Диссертация (1098579), страница 7
Текст из файла (страница 7)
В противоборстве противоположностей победа одной немедленно порождает новое противостояние: так, знания человечества о самом себе и обо всем мире, постоянно расширяясь и углубляясь, расширяют границы непознанного, что, в свою очередь, развивает любознательность и стимулирует познание.
Жизнь человека есть процесс деятельной борьбы с постоянно возникающими препятствиями. Эти препятствия предстают перед нами как жизненные ситуации, которые одновременно шанс и вызов. Они вынуждают нас сделать выбор, став на сторону того, что люди вообще считают разумным, добрым, прекрасным, или же служить злу и бессмыслице жизни. Каждый, несомненно, испытал, как сложно иногда сделать этот выбор даже в мелочах, а что тогда говорить о важных решениях, определяющих главные направления движения жизни. И тогда закрадывается мысль, нельзя ли обойтись без борьбы, и возникает желание убежать от жизненных проблем, желание спокойствия "мудрого пескаря".
Хитрый разум наш позже оправдает все, что мы «наконструировали», ссылаясь на обстоятельства, случайности, трудности или злую волю окружающих. Как же трудно признать, что в итоге мы получаем именно то, чего, возможно, подспудно хотели и к чему неосознанно стремились. Но стоит вспомнить, как на одной ступени к цели мы хотели быть в стороне от схватки, на другой - расслабились, не позволили себе определенных духовный усилий, еще на одной -воспользовались услугами «золотой рыбки», поленившись приложить собственные силы, то становится ясно, кто автор всевластной судьбы.
«Пока живет человек, будут существовать добро и зло, насилие и ненасилие, речь идет о том, какие приоритеты он будет выбирать. Выбор в качестве приоритета ненасилия означает ориентацию на созидание, а не на разрушение, на жизнеутверждение, а не на уничтожение. В каждый конкретный момент жизни, в каждой конкретной ситуации, учитывая тот факт, что не бывает насилия и не насилия как таковых - они проявляются лишь в своем конкретном воплощении, человек, сделавший приоритетом ненасилие, осуществляет сложный выбор такого действия, которое несет в себе наименьший заряд принуждения. Как отмечается во многих современных философских и психологических учениях, только в этом случае он приобретает подлинную свободу и становится субъектом ответственности и ответ держит прежде всего перед собой, своей совестью» [237, С.216].
Жизненные приоритеты, избираемые человеком, определяют направленность его миропонимания, поведения, стиля деятельности. Важно осознать и осмыслить спектр выбора, предоставляемый человеку, поскольку именно «предпочтения личности делают её автором собственной жизни» [251, С.357] являются основой для оценки жизни, её типизации другими людьми.
Психологическая модель образа жизни рассматривает личностные ощущения, переживания и восприятие человека как основу типизации и дает целую палитру вариантов жизни: жизнь - выживание, жизнь как предисловие, жизнь как творчество, жизнь как достижение, жизнь как сон, жизнь по правилам, жизнь как трата времени, жизнь против жизни, жизнь - служение [77].
Однако, если в качестве основания взять самоё деятельность, то получаем другую классификацию, в основе которой будет активность человека. Под активностью понимают характерные для личности способы соединения ею внешних и внутренних тенденций жизни с целью превращения их в движущие силы своей жизни. К.А. Абульханова, анализируя образ жизни с данной точки зрения, предлагает следующую классификацию [5]:
-
Внешние и внутренние тенденции жизни совпадают, поддерживая друг друга - гармоничный тип жизни.
-
Внешние и внутренние тенденции жизни разобщены -дисгармоничный, конфликтный тип жизни.
-
При организации собственной жизни человек опирается на внешние социально-психологические тенденции, т.е. на окружающих людей, используя социальные ситуации, нивелирование собственных возможностей и устремлений - общественный тип, тип добровольного и старательного «винтика» общества.
-
При организации собственной жизни человек опирается на внутренние возможности, расчет на собственные силы в жизни -самостоятельный тип жизни.
-
Личность оптимальным способом соединяет даже противоречивые внешние и внутренние обстоятельства и тенденции собственной жизни - органичный тип жизни.
VI. Личность постоянно решает противоречия между внешними и
внутренними обстоятельствами и тенденциями собственной жизни, порой искусственно их провоцируя, - проблемный тип жизни.
Философы, психологи (А.Адлер, Г.Айзенк, Э.Кречмер, Ле Сунна и Хейманс, Г.Олпорт, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, У.Шелдон, Э.Шостром, К.Г. Юнг), обобщая в своих исследованиях различные образы жизни человека, предлагали свою собственную типологию, поскольку у каждого был собственный ракурс рассмотрения данной проблемы [96].
Не менее разнообразной предстает перед нами жизнь, если мы обратимся к таким источникам культуры, как искусство, мифология. Постигая мир не умом, а сердцем, не логикой, а душой, античный человек создавал богов, придавая им черты живых людей. Афина, Афродита, Апполон, Деметра, Гера и др. - каждый из них - воплощение какой-то идеи, для каждого определена сфера деятельности и ценностные предпочтения. Подобная палитра различных типов образа жизни представлена во многих русских пословицах, где жизнь предстает перед нами как приспособление, потребление, созидание, разрушение.
Все художественные образы - это символы того или другого образа жизни. При анализе литературных произведений различают нравственный и безнравственный, гармоничный и противоречивый, насыщенный и обедненный, альтруистический и эгоистический образы жизни. Важно, что при смене вещно-предметного обставления жизни в силу развития цивилизации меняются лишь виды деятельности, а духовная наполненность (либо отсутствие её) остается неизменной. Это позволяет педагогу показывать типичные образы жизни, характерные для человека всех времен и народов.
Проиллюстрируем это утверждение, используя художественные произведения, на примере образа жизни «делового человека». Древняя Греция. Прототип нынешнего бизнесмена воплощен в образе Гермеса, который благодаря своей ловкости и хитрости вел торговлю с помощью плутовства и воровства. Середина ХІХ века. Воплощением того же образа жизни, где ради получения дохода торг идет «мертвыми душами», становится Чичиков Н.В. Гоголя, а в ХХ веке уже у М. Булгакова находим тот же, хотя и осовремененный образ:
"Дальше же карьера Чичикова приняла головокружительный характер. Уму не постижимо, что он вытворял. Основал трест для выделки железа из деревянных опилок и тоже ссуду получил. Вошел пайщиком в огромный кооператив и всю Москву накормил колбасой из дохлого мяса. Помещица Коробочка, услышав, что теперь в Москве "все разрешено", пожелала недвижимость приобрести; он вошел в компанию с Замухрышкиным и Утешительным и продал ей Манеж, что против Университета. Взял подряд на электрификацию города, от которого в три года никуда не доскачешь, и, войдя в контакт с бывшим городничим, разметал какой-то забор, поставил вехи, чтобы было похоже на планировку, а насчет денег, отпущенных на электрификацию, сказал что их у него отняли банды капитана Копейкина. Словом, произвел чудеса.
И по Москве вскоре загудел слух, что Чичиков - трильонщик» [36, С.145].
Символические образы жизни проходят через времена и границы. Несмотря на смену имен, обретение западного лоска образ «дельца» легко узнаваем и здесь:
"Андермат был совсем еще молодой человек, но крупный делец. Дела он вел всякого рода и во всем проявлял поразительную ловкость, сообразительность и верность суждений... На дочери маркиза де Равенеля он женился по расчету, чтобы найти в высшем свете, для него недоступном, поддержку своим спекуляциям. Гонтран не раз говорил: "Когда я иду рядом со своим зятем, я слышу, как в голове его звякают золотые монеты, точно в Монте-Карло: так вот и кажется - бросают их, подбирают, рассыпают, сгребают, выигрывают, проигрывают!" [157, С.38-39].
Достаточно ясно прослеживается во всех данных примерах единое ценностное основание жизни, ведущий вид деятельности и объединяющий все приведенные варианты смысл жизни.
Три слагаемых образа жизни - смысловое, аксиологическое и деятельностное - в особом сочетании и взаимной связи образуют разные типы образа жизни. Если избрать жестокость, насилие основной ценностью, а основным видом деятельности - разрушение, уничтожение и мщение, то смыслом жизни становится постоянная война с источником страданий ... самой жизнью. Перед нами налицо типичный образ жизни «разрушителя». Ежели представить себе, что основная ценность, избранная человеком, - «красота», «добро», «истина», деятельность - созидание красоты, совершение добра и поиск истины, а смысл - реализация своих способностей к созиданию (homo faber), то возникает иной тип жизни -жизнь созидателя. Весьма типичен для окружающей нас действительности образ «прожигателя», когда в качестве ценностей выступают средства жизни, потребление средств - в качестве деятельности, а смыслом жизни является «поиск наслаждений». Когда основной ценностью избираются квазиценности, например «деньги», основным видом деятельности -«добывание, накопление денег», а смысл заключается в «богатстве» и «владении миром», то ясно прослеживается образ жизни «накопителя». Можно выделить и такой тип, как «карьерист- приспособленец»: у него отсутствуют собственные, четко выраженные ценности как проявление маргинальной позиции («Нам не должно сметь свое суждение иметь»), вся деятельность пропитана конформизмом с единственной целью иметь успех, а смысл заключен в «достижении спокойствия».
Рождается некая типология согласно логике, основанной на представленной нами содержательной структуре образа жизни. Говоря о формировании образа жизни, мы имеем в виду то, что педагог может содействовать процессу рождения и осознанному становлению этого образа, неуклонно, последовательно предоставляя ребенку в каждый момент взаимодействия материал для восприятия жизни в ее существенных обобщенных характеристиках - типах образа жизни.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что крайне "чистые" типы образов жизни, т.е. те, где четко вырисованы его ценностные, деятельностные элементы, являются идеальными и редко присутствуют в реальности. Жизнь каждого среднего человека мозаична. Она предполагает выбор оттенков и акцентов, выражаемых в разнообразии ценностных предпочтений и конкретных областей деятельности, которые претерпевают изменения в течение жизни. Человек сам в зависимости от конкретных обстоятельств и собственных устремлений определяет смысл собственной жизни, от которого напрямую зависит выбор того или иного типа образа жизни, а ведущие жизненные ценности и деятельность, согласуясь или не согласуясь со смыслом жизни и между собой, рождают личностный вариант жизни (рис. 2).
Как всего из семи нот состоит великое множество музыкальных произведений, так свободно избираемое личностью сочетание трёх слагаемых образа жизни рождает вариант симфонии нашего единственного и неповторимого бытия. Однако, как неважна для определения сути раскраска и отдельные дизайнерские новшества в конструкции того или иного средства передвижения для определения того, самолет, тепловоз или автомобиль перед нами, так и варианты жизни через выделение в них личностно значимых приоритетов образа жизни формируют человеческую личность, "типизируют" её. Человек превращается в представителя "жизненного личностного типа". "Типичный представитель" - не выдумка советских литературоведов, а реальность. Индивид "входит" в жизнь, включается в тот или иной тип жизни со своими способностями, темпераментом, интересами и, несмотря на индивидуальные акценты и оттенки, "выходит" типизированной личностью. Однако, «входя» в жизнь, каждый волен избирать свой вариант пути» [77, C. 12]. При этом чем большую разнообразную палитру вариантов жизни личность имеет в своем психологическом арсенале, чем произвольнее она владеет умениями воплощения в реальность образа концепции собственной жизни, тем выше устойчивость индивидуальности в постоянно меняющихся жизненных
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОС ТНОГО ВАРИАНТА ЖИЗНИ

ситуациях. Педагог не имеет права навязывать какой-то определенный образ жизни своему ученику. Но что он должен сделать, так это обязательно помочь ему в становлении достойного, нравственно ориентированного образа жизни.