Роман Е. Замятина «Мы» в свете теории архетипов К.Г. Юнга (1101577), страница 3
Текст из файла (страница 3)
С точки зрения Юнга, бессознательное первично по отношениюк сознанию: сознание вырастает из бессознательного, тогда как в теории Фрейдазависимость обратная (бессознательное выводится из сознания). Бессознательное, впредставлении обоих психологов, активно, но в теории Юнга оно действует не во вредчеловеку, а наоборот, выполняет защитную функцию и способствует переходу личностина новую ступень развития. Бессознательные процессы, по Юнгу, недоступнынепосредственному наблюдению, они проявляются в сознании через репродукции,которые делятся на два типа: во-первых, это узнаваемый личностью материал (имеющийиндивидуальное происхождение), а во-вторых, это образы и сюжеты, происхождениекоторых неизвестно. Они носят мифологический характер, то есть имеют коллективнуюприроду и являются аккумулятором неосознанно передающегося из поколения впоколениечеловеческогоопыта.Формы,которымипредставленоколлективноебессознательное, Юнг назвал архетипами.
Архетипы вневременны, внепространственны,их наиболее известным выражением являются мифы, сказки, сюжеты, отраженные вфольклоре, которые встречаются еще в древности и проявляются в самых разныхкультурах,получаяповсеместноераспространение.Ужевмифологическихифольклорных сюжетах проявляется такая особенность архетипов, как амбивалентность(архетип матери может быть представлен, например, доброй матерью и злой мачехой3).Коллективное бессознательное является, по сути, духовным наследием, котороевозрождается в каждой индивидуальной структуре мозга.3См.: Эсалнек А. Архетип // Русская словесность. 1997. № 5. С. 90-93.8Различные уровни бессознательного (коллективного и личного) и сознанияобразуют, согласно концепции Юнга, взаимосвязанные системы психики, находящиеся вдинамическом единстве. К этим системам относятся «Я» (Ego), Маска, Тень, образыАнимы и Анимуса, Ребенка, которые объединяет, приводит к цельности Самость.Интеграция Самости с Ego является предельной целью совершенствования личности(индивидуации).В процессе индивидуации, К.Г.Юнг выделяет два основных этапа.
Первый этап –это посвящение (инициация) во внешний мир, результат этого этапа – формированиеперсоны. Второй этап – посвящение в мир внутренний, дифференциация и отчуждениепсихологии индивидуальной от коллективной. На этом этапе индивидуации выделяетсячетыре ступени, обозначенные как основные архетипы: Тень, Анима (Анимус), Дух,Самость.Открытия Юнга становятся отправной точкой для исследователей, занимающихсяизучением отражения психических процессов в фольклоре и в литературе.
Автордиссертации представляет работу Е.Мелетинского «О литературных архетипах». В этойработе с опорой на теорию Юнга моделируется архетип героя, в фольклорных текстахпредставляющего человеческую общину и ее отношения с внешним миром, а такжевыделяется несколько вариантов этого архетипа.Особое внимание Мелетинский уделяет «сюжетным архетипам» – постояннымсюжетным элементам, которые «составили единицы некоего «сюжетного языка» мировойлитературы»4.
Сюжетные архетипы Мелетинский рассматривает в рамках двух основныхтем, отраженных в мифах и фольклоре, а впоследствии и в литературе: борьбы хаоса икосмоса и инициации.Диссертант обращается также к статье С.Аверинцева «Аналитическая психология»Юнга и закономерности творческой фантазии» 5 , в которой утверждается, что даже теписатели, которые не испытывают на себе влияние учения Юнга, а, напротив,подчеркнуто дистанцируются от него, независимо от своего отношения к аналитическойпсихологии приходят в своем творчестве к тем же открытиям, что и Юнг в научныхработах.На основании изучения работ Е.Мелетинского и С.Аверинцева автор диссертацииделает вывод, что у литературоведов есть все основания изучать осуществляющийся вхудожественной литературе прямой или косвенный диалог с юнговским учением, а такжеоперировать предложенными Юнгом понятиями, обозначающими явления, с которыми4Мелетинский Е.М.
О литературных архетипах. М.: РГГУ. 1994. С.33.Аверинцев С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. // Вопросылитературы. № 3. 1970. С. 113-143.59сталкиваются не только ученые-психологи, но и филологи, изучающие художественныетексты. Доказательством этого положения служит и тот факт, что в современномлитературоведении нередки обращения к юнговской теории архетипов. В работахТ.Богдановой,6 А.Майковой7, Н.Чернявской8 автор видит два основных существующих насегодняшний день направления в применении теории архетипов Юнга при анализехудожественного произведения.
Первый путь заключается в выявлении в текстахархетипов, установление связей между художественными образами и образамиколлективногобессознательного.Путьвторойпредставляетсобойизучениефункционирования в тексте одного или нескольких архетипов, исследование влиянияархетипических образов на «углубление» смыслового поля произведения за счет отсылокк мифологии, представляющей коллективное бессознательное. Как в первом, так и вовтором случае речь не идет об архетипах как знаках психических состояний, то естьисследователи не связывают архетипы с изображением души героя и сложнымипроцессами, характеризующими человеческую психику.Учитывая опыт предшественников, автор диссертации предлагает рассмотретьиной тип взаимодействия литературных и архетипических образов. Во-первых, диссертантобращает внимание на то, что встречающиеся в работах Юнга архетипы представляютвнутренний мир личности, соотносятся с разными сторонами психики одного и того жечеловека.
Позволяя увидеть в цельности многоликость, рассматривая мир души каждогочеловека как средоточие сложнейших конфликтов, Юнг тем самым открывал путь новомупсихологизму в литературе, обращению к микрокосму души и к тайнам бессознательного.При этом автор исследования учитывает, что Юнг рассматривает архетипы не поотдельности, а в совокупности, показывает их взаимосвязь и взаимодействие в рамкахединого сюжета и связанной с ним системы персонажей, функционирующих автономно,вне зависимости от влияний извне.Во-вторых,архетипывтеорииК.Г.Юнгапредставляютэтапыпроцессаиндивидуации – становления личности, ее движения к абсолютной гармонии с миром и ссобой. В переложении на язык литературы теория К.Г.Юнга рассматривает традиционный«сюжет воспитания» не извне, когда главным фактором, обусловливающим происходящие6Богданова Т.
Коллективное бессознательное как прием семантического развертывания текста (наматериале поэтической книги Н.Гумилева «Огненный столп»). // Художественный текст в массовыхкоммуникациях. Часть 2. Смоленск: СГПУ. 2004. С. 81-93.7Майкова А. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга. Дисс. …кан. филол. наук. М. 2000.8Чернявская Н. Архетипический образ «старик и старуха» в русской прозе XIX–XX вв. Дисс. … кан. филол.наук. Владимир. 2009.10с личностью изменения, является общество, окружающие героя люди, а изнутри, даваявозможности увидеть, что преодолевает человек в себе самом, продвигаясь к абсолюту.Во Второй главе диссертант рассматривает в свете теории архетипов К.Г.Юнгаструктуру психики и возможности ее описания в романе Е.Замятина «Мы».Диссертант указывает, что роман «Мы» создавался в русле новой психологическойпрозы, опирающейся на последние достижения психологии как науки (в первую очередьна открытие сферы бессознательного), а иногда (как, например, в случае с романомА.
Белого «Петербург») идущей параллельно с наукой, одновременно с учеными или дажераньше, чем они, совершая открытия в области человеческой психики.Для воссоздания внутреннего мира персонажа и воспроизведения вновь открытыхпсихических реалий литературе, отмечает диссертант, потребовался новый язык,способный выразить «многослойность» структуры личности, включающей в себясознание и бессознательное, и передать специфику сложных взаимоотношений как междуэтими слоями, так и внутри них.Автор диссертации полагает, что ключ к пониманию языка новой психологическойпрозы можно найти в работах ученых-психологов, в частности в трудах К.Г.Юнга, непросто описавшего и истолковавшего ряд важнейших психологических процессов, но ипредложившего систему знаков-символов, эти процессы обозначающих.По мысли диссертанта, Е.Замятин создает язык, способный дать материальноевоплощение психических состояний и процессов, происходящих в сознании и вбессознательном персонажа.