Диссертация (1101185), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Однако из этого еще не следует, что уТомашевского мотив не может быть смысловым атомом сюжета. Напомним,как Томашевский определяет фабулу и сюжет: «Мотивы, сочетаясь междусобой, образуют тематическую связь произведения. С этой точки зренияфабулой является совокупность мотивов в их логической причинновременной связи, сюжетом – совокупность тех же мотивов в той жепоследовательности и связи, в какой они даны в произведении <курсивмой>» [Томашевский 1931:137].
Фабула состоит из взаимообусловленных,«связанных» в терминологии Томашевского, мотивов. Сюжет тоже состоит измотивов, связь между ними и создает художественную конструкцию33. Этимотивы должны соотнестись читателем, их соотносит автор. То есть, связьСм. рассуждение Томашевского о разнице между фабулой и сюжетом: «Всюжете же играет роль именно ввод мотивов в поле внимания читателя.
Фабулой можетслужить и действительное происшествие, не выдуманное автором. Сюжет же всецелохудожественная конструкция» [Томашевский 2001:183].3326мотивов с друг другом и в случае формирования фабулы, и в случаеформирования сюжета очень важна. Она основана на разных принципах.Смысловой объем мотива в какой-то степени в концепции Томашевскогоменьше, чем в концепции Шкловского.
Концепция Шкловского представляетсюжет как постепенное укрупнение смысловых форм (фабула/её целостнаячасть мотив (тематический итог фабулы/её целостной части) сюжет), а вконцепции Томашевского сюжет и фабула – явления одного порядка,отличающиеся типом связи (мотив мотив мотив фабула, связьпричинно-временная; и мотив мотив мотив = сюжет, связь не ограниченалогико-временным критерием и создает художественный эффект). Еслифабула состоит из связанных мотивов, то сюжет включает в себя каксвязанные34, так и свободные мотивы. 3536 Томашевский упоминает некоторыемеханизмы сопряжение связанных и свободных мотивов. Например, онзамечает, что «обычно введение в повествование свободных мотивовпроисходит как наполнение вводящего мотива37, который сам по себеявляется связанным, т.е.
неустранимым из фабулы рассказа» [Томашевский2001: 184]. То есть, обобщая выше сказанное, можно заключить, что мотив вконцепции Томашевского, как и в концепции Шкловского, может являться«атомом» сюжета. Соотношение этих концепций, по нашему мнению,соотношениевертикали(концепцияШкловского)игоризонталиСвязанные мотивы – это мотивы, которые нельзя исключить «не нарушивпричинно-следственной связи между событиями» [Томашевский 2001:183].34«<…>Мотивы, которые можно устранять, не нарушая цельности причинновременного хода событий являются свободными» [Томашевский 2001: 183].35В недавнее время изучение свободных мотивов стало особенно актуальным.Наиболее полная типология свободных мотивов представлена в исследовании А.А.Коробковой.
Подробнее см. в: Коробкова А.А. Свободные мотивы в эпическомпроизведении :на материале повестей Н.С. Лескова // Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата филологических наук. М, 2009.36Особый класс мотивов, требующих «конкретного пополнения другимимотивами» [Томашевский 2001:184].3727(Томашевского).Тематическую трактовку мотива развивал и А.П.Скафтымов в статье1924 года «Тематическая композиция романа «Идиот». Разбираемоепроизведение Скафтымов раскладывал «по естественным узлам, вокругкоторыхобъединилисьегосоставныетематическиекомплексы»[Скафтымов:31]. Этими узлами для исследователя были действующие лицаромана.
Анализируя систему персонажей, Скафтымов выделял эпизоды,обособленные в романе и относящиеся к этим персонажам. Эпизоды жевосходили « к более мелким неделимым тематическим единицам, которые мы<то есть, Скафтымов> обозначали в изложении термином «тематическиймотив» [Там же:31].
Обратим внимание, что Скафтымов, как и В.Я.Пропп иО.Фрейденберг, ставит мотив в зависимость от действующего лица.Сосредоточив свое внимание на композиции, Скафтымов не описалподробно, что является содержанием подобного мотива. По приведенным импримерам (таким как, допустим, «Целый ряд поступков Ипполита построенна мотивах влекущей любви» [Там же:46]), позднейшие исследователизаключили, что мотив «репрезентирует целостное психологическое качестводействующего лица, как правило, доминирующее в структуре личностигероя»38.Подводя итоги эволюции теории мотива в первой трети XXв., можновыделить 4 подхода к осмыслению этого феномена39: семантический(А.Н.Веселовский,А.Л.Бем,О.М.Фрейденберг),морфологический(В.Я.Пропп, Б.И.Ярхо), дихотомический (на стадии его формирования –А.Л.Бем, А.И.Белецкий и В.Я.Пропп) и тематический (Б.В.Томашевский,В.Б.Шкловский, А.П.
Скафтымов). Эти подходы, по мнению Силантьева,Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004 С.37.Подробнее см. в: Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004 С. 39-40. Так же обэтом см.: Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении ифольклористике: очерк историографии. Новосибирск, 1999.383928различаются по трактовке критерия неразложимости мотива и тому, каксоотносятся в мотиве целостность и элементарность40. Для представителейсемантического подхода мотив целостен, потому что выражает целостныйобраз.
Этот образ ограничивает его разложение. В основе морфологическогоподхода лежит логический критерий. С помощью логики исследователиустанавливают меру, до которой можно раскладывать мотив. Мотивсоответственнонеизменяемоерасщепляется.иизменяющеесяДихотомическийначаловподходмотиве.установилПредставителитематического подхода считают критерием целостности мотива выражаемуюим тему.В 1930-е исследования мотива были прерваны.
Новый периодизучения мотива относится к 1970 м годам.41 В 1960 –х. годах в работахА.Дандеса42 окончательно оформляется дихотомическая концепция мотива.Основываясь наморфологических схемах В.Я.Проппа и теории этико-эмического дуализма языковых единиц К.Л.Пайка, А.Дандес создал своютрехуровневую концепцию мотива. На этическом уровне, согласно теорииК.Л. Пайка43, перед нами вся информация о языковой единице все, включаяслучайные и несущественные для языковой системы признаки. Нафонетическом ярусе языка единицей этического уровня является конкретныйзвук речи.
Эмический уровень описывает языковую единицу с точки зренияеё связей в структуре языка. На фонетическом ярусе такой единицей являетсяПо мнению И.В.Силантьева, теория мотива развивалась от семантическойконцепции («тезис») к морфологической («антитезис») и затем пришла к дихотомическойконцепции («синтез»). Тематическая же концепция мотива тесно связана с семантической.Подробнее об этом см.: Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004 С.41.4041Датировка дается по: Силантьев И.В.
Поэтика мотива. М., 2004 С.42.Его основная работа по теории мотива:A.Dundes From Etic to Emic Units in theStructural Study of Folktales // Journal of American Folklore. Vol.75.1962 P. 95-105.4243Pike K.L.Language in Relation to a Unified Theory of Structure of HumanBehavior.Pt.1.Glendale, 1954.29фонема и аллофоны, её позиционные варианты. По А.Дандесу, мотив –единица этического уровня. На эмическом уровне исследователь выделяетмотифему (парадигматика) и её позиционные варианты алломотивы(синтагматика).Дихотомическая концепция мотива, оформившаяся таким образом вработах А.Дандеса, продолжает развиваться в работах литературоведов иисследователей в двух вариантах44.
С одной стороны, это – модель «мотифема- алломотив - мотив», восходящая к трудам А.И. Белецкого и использующаясяв работах Л.Папуровой и Н.Г.Черняевой. С другой стороны, модель«инвариант мотива – мотив», разрабатывающая в работах Б.Н.Путилова,Н.Д.Тамарченко,А.К.Жолковского,дихотомическуюконцепциюзаЮ.К.Щеглова,основу,Ю.В.Шатина.современныеВзявисследователирассматривают мотив в самых разных аспектах.
В статье 1983 года«Семантическая организация мифологического повествования и проблемасоздания семиотического указателя мотивов и сюжетов» Е.М.Мелетинскийпредложил структурно-семантическую модель мотива. Опираясь на идеи«ролевой грамматики» Ч.Филмора45, Е.М.Мелетинский выделил роли внутримотива и описал мотив как одноактный микросюжет. «Структура мотива, –пишет Е.М.Мелетинский, – может быть уподоблена структуре предложения(суждения).Мыпредлагаемрассматриватьмотивкакодноактныймикросюжет, основой которого является действие. Действие в мотивеявляется предикатом, от которого зависят аргументы-актанты (агенс, пациенси т. д.). От предиката зависит их число и характер». [Мелетинский:117] Какможно заметить, Мелетинский приходит к исследованию семантичностиструктуры мотива, что ведет к изучению смысловой стороны мотива,См.
об этом в: Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004 С.48-49. Так же об этомсм. в: Силантьев И.В. Дихотомическая теория мотива // Гуманитар. науки в Сибири. Сер.Филолология. Новосибирск, 1998. № 4. C. 46-54.4445Филмор Ч. Дело о падеже// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.10. М.,1981. С.369-495.30исследованию мотива в структуре сюжета.46Идеи Е.М.Мелетинского развивает С.Ю.Неклюдов, указывая, что нетолько предикат определяет структуру мотива, но и актанты определяютпредикат. Например, «тип действия может быть определен даже качествомместа, к которому оно приурочено» [Неклюдов:225].