анализ позволяет говорить о романе «Мы» как о психологическомромане особого типа, в котором предметом изображения становится структурачеловеческой психики.
Поскольку психика дана в процессе становления, в её движении кгармонии сознательного и бессознательного, диссертант предполагает, что перед намиодна из жанровых разновидностей психологического романа – роман воспитания.В Третьей главе автор диссертации рассматривает роман «Мы» как особый типромана воспитания, опираясь в своем исследовании на понятие индивидуации ваналитической психологии Юнга.Судьба романа воспитания в России до настоящего момента практически не привлекала специального интереса исследователей, несмотря на то, что в русской литературе этот жанр представлен втворчестве А.С.Пушкина, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина и др.
В XX веке всоветском литературоведении проблемы «романа воспитания» затрагивались лишь в связи с изучениемнемецкой и английской литературы. В исследованиях, посвященных отдельным романам, этот терминпоявлялся, но особенности жанровой разновидности не анализировались. Рукопись задуманной в 1930-хгодах книги М.Бахтина «Роман воспитания и его значение в истории реализма» была утрачена, лишьнекоторые подготовительные материалы сохранились и вошли в сборник статей ученого «Эстетика13словесного творчества» . В 1972 году вышла книга А.Диалектовой14о немецком романе, где в ходе анализанемецких текстов автор выявляет основные признаки этой жанровой разновидности. Русскому роману1314Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.
М.: Искусство. 1979. 424 с.Диалектова А.В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения. Саранск: 1972. 38 с.16воспитания посвящены вышедшая в 2008 году монография Е.Краснощековой15и диссертация16Э.Демченковой .В начале главы диссертант обращается к истории романа воспитания, затрагиваетисторию термина и описывает структуру данной жанровой разновидности романа.Классический роман воспитания второй половины XVIII века в истории литературы связан впервую очередь с немецким Просвещением, а также с произведениями Х.-М.Виланда и И.-В.
Гете. Болеепозднее явление - английский роман воспитания, представление о котором связано в первую очередь сименем Ч.Диккенса. В отличие от немецкой модели этого типа романа, где герою противостоят силы,имеющие онтологический характер, в английском романе воспитания человеческий характерформируется в первую очередь в отношениях с окружающим человека миром.Основываясь на наблюдениях Е.Краснощековой, диссертант замечает, что русский опыт XIX векасоотносится более с немецкой, чем с английской линией развития жанра. Перекличка с творчествомДиккенса обнаруживается во второй половине века в первую очередь в заостренной социальнойпроблематике романов Достоевского.В ХХ веке русский роман воспитания представлен, например, в творчестве И.Бунина («ЖизньАрсеньева») и в автобиографической трилогии М.Горького.В исторической классификации жанров романа М.Бахтин выделяет ряд характерных черт даннойжанровой разновидности.
Так, в романе воспитания обязательно присутствует моментстановления личности человека. Герой в данном виде романа не целостный образ, апеременная величина, и изменение героя становится основой сюжета.Среди других характерных признаков романа воспитания диссертант выделяетмоноцентричность, основанную на том, что в центральном персонаже воплощается вся суммаидей, представленных в романе; специфический характер системы образов (окружающие героядействующие лица, несмотря на моноцентричность романа воспитания, играют в нем исключительноважную роль: по словам Л.Е.Пинского, «лучи, исходящие от персонажей, сходятся в герое, как в фокусе...Их художественная жизнь существует для полного раскрытия характера героя…»17); особенностикомпозиции, которая в романе воспитания определяется стадиальностью в представлении трудногожизненного пути героя.
Система временных отношений раскрывает в данном типе романапостепенное, диалектическое усложнение внутреннего мира героя. Что касаетсяпространственныххарактеристик,тоэволюциягерояроманавоспитаниясопровождается перемещением в различные «места действия», в которых «локализованы»новые для героя системы нравственных понятий, культурных ценностей, психологическихиспытаний 18 . В романе воспитания особая роль отводится событию: оно дает героюновый опыт и заставляет осмыслять его, по-новому глядя на окружающий мир. Кроме15Краснощекова Е. Роман воспитания – Bildunsroman – на русской почве: Карамзин. Пушкин.
Гончаров.Толстой. Достоевский. СПб.: Издательство «Пушкинский фонд». 2008.-480 с.16Демченкова Э.А. «Подросток» Ф.М.Достоевского как роман воспитания (жанр и поэтика). АКД.Челябинск: Изд-во Юж. Урал. Ун-та. 2001.17Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГГУ. 2002. С. 744-747.18Демченкова Э.А.
«Подросток» Ф.М.Достоевского как роман воспитания (жанр и поэтика). С. 7.17того, для романа воспитания характерны совпадения, которые носят символическийхарактер, судьбоносные встречи, мотив дороги, символический образ дома.В современной науке под романом воспитания понимается «романное повествование, в основекоторого лежит история стадиального развития личности, чье сущностное становление, как правило,прослеживаетсясдетских(юношеских)летисвязываетсясопытомпознанияокружающей19действительности» .Диссертант утверждает, что роману Е.Замятина «Мы» присущ целый ряд чертклассического романа воспитания. Главный герой романа - Д-503 - проходит путьзначимых, сущностных изменений, которые фиксируются в его дневнике. ОчевиднаямоноцентричностьнеотменяетважностиокружающихД-503персонажей,носвидетельствует о направленности всех событий, встреч, споров, которые определяютразвитие характера человека, на процесс «воспитания» главного героя, его становления.Как и в классическом романе воспитания, в «Мы» микросреда обусловливает лежащую воснове сюжетно-композиционной структурыромана «фазообразность, ступенчатость,20поэтапность в развертывании судьбы героя» .
В романе Замятина этапы «ученичества»героя – его встречи с I-330 и R-13, попытки осмыслить свои отношения с О-90, встреча с«иным» миром в Древнем Доме и за Зеленой Стеной. Все это способствует болееглубокому проникновению в тайны собственной души, все более и более внимательномувглядыванию в себя (недаром один из основных лейтмотивов романа – мотив зеркала).Это вглядывание в себя также характерно для романа воспитания:ведущимпринципом, который определяет в романе воспитания композицию образов, поМ.Бахтину, является принцип двойничества.
Этот принцип реализуется, по мнениюдиссертанта, и в романе «Мы», где главный герой стихийно и не всегда последовательно«обнаруживает себя» в других персонажах, а затем так же непоследовательно – черезконфликты – разотождествляет себя с ними, оставляя «при себе» опыт этого соотнесения.Диссертант отмечает также, что в романе Замятина важную роль играют и другиехарактерные для романа воспитания лейтмотивы, такие, как мотив дома и мотив дороги.Путь становления главного героя романа воспитания осложняется, по М.Бахтину,«разными степенями скепсиса и резиньяции» 21 .
Диссертант указывает на то, что, какроман воспитания, роман Е.Замятина изобилует сомнениями Д-503 в правотефилософского и социального устройства Единого Государства.19Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. Николюкина А.Н. М.: НПК «Интелвак». 2001.С. 148.20Краснощекова Е.А. Роман воспитания – Bildunsroman – на русской почве: Карамзин. Пушкин. Гончаров.Толстой. Достоевский. С.130.21Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.
С. 199-200.18В романе воспитания возможно наличие авторской иронии по отношению кглавному герою на начальных этапах его становления и совпадение позиции автора игероя на заключительных этапах22. Эту черту романа воспитания диссертантобнаруживает и в произведении Е.Замятина.Однако очевидно, что роман Е.Замятина в ряде моментов принципиально отличенот классического романа воспитания, образцы которого в русской литературе можнонайтивтворчестве,например,Л.Н.Толстого,Ф.М.Достоевского,Н.Г.Гарина-Михайловского, М.Горького.Первое и главное отличие романа «Мы» от его жанровых предшественников былоназвано выше. Оно заключается в том, что это произведение прочитывается сквозь призмуполностью «присваивающей» себе реальность психики Д-503, а всех остальныхперсонажей заставляет рассматривать как проекции «психических сил» главного героя.Таким образом, микросреда, во взаимодействии с которой герой раскрывает скрытыестороны собственного «я» и приобретает новый опыт, находится не только вне его (как вклассическом романе), а еще и внутри, в его сознании и в бессознательном.
Спецификароманной ситуации в «Мы» в том, что главный герой является одновременно и центром, имикросредой, на уровне которой происходит «обмен духовными ценностями»23.Автор диссертации приходит к выводу, что Е.Замятин в качестве основы путиглавного героя избирает не столько отношения героя с окружающим его миром, сколькоотношения героя с самим собой.
Так, если в романе появляется подобие сюжетныхотношений – Д-503 – R, Д-503 – I, Д-503 – О-90 и т.д., то они нужны писателю, скорее, какзнаки конфликтов, присущих сознанию Д-503. Для автора романа «Мы» формированиеличности происходит не только в результате преодоления героем внешних препятствий, аво многом в итоге снятия его внутренних конфликтов. К такому типу историиформирования личностигероя,полагаетдиссертант,более подходиттермининдивидуация, принадлежащий К.Г.Юнгу и рассмотренный диссертантом в первой главеработы.Ещё одним отклонением от классической формы романа воспитания в романе«Мы» оказывается специфика «исходной точки» становления главного героя. Авторработы отмечает, что в начале повествования герой романа предстает как личность,нашедшая свое призвание.