Диссертация (1098658), страница 69
Текст из файла (страница 69)
Густо стоял увядший репейник25 – жёсткий и прочный.– Он, наверно, там, в бункере26, – прошептал Димка уже без прежней уверенности.– Где?– Нуп, так называется…Продрались24 сквозь заросли. Димка показал гнилую27 деревянную крышку люка. Видимо, входв погреб. Заметно было, что крышку недавно поднимали. Михаил поднял её опять, отбросил.Пахнуло земляным воздухом, холодной гнилью27. Фонарикп у Михаила всегда был при себе.Михаил посветил в квадратную черноту.– Антошкап… Мартюшов…Никто не ответил, конечно, а Димка за спиной робко сказал:– Спускаться надо… Там закоулки15 всякие28.Михаил и сам понимал, что надо спускаться. А лестницы не было… Нет, была! Фонариквысветил её внизу.
Хлипкая29, косо30 сбитая из брусьев лесенкап валялась на полу. Может, кто-тоубрал её нарочно? Чтобы отрезать путь погоне?Михаил взял в зубы кольцо фонарика, спустил в люк ноги, потом повис на руках. Прыгнул.Охнул от боли в спине. Протянул вверх ладони, сказал Димке «давай», принял его на руки.Посветил вокруг. В длинном «бункере»26 были заметны следы обитанияп: стол из бочки идосок, драная31 тахта32, полуразобранный мопед… На столе как-то насмешливоп выделялась средиубогости33 изящная стеклянная пепельница с раздавленным окурком34.Дальний угол отгорожен был развалившимся шкафом и грудой фанерных ящиков35. Кто-то елеслышно трепыхнулся20 в этом укрытии.– Мартышонок, – негромко позвал Михаил.
– Вылазь давай, хватит ужп… Нуп?Существо за ящиками будто умерло. Тихо чертыхаясь36 и постанывая (спина болела всёсильнее), Михаил отшвырнул пару ящиков, перелез через остальные.Мартышонок скорчился37 в земляном углу, закрылся локтем от света фонарика.– Тошкап… Нуп ты чегоп, глупый? – сказал Михаил, давя в себе жалость и раздражение. –Ладно, вставай. Пошли…Мартышонок, не открывая лица, вдруг заколотил твердыми каблуками по гнилым29половицам38.– Не пойду! Гнидап! Мент39п паршивый! Уходи, гадинап!– А ну встаньп! – рявкнул Михаил. – Иди сюда!– Сам иди вп… – и маленький Мартышонок увесисто40 выдал Михаилу, куда тот должен идти. –Не подходи, убью! Кусать буду!!– Ну-ка, подержип… – Михаил отдал фонарик испуганно дышавшему Димке. Шагнул к Тошкеп,поднял его за шиворот41. Мартышонок пискнул42, обвис, как тряпичная кукла.
Михаил расстегнулна нём куртку, задрал43 на животе длинный свитер, рывком выдернул из петель44 Тошкинремешокп. Отодвинул Мартышонка к стене.– Расстегни штаны45.Рожица46п Мартышонка собралась в горсть47 и будто совсем исчезла, остались только дваблестящих испуганных глаза и чёрный округлившийся рот. И, не закрывая рта, одним горловымдыханием, Тошкап сипло41 сказал:– Не надо… Я больше не буду. – Он съёжился37, держась за живот. – Дядя Миша, не надо… Небуду…– Михаил Юрьевич, не надо, – плачуще сказал Димка.Ненавидя себя, и всю свою жизнь, и этого скорченного37 Мартышонка, и давясь от жалости кнему, и презирая себя за все, что происходит, Михаил выговорил:– Дур-рак.
Что ты не будешь? Бегать не будешь? Это ужп точно… Расстёгивай и срезайпуговицып… Он отыскал в кармане и бросил Мартышонку складной ножик48. – Ну!п Живо!49Потом он взял у Димки фонарик и светил Мартышонку, пока тот суетливо отпиливал тупымлезвием48 пуговкип на брючной застёжке. И, когда дело было сделано, угрюмо19 произнёс:– Теперь бегай. В расстёгнутых портках45 далеко не удерёшь50… Да пуговицы-топ положи вкарман, пришьёшь потом, чучело51п…Мартышонок то ли посапывал42, то ли всхлипывал41 тихонько. Михаилу было тошно.«Пуговичный» способ он использовал первый раз. Раньше ругался и спорил, когда слышал о такихслучаях от других эвакуаторов52.
А ему говорили, что поживёшь, молп, поработаешь, иромантические твои пёрышки пообмакиваются в грязь и полиняют53п. Романтических пёрышекникогда у Михаила не было, знал, на что идёт, с самого начала. И умел с пацанами17 как-то ладить,даже с самыми отпетыми54. А сегодня – вотп…(2)На почтамте Михаил наменял пятнадчиковк и пошёл в будку междугородного телефона.Хотьп здесь повезло: очереди нет и автомат исправный56.
Михаил набрал среднекамскийк номер.– Это НИИхим57? Будьте добры Варвару Сергеевну…Он представил, как мать – маленькая, быстрая, седая, в куцем58 своём халатике – спешит ктелефону в закутке59 лаборатории. «Мишап, это ты? Ты откуда? Как ты себя чувствуешь?»«Это я… Я паршиво60 себя чувствую, мама… Да нетп, при чём тутп спина. Пусть бы она горелаадским пламенем, каждый позвонок! Только бы знать, что делать. Как им всем помочь – иМартышонку, и Вовкеп Сапогову, которого я на той неделе рыдающего сдал в спецшколук, иВолчкуп, которого отвез туда же (и он не плакал, весело гримасничал61, а глаза были, как у собакис камнем на шее).
Как уберечь от волчьей жестокости парнишку с беспомощно-дерзким взглядом,который заступился за малышей? Как вытравить62 эту жестокость из тех четверых и ещё из тысячтаких же?.. Мамочкап, что могу сделать я, эвакуатор детского приёмника-распределителяк,замотанный63 командировками, оглушенный сотнями историй о раздавленных ребячьих судьбах?..Я понимаю, что ты вне себя от64 тревоги за меня. Помню, как ты однажды сказала: «Хорошо, чтотебе не дают пистолета…» Нет, мама, не бойся, я не лейтенант Головачёвп… Но скажи, откуда это55пползучее гадство65, это сиротство при живых матерях, эти серые чиновничьи рожип, это «зачем оннам нужен»?..»– Что? Сейчас подойдёт? Спасибо, подожду, конечно…«Мама ты считаешь, что я сам виноват? Не надо было соваться66 в эту работу?..
Я знаю, ты досих пор думаешь, что это во мне детство взыграло, этакая67 горько-романтическая идея: мститьвсякой нечисти68 за брата… Всё было гораздо сложнее. Я спасал Остров. Потерять его – значитпотерять себя, тут и пистолета не надо…»– Мама? Да, я… Всё в порядке, мама. Простоп застрял здесь до завтра. Из-за бумаг. Ты жепзнаешь этих волокитчиков69… Ну чтоп спина, спина, как у юного мустанга… У отца была? На тойнеделе выпишут? Ну вотп, а ты боялась!..
Нет, не в гостинице. Наверно, я к АлександруЯковлевичуп напрошусь70, где-нибудь приткнёт71 на раскладушке… Господи, нуп к Ревскому жеп.Развеп ты его не помнишь?.. Целый год уже здесь, зам. главного режиссера на студии. Передам,конечно… Ма-ап, письма нет? Ну, это само собой72, это от пацанов17… От Юрки? Отлично. Ап…Да ничего я специально не ждуп, мам… Да ничего я не вбил в голову73… Что? Я жеп говорю,здоров, как лошадь.
Нуп, правда жеп, мама…I(1)ничего не скажешь – разг. конструкция не + глаг. СВ употр. для выражениямодального значения ‘невозможность’; то же, что невозможно сказать подругому. Знаете ли вы зн. выражений легко сказать, как сказать, не скажи?2раскисший – разг., прич. от глаг. раскиснуть – перен. стать вялым, апатичным,бездейственным3шинель – теплое пальто для военнослужащих (см. рис.)4раззява, шляпа, салага – разг., пренебр. о неопытном человеке, который частоошибается, делает что-л.
неумело, неуклюже5размякнуть – разг., перен. стать расслабленным, мягким, добрым6сигать / сигануть – прост. делать /сделать быстрый прыжок в сторону,убежать7как назло – разг., употр. для выражения несоответствия чего-л. ожиданиямговорящего (син. как специально). Какие эмоции может испытыватьговорящий, используя данное выражение?8выручать / выручить – помогать / помочь выйти из тяжелого положения, из трудностей.
Как выпонимаете различие в зн. и употр. глаг. поручать / поручить, выручать / выручить, вручать/ вручить, заручаться / заручиться, обручаться / обручиться?9машинально – непроизвольно, автоматически10попереть (со службы) – разг. груб. выгнать, уволить11бурый – один из оттенков коричневого цвета (красно-коричневый, сероватый, черный соттенком коричневого, темно-красный и др.). С какими сущ. как правило употр. данное прил.?12рапорт – официальный доклад, сообщение о выполнении задания или взятых на себяобязательств (обычно на службе в милиции, армии и т.д.)13и тэ дэ (и т.д.) – разг. и так далее.
Знаете ли вы, что обозначают сокращения и т.п., и др.?14не ваше цыплячье дело – разг., груб. это вас не касается, это не имеет отношения к вам, невмешивайтесь в чужие дела, не мешайте Знаете ли вы зн. выражений совать нос не в своедело?15подворотня, закоулок – как правило, плохо освещённое, тесное, грязное место, проход междузданиями.