Роман Е. Замятина «Мы» в свете теории архетипов К.Г. Юнга (1101577), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Персонаж у Толстого – этофокус разнообразных процессов, взаимодействие характерных для него психологическихэлементов и в то же время – носитель общей жизни.Используяпсихологическийанализ,Толстойобнаруживаетбесконечнодифференцированную обусловленность поведения героя. Но при всей сложностипроцессов, проистекающих во внутреннем мире героя, сознание для Толстого непредставляет собой хаос противоречивых и равноправных побуждений: поведениечеловека в художественном мире Толстого соотносится с особой организациейвнутреннего опыта. Помимо этого, Толстой (как и литература XIX века в целом)рассматривает персонажа в поле жизненных ценностей, создающих границы, внутрикоторых реализуется поведение героя.Новый этап в истории психологического романа, по мнению диссертанта,наступает тогда, когда писателю приходится столкнуться со сферой подсознания и срадикальным пересмотром существующих моральных границ.В русской литературе XIX века бунтующее сознание заявляет о себе прежде всего втворчестве Ф.М.Достоевского.
Кризис веры обнаруживает в героях Достоевскогонеразрешимую антиномию: сосуществование в душе человека стремления к покою и«творческой тревоги духа» - стремления к развитию, бунту, революции. Писательвсматривается в хаос запретов и порывов, мотивов и инстинктов, показывая, что все, чторанее мораль пыталась организовать, удержать в строгих рамках, на самом деле хаотичнопо своей природе и обладает силой, способной сломать моральные преграды.Достоевский, таким образом, представляет в художественной форме тот сдвиг,связанный с утратой границ между добром и злом, тот нравственный релятивизм, которыйпозже изложит в виде теории, философской концепции немецкий философ Ф.Ницше, вработах которого остро и оригинально отражены противоречия эпохи перехода отклассической философии к философии современной. Основные идеи Ницше, повлиявшие2Гинзбург Л.
О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971.- 464 с.5на формирование картины мира в сознании человека переломной эпохи, – переоценкавсех ценностей, «воля к власти», идея Сверхчеловека, закладывают основы новойфилософской (а вслед за этим и новой литературной) антропологии.В начале XX века основным объектом внимания науки, философии, искусстварубежа веков становится личность как таковая и ее субъективное восприятие рубежнойситуации - феномен так называемого «рубежного сознания», носящего экзистенциальныйхарактер, для которого характерно обостренное предчувствие катастрофы, вызваннойнеустойчивостью,распадомобщественныхсвязей,кризисомрелигиозныхиобщественных идеалов, пересмотром и разрушением прежней системы ценностей.Диссертант отмечает, что новое видение внутреннего мира человека не могло неизменить характер психологизма, создав его специфический вариант, ставший важнейшимслагаемым понятия «неклассическая проза».Автор исследования отмечает, что появление психологизма нового типа,характерного для «неклассической прозы», было невозможно без открытия сферыподсознательного, а также без ее научного исследования и описания.
Диссертантобращает внимание на то, что в начале ХХ века в психологии как науке происходитсмещение акцентов в подходе к изучению личности. Фигурами, оказавшими наиболеезаметное влияние на формирование нового видения человека и психологическихпроцессов, характеризующих его существование, становятся в конце XIX века –основатель психоанализа З.Фрейд, а затем, в начале XX века, его ученик и впоследствиикритик, автор аналитической психологии К.Г.Юнг.В первой главе диссертации подробно рассматривается структура психики с точкизрения Фрейда и Юнга.У Фрейда существуют два варианта схемы структуры психики. Перваяпредставляет психический аппарат как соединение бессознательного и предсознаниясознания,согласновторой,психикапредставленатремявзаимодействующимиэлементами и включает в себя Оно (Id), Я (ego) и Сверх-я (Super-ego).
Бессознательное(Оно, Id,) представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивныеимпульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи – то, что личностью никогда неосознается в оригинальном виде. Функция ego (области сознания) – в приспособлении квнешней реальности: этот элемент психики воспринимает информацию об окружающеммире и общем состоянии организма, а также регулирует ответные действия индивида винтересах его самосохранения. Super-ego включает нормы морали, ценности, стандарты,запреты и поощрения, усвоенные личностью в процессе воспитания.
«Цензура» super-ego6подавляет энергию бессознательных влечений, которая, сопротивляясь запретам, находитобходные пути проникновения в сознание.Будучи ученым-позитивистом, Фрейд смотрел на человека как на существо,принадлежащее целиком сфере рационального. Человек для него –прежде всегоорганизм, биологическое существо, а его нервная деятельность – порождение его тела, егонервной системы. В основе психоанализа Фрейда лежит язык заговорившего тела, преждетабуированный язык телесной жизни, средоточие которой – момент, когда эта жизньпродлевает самое себя.Человеком, согласно Фрейду, руководит бессознательное стремление к наслаждению,точнее, ряд стремлений, главное из которых – сексуальное влечение, или либидо.Учение о либидо, а также взгляд на психические процессы как взаимодействие Id,ego и super-ego легли в основу рассуждений Фрейда об искусстве.
Источниками идвижущими силами художественного творчества, согласно Фрейду, являются стремлениявоплотить в жизнь неудовлетворенные желания, которые восходятк детскимпереживаниям сексуального характера. Для Фрейда художник – это человек, который неможет подчиниться социальным и культурным требованиям и отречься от удовлетворениясексуальных инстинктов, поэтому он отворачивается от действительности и обращается кмиру фантазий, где он может свободно реализовать свои эротические и эгоистическиежелания.Одно из ключевых понятий в учении Фрейда о человеке и культуре – сублимация переключение части энергии с низменных, социально и культурно неприемлемыхстремлений на возвышенные, которые соответствуют требованиям общества и культуры,то есть переход либидо на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, ипреобразованиесоответствующуюэнергииинстинктовэстетическимвнормамэнергиюобщества,нравственноводобряемуючастностивиэнергиюхудожественного творчества.
Творческий человек, по Фрейду, напоминает невротика,погруженного в созданный им самим мир грез, фантазий, иллюзий, но в отличие отневротика художник находит обратный путь из мира фантазий в реальность благодаряпретворению вымышленных образов в произведения искусства. Художественноетворчество, таким образом, является для художника душевной терапией.На основе конкретных примеров автор диссертации обращает внимание на то,каким образом происходит проникновение психоанализа в литературу, и условновыделяет два пути. Во-первых, происходит прямое усвоение фрейдовского языка,фрейдовских понятий (в русской литературе примеры подобного усвоения языкапсихоанализа можно найти в творчестве М.Арцыбашева, в отдельных мотивах «Мелкого7беса» Ф.Сологуба, «Петербурга» А.Белого).
Во-вторых, отмечается и косвенное влияниепсихоанализа на литературу – появление литературных приемов, связанных сфрейдистской теорией (таково, в частности, действие фрейдовской теории об артефактах).Литература заимствует способы анализа психики у науки, что приводит к перестраиваниюпсихологизма в искусстве: о состоянии человека в художественном произведении говорятвещи, детали, жесты, позы, при том что само состояние, чувство не описывается (примерытакой «антипсихологичной» литературы – произведения Хемингуэя).Инойвзгляднаструктуручеловеческойпсихики,содержаниеирольбессознательного и связанное с этим иное отношение к проблеме творчества автордиссертации видит в работах К.Г.Юнга.По мысли Юнга, бессознательное не является средоточием пороков и плотскихвлечений, вытесненных из сознания; скорее, это вместилище утраченных воспоминаний, атакже аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможностисознательного мышления.