Диссертация (1098699), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Для сохранения и развития партийной организации необходимо:
Первая задача – нам нужно идеологически продолжать влиять на людей, поэтому нужна газета – издание и распространение. В процессе издания и распространения газеты идет движение, она выполняет хорошую организующую роль. У нас самая большая сеть корреспондентов в Алтайском крае - 70 корреспондентов, т.е. каждый руководитель местного исполкома. Мы часто сообщаем о тех проблемах, которые еще не знают краевые СМИ.
Вторая задача – мы будем реализовывать проект по установлению более тесных связей с депутатским корпусом. У нас депутатский корпус всех уровней составляет порядка 300 человек. (сельские, районные, городские депутаты, а также главы сельсоветов) У нас есть проект депутатский клуб, мы его будем реанимировать, развивать, оказывать им помощь, встраивать их в нашу вертикаль.
Любая партийная структура живет и развивается в движении. Для этого нам нужны некие проекты краевого масштаба вокруг которых люди могли бы двигаться – у нас есть правозащитные проекты по борьбе с нарушениями, недоработками власти, вокруг этого наши местные отделения бьются. Например, Чарышское местное отделение бьется против планов по строительству мини ГЭС в районе, мы это поддерживаем информационно и юридически.
У нас активно реализовывался проект Терентьева А.В. “Справедливая Россия детям”, в его рамках построено 46 спортивных площадок, 20 одаренных детей каждый год получают именные стипендии. Вокруг этого местные отделения двигаются.
Проходит работа по замене кадров, стараемся искать активных. Честно скажу из 74 (76)
местных отделений реально боевых отделений 30 максимум, остальные в таком более менее пассивном состоянии, и как только мы находим активного перспективного человека мы его туда интегрируем. Бывает, что по тем или иным причинам покидают свой пост руководители местных отделений партии. Например, в Первомайском районе, руководитель местного отделения избрался главой сельсовета и отошел от дел местного отделения, ушел на сельсоветскую работу. И теперь местное отделение там фактически не работает. Такая же история произошла в Смоленском районе, где руководитель местного отделения так же был избран главой сельсовета, и соответственно местное отделение стало послабее. Данный процесс идет постоянно.
Есть идея создания некой информационной площадки, типа форума для того чтобы активисты могли выражать свою точку зрения, критиковать и руководство партии. На базе интернет проектов мы что-то подобное создадим.
-
Какие региональные особенности влияют на развитие партийных организаций края? (социальные, экономические, культурные, исторические и др.)
Социальной особенностью является патриархальный характер края, его сельская аграрная ментальность, которая консервативна, кланова, пассивна, патерналистски настроена. Очень часто можно услышать подобного рода заявления от людей: “Мы будем голосовать за “Единую Россию” она нам зарплату платит”, примерно такая логика, она, конечно, шокирует, но она широко распространена у жителей края. Это социальная характеристика сельского населения, которое мало образовано, малограмотно, мало получает источников информации и в целом оно достаточно лоялистски настроено по отношению к власти. Именно потому, что низкий уровень жизни населения - поддержка “Единой России” достаточно велика, удивительно, но факт.
Экономические особенности накладывают отпечаток в том плане, что все-таки собственное экономическое развитие региона довольно слабое. Бизнес инновационного типа из сектора креативной экономики слабо развит. У нас развит либо первичный сектор экономики, т.е. аграрный, либо вторичный сектор, т.е. промышленный, третичный, четвертичный секторы развиты слабо. А первичный и вторичный они все административно зависимы, поэтому нет экономической базы для партийного строительства, очень мало людей, которые имеют успешный бизнес независимо от административного ресурса, потому что большая часть бизнесов они так или иначе жестко зависят от власти. Сельское хозяйство жестко от власти зависит, у нас оппозиционных фермеров почти нет, те которые были, их задушили. Строительство очень жестко завязано на выдачу земельных участков, у нас строителей оппозиционеров нет вообще. Директора заводов зависимы, т.к. большинство заводов принадлежит федералам, и оттуда, т.е. от олигархов идет жесткая установка поддерживать “Единую Россию”. Классический пример: одно из крупнейших предприятий края “Алтайкокс”, которым владеет НЛМК – дают политическую установку, то же касается АВЗ (Новоалтайск, филиал в Рубцовске). Другая особенность в том, что в крае достаточно сильно представлен Новосибирский, Кузбасский бизнес (участвует в политической работе именно в интересах партии власти, очень ярко это выразилось в Рубцовске, где предприятие выставило кандидатов в депутаты и участвовало в выборах, то же самое происходило в Новоалтайске). Новосибирцы стараются быть отстраненными от этих моментов, то же самое касается Санкт-Петербургского и Московского бизнеса.
У нас регион не очень политизированный и многие люди бояться заниматься политикой возможно по такой культурной и исторической причине: Алтай довольно таки сильно пострадал от репрессий, коллективизации. Жива еще память о раскулачивании, преследованиях, потому что Алтайский край был в значительной степени кулацкий регион, поэтому советская власть прошлась по нему катком. Плюс здесь много немцев, они были репрессированы, у них генетически сидит страх конфликтовать с властью. Не случайно у нас очень много немцев во власти, а в оппозиции их практически нет. Край
видел, что было с людьми, которые шли на конфликт с властью и это в генах сидит. Косвенно на нас влияет близость азиатских стран, мы находимся на цивилизационном стыке. Мы видим близость Казахстана, где выстроена фактически однопартийная система, авторитарный режим и вообщем то мы видим, что на бытовом уровне люди достаточно позитивно оценивают ситуацию в Казахстане. Они видят, что там нет политической борьбы, оппозиции, зато Казахстан развивается, есть интересные проекты все вроде бы хорошо, поэтому это также влияет на ситуацию.
Отчасти начинают, исходя из близости Казахстана и других зарубежных стран, поднимать голову националистически ориентированные силы, т.к. постепенно поток мигрантов из стран Средней Азии начинает увеличиваться. В тоже время есть проблема связи с соотечественниками, в Казахстане русское население все равно чувствует себя изолированным. Поэтому можно на Алтае спрогнозировать рост националистически ориентированных партий и движений.
-
Способствуют ли политические партии развитию демократии в Алтайском крае? В чём это выражается?
Да, безусловно. Мы все понимаем, что живем в авторитарном обществе, но есть Конституция, есть многопартийная система. И власть при всем том, что она де-факто всеми мерами способствует удушению остальных партий и развитию только одной партии должна делать хорошую мину, и на публику должна хотя бы играть роль того что все партии равны и нет предпочтений. А роль имеет свойство прилипать к человеку, поэтому приходится такие ритуалы соблюдать. Например, огромную роль в ликвидации издержек вертикали власти играют партии в следующем моменте: у нас в крае произошла практически полная отмена выборности глав районов и городов, соответственно назначенные сити-менеджеры оказываются абсолютно далеки от интересов населения и глухи к просьбам населения, потому что для этих людей важно, чтобы начальство их одобряло. И мы выработали очень интересную тактику работы с муниципалитетами – мы
начинаем предавать огласке, поднимаем шумиху по тем или иным вопиющим фактам. Шумиха страшна только потому, что об этом узнают краевые власти, и из края идет гневный окрик и соответственно местные власти отыгрывают назад по каким-то моментам.
-
Какие существуют проблемы развития демократии в регионе?
Главная проблема, что ее нет и нет понимания у власти, что она нужна.
-
Как отразились на развитии партийной системы Алтайского края последние изменения законодательства РФ? (введение смешанной, пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне; уменьшение до 500 человек минимально необходимой численности для создания политической партии; введение прямых выборов губернаторов.)
Мы это сильно пока не увидели. На выборах в Барнауле участвовало 8 партий, на местах и того меньше. Часть из них спойлеры, просто отрабатывают на размывании электората. Например, наша партия с этим столкнулась: от нас 1,5% ушло к “Зеленым” и 1,5% к “Патриотам России”. С другой стороны, интерес повышается, появляются новые игроки, такие как РПР-Парнас, кстати, тоже наш электорат в какой степени туда ушел. Сложнее сейчас будет бороться за избирателей, партиям придется что-то придумывать, выдумывать, делать интересные ходы для того чтобы противостоять этим изменениям. Потому что у “Единой России” есть электоральное ядро административно-приводное, а остальным партиям в условиях предельно низкой явки остается бороться за остатки электората.
Самая страшная и негативная новация – это Единый день голосования, который
похоронит всю партийно-политическую систему, а в дальнейшем возможно страну. В этот день можно добиться минимальной явки электората, меньше будет только на 1 января. Второе воскресенье сентября — это картошка, дача, уборочная, шашлыки, природа, бархатный сезон на море. Людей нет ни в городах, ни на селе, голосовать будут только “карусельщики” и бюджетники. Партийная система представлять будет картину такую: при явке в 10% “Единая Россия” будет набирать 50-70%, КПРФ-15% пенсионеры всегда придут, а все остальные партии будут биться за оставшиеся 15-20%. Это новация убивает явку, подрывает легитимность власти.
Смешанную систему оцениваю позитивно: там, где это прижилось, но у нас в районах ушли от смешанной системы. На смешанной системе остались только города – Барнаул, Бийск, Рубцовск, Камень-на-Оби, Заринск. В районных советах везде 18-19 депутатов. Смешанная система — это правильный ход, только если бы не оставили эту лазейку по уменьшению численности депутатских советов.
Одномандатников выигрывать практически невозможно, мы последний раз выиграли одномандатников полгода назад в Бийске, избрано 3 человека.
По поводу уменьшения до 500 человек минимально необходимой численности для создания политической партии: рад, что ряд политических деятелей, идей могут теперь реализоваться, в партии поучаствовать. С другой стороны, значительная часть из них это откровенно спойлерские проекты, а в условиях низкой явки это еще больший удар по партиям, реально работающим в поле.
Нет введения прямых выборов губернаторов, это такая же фикция, теперь их будут выбирать депутаты муниципальных образований. Прошедшие 14 октября 2012 г. губернаторские выборы показали, что сейчас реально оппозиционным партиям играть в русскую рулетку под названием губернаторские выборы строго противопоказано в этих условиях. Собрать подписи может быть мы сможем, но дальше начинается борьба со всей этой административной машиной. Власти научились эффективно работать в период выборной кампании – мотивация чиновников простая – не будете работать, будете
уволены и люди работают за свои рабочие места. Биться против этой машины, когда они безнаказанны, в УИК нагло переписывают протоколы, фальсификация. А на губернаторских выборах будет такое – ввязаться в губернаторскую гонку это потерять региональное отделение, в том плане что под пресс попадут все, члены партии и так далее, потому что чиновники, чтобы выслужиться пойдут на беспрецедентные меры.
Расшифровка экспертного опроса
Суворова Евгения Геннадьевича, И.о. руководителя Регионального исполнительного комитета Алтайского регионального отделения Партии “Единая Россия”.
-
и 2)Какие проблемы существуют в партийном строительстве Алтайского края?
Какие пути решения данных проблем Вы предлагаете?
По сути проблем нет, острых каких-то проблем. Потому что проблемы существуют когда? Когда нет взаимопонимания между, допустим местной властью и властью региональной. К примеру, глава района или глава администрации занимают оппозиционную позицию или является представителем другой партии. У нас таких проблем в принципе нет. Проблемы только организационного характера, потому что у нас в этом году прошли большие муниципальные выборы, избиралось более 6 тыс. мандатов как районного, так и сельского уровня, само собой это накладывает определенный отпечаток на расстановку сил. Пришли новые люди, с кем-то уже выстроены отношения в определенном формате, с кем-то этот процесс находятся в состоянии согласования, но это не потому что с кем-то нет взаимопонимания или кто-то не хочет работать, а просто в силу того, что любой процесс требует какого то периода наладки. Процесс партийного строительства в регионе
мы строим во взаимодействии с депутатами фракции, потому что у нас на выборах в декабре 2011 года 100% депутатов по одномандатным округам были избраны в Алтайское краевое Законодательное Собрание. Они все вошли во фракцию, подавляющее большинство из них является членами или сторонниками партии, поэтому в данном процессе мы можем опираться на них. И сейчас, когда у нас проходит отчетно-выборные конференции, то мы по кандидатурам секретарей местных отделений опираемся на действующих депутатов фракции, которые работают в округах, знают проблемы изнутри. Мы пытаемся добиться консолидации, чтобы у нас краевой депутат, секретарь местного отделения, руководитель местного исполкома и глава администрации, глава района действовали в едином формате. Конечно, не везде это удается, но, тем не менее, в большинстве районов такое взаимодействие может быть не в полной мере, но частично мы выстраиваем.
-
)Какие категории населения относятся к активу Вашей партийной организации?
В данном случае нельзя делить население по категориям, потому что ведь в партию приходят люди не по принадлежности к тому или иному социальному уровню или по профессиональной принадлежности, а приходят по внутреннему убеждению, поэтому актив партии он разнится очень сильно. Например, если мы берем завод, у нас в активе может быть и начальник цеха или мастер или даже рабочий и директор завода, просто уровень решения вопросов у каждого разный, но актив он как раз и состоит из людей абсолютно разного материального и социального положения. Но если человек работает, если он приносит пользу, то он находится внутри партии. И последние выборы в Барнаульскую городскую Думу это показали, потому что у нас 100% прошли кандидаты по одномандатным округам и среди этих кандидатов есть учителя, врачи, директора предприятий, представители ТСЖ, ТОС, т.е. люди которые работают и общаются непосредственно с населением. А если мы возьмем полностью весь рейтинг кандидатов, то у нас он разнится очень сильно от представителей рабочих профессий до представителей бизнеса. Все категории граждан у нас в активе представлены, и работают консолидировано. Какую-то категорию выделять неправильно, мы не можем расставлять акценты и говорить, что врачи работают более активно, или учителя или рабочие у нас работают более активно и наоборот.
-
)Какие мероприятия Вы проводите или планируете провести для активизации партийного строительства в регионе?
Партийное строительство это, прежде всего формирование партийного актива и слияние партийного актива и власти на местах. Т.е. чем больше партии во власти, тем больше влияния и больше возможностей для реализации направлений партия имеет. Поэтому у нас основные мероприятия, которые прошли это выборы, это основные мероприятия которые влияют на расстановку сил и процесс партийного строительства. Сейчас идет консолидация усилий на уровне региона и на уровне района, здесь мы опираемся на депутатский корпус. Сейчас проходят мероприятия когда депутаты краевого уровня активно работая в районах, привлекают депутатов из фракций “Единая Россия” на местах, из районных советов, сельских советов, чтобы у нас местный политсовет активно работал при участии депутата краевого уровня, чтобы те проблемы, которые возникают он бы транслировал в район именно с позиции края, и видение развития этих проблем именно с позиции края передавал на места и помогал организовать.
В 2012 г. у нас почти во всех муниципалитетах состоялись выборы, они повлекли обновление депутатского корпуса, в каждом муниципалитете созданы фракции партии “Единая Россия”.