Автореферат (1099006), страница 3
Текст из файла (страница 3)
При этом, выбор направления развития зависит не только отличностных особенностей женщины, но и от особенностей межличностныхотношений в семье. Прежде всего, это поддержка семьи, которая обеспечиваеттак называемый «буферный эффект» (Шнейдер Л.Б., 2003) иявляетсяважнейшим фактором профилактики дистресса у беременной женщины.Главная роль такой поддержки – укрепление веры в себя, в свои силы.Эмоциональная пустота, чувство одиночества и непонимание со стороныдругихчленовсемьиспособствуютусилениюстрахов,связанныхспереживанием внутрисемейной ситуации (Захарова Е.И., Булушева Е.А., 2009)и приводят к потере уверенности в том, что в случае неблагоприятного исходабеременности женщина не останется одна со своей бедой.
Таким образом,беременность вызывает не только существенные аффективно-смысловыеперестройки личности женщины, но и изменение социальных ролей. В рядеработ (Минухин С., Фишман Ч., 1998) указывается, что известие о появленииребенка означает возникновение в семье новой упорядочивающей структуры,что влечет за собой сложную реорганизацию супружеского холона (системы«муж-жена») и в ряде случаев может ставить под угрозу существование всейсистемы семьи. В то же время, в период беременности женщина обретаетвозможность принять новую социальную роль (роль матери) еще до рожденияребенка.Анализ исследований материнской идентичности позволяет заключить,что основу ее формирования составляет система «мать – пренейт».
Это12позволяет рассматривать данный вид идентичности как изначально социальноеобразование (Герасимова Н.Ю., Шнейдер Л.Б., 2003; Мухина В.С., 2003;Филипппова Г.Г., 2000; Waterman M., 1982). Материнская идентичность можетбыть осознаваема или неосознаваема, однако, новый вид идентичности, будучисформированным,важендлясамопрезентациивовзаимодействиисокружающими. Успех поддержания материнской идентичности зависит нетолько от направленности развития в период беременности, но и отспособностикэмпатии,наличияадекватноймоделиродительства,толерантности к возникающим проблемам и трудностям.Решение задачи личностного самоопределения в ходе беременностирассматриваетсявдиссертацииспозицийсубъектногоподхода(С.Л. Рубинштейн, К.А.
Абульханова-Славская). В контексте этого подходапроцесс самоопределения предполагает самостоятельный выбор направленияразвития на любом этапе зрелости, что означает значимые ценностносмысловые перестройки, пересмотр жизненной перспективы, ревизию целевойиерархии. Это предполагает наличие способности занимать авторскую позициюпо отношению к своей жизни, что в контексте нашего исследования означаетздоровое развитие личности.В четвертом параграфе анализируются факторы развития женскойличности в период беременности. При этом на основе анализа современныхисследований осуществляется систематизация физиологических, социальных ипсихологическихфакторов.Систематизацияисодержательныйанализуказанных факторов позволил выдвинуть предположение, согласно которомуженщина в период беременности испытывает влияние не самого по себе тогоили иного фактора, а своего отношения к нему.
При этом, эмоциональноеотношение женщины к своему состоянию и условиям протекания беременностизависит от направления развития личности в этот период: здорового,адаптивного и дезадаптивного.Во второй главе «Эмпирическое исследование направлений ифакторов развития женской личности в период беременности» излагаются13методические, организационные и содержательные аспекты хода и результатовпроведенного эмпирического исследования.Эмпирическое исследование состоит из трех этапов.
Цель первого этапазаключалась в выявлении характеристик здорового и адаптивного развитияличности женщины, а также общих детерминант развития в периодбеременности: таких, как способность к самоактуализации, зрелость личности,глубинные смысловые структуры личности. Цель второго этапа заключалась визучении влияния различных физиологических, социальных и психологическихфакторов на протекание здорового и адаптивного развития личности женщиныв период беременности: таких, как триместр беременности, семейноеположение женщины, наличие детей и опыта родов, материальный статуссемьи.
Цель третьего этапа заключалась в эмпирическом исследованиифеномена дезадаптивного развития в период беременности и факторов,определяющих его.Эмпирическое исследование проводилось на базе поликлиническогоотделенияклиникиакушерстваигинекологииПервогоМГМУим.И.М. Сеченова. Использован комплекс исследовательских процедур и методов.Каждая эмпирическая серия на каждом этапеначиналась с использованияклинико-психологического метода, включающегопсихологическую беседу(интервью) и наблюдение (во время беседы и вне нее).
Использовалась такжестандартная методика первичного интервью Н. Пезешкиана. В зависимости отцели этапа эмпирического исследования, эмпирической серии использованыследующие анкеты:(а) анкета из 30 вопросов для анонимного опроса женщин, перенесшихаборт (анкета разработана в филиале поликлиники № 97 г. Москвы);(б) авторская анкета для определения социального статуса беременнойженщины, материального положения ее семьи;(в) авторская анкета, включающая перечень вероятных стрессорогенныхвоздействий (составлен по результатам предварительного опроса беременных14женщин) и позволяющая женщине оценить выраженность каждого из них вопределенный триместр ее беременности;Длярешенияпоставленныхзадачвэмпирическомисследованиииспользовались следующие психодиагностические методики: Тест-опросникИ.В.
Добрякова для выявления нервно-психических нарушений у беременныхженщин,ТестличностнойидентичностиЛ.Б. Шнейдер,Самоактуализационный тест Э. Шострома, Тест смысложизненных ориентаций(СЖО) Д.А. Леонтьева, Методика измерения мотивации ведущих жизненныхценностей Е.Б. Фанталовой, Методика исследования самоотношения (МИС)С.Р. Пантелеева, Опросник для диагностики эмпатийных тенденций личностиА.
Меграбяна и Н. Эпштейна в приложении И.М. Юсупова, Методика оценкиличностной и ситуативной тревожности Г.Д. Спилбергера, адаптированнаяЮ.Л. Ханиным, Тест субъективного ощущения одиночества М. Фергюссона,Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор, Опросник «Самооценка,активность, настроение» (САН), Характерологический опросник К. Леонгарда(только шкалы «гипертимия», «циклотимия», «дистимия», «тревожность»,«эмотивность»), Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ),Опросник уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина и др.
(УСК), Опросникдля определения депрессивных состояний Зунге в адаптации Т.И. Балашовой ,Методика дифференциальных эмоций К. Изарда. В целях определенияструктуры параметров личностного самоопределения женщин исходныеданные подвергнуты факторному анализу методом главных компонент споследующим «Варимакс» - вращением. Число выделенных факторовопределялось по критерию Кайзера.
Для оценки значимости различийиспользованнепараметрическийопределениядостоверностикритерийразличийМанна-Уитни,междуудобныйнесвязнымидлявыборками.Обработка данных производилась при помощи компьютерного статистическогопакета программ (SPSS).В первой серии эмпирического исследования исходный контингент былразделен на 2 группы в соответствии с типом психологического компонента15гестационной доминанты (ТПКГД).Как показал анализ исследованийИ.А. Аршавского (1967) и И.В. Добрякова (1996, 2010), психологическийкомпонентгестационнойдоминантыпредставляетсобойсовокупностьмеханизмов психической регуляции, направленной на создание условий дляразвития будущего ребенка и обусловленной формированием материнскойидентичности.
Для выявления нервно-психических нарушений у беременныхженщин был использован тест-опросник И.В. Добрякова, который позволяетвыявить пять типов психологического компонента гестационной доминанты(ПКГД): оптимальный (О), гипогестогнозический (Г), эйфорический (Э),тревожный (Т) и депрессивный (Д). Результаты исследования показали, группуженщин, характеризующихся оптимальным типом гестационной доминанты (25человек – 50% обследованных), предположительно, можно отнести к здоровомунаправлению развития в период беременности, в то время как женщин,имеющих иные типы гестационной доминанты – к адаптивному направлениюразвития. Согласно гипотезам исследования, здоровое развитие личности впериод беременности предполагает наличие характерной структуры ценностносмысловых ориентаций, соответствующей зрелой личности; актуализациюпроцессовличностногосамоопределения,включающихпроцессысамоактуализации и самодетерминации, а также достижение высокого уровняличностной идентичности.
Эти предположения последовательно проверялись вследующих сериях эмпирического исследования.Вовторойидентичностивсериидвухисследованийгруппахизучалисьженщин:1)статусывгруппеличностнойженщин,характеризующихся оптимальным компонентом гестационной доминанты порезультатам первой серии исследования (25 женщин); 2) в группе женщин,характеризующихся иными типами гестационной доминанты по результатампервой серии (25 женщин).