Диссертация (1098502), страница 29
Текст из файла (страница 29)
немецкому депутату от либеральной партии, предложение правительства, они насильно вырвали листы бумаги и перья у стенографистов, бросали на пол все, что лежало на столах. Немецкие депутаты и консервативные дворяне вынуждены были защищать верховного маршала от нападений. См.: Galandauer J. Op. сit. S. 69.
490 Zápis o schůzi poslanců 15. března 1893 // NA. Fond Český klub 1872-1917. Fond 641. Karton 1. Obal 11.
Таким образом, Партия консервативного велькостатка, зависимая от позиции Вены, больше не могла рассматриваться старочехами в качестве союзника.
На волне разлада старочехов и консервативного велькостатка младочехи обратились к Чешскому клубу в сейме с предложением объединить усилия в борьбе за реформирование судопроизводства. Однако старочехи ответили отказом, так как не хотели «поддерживать младочешский терроризм» 491. В среде старочехов вновь начались дискуссии о сложении
мандатов, которые на этот раз поддержал и Ян Гаррах492. Их итогом стал
отказ Маттуша от мандата493. Таким образом, старочехи, хотя и боялись потерять поддержку правительства и ориентировались на союз с дворянством, понимали, что политика Вены не отвечает интересам партии и чешского народа. Даже лидер Национальной партии Ф. Л. Ригер был вынужден признать, что правительство делает все для того, чтобы вынудить старочехов уйти в оппозицию494.
Национальная партия выступала против радикализма младочехов. Такая
стратегия изолировала их как в рейхсрате, так и сейме, не позволяла решить ни один из пунктов «чешского вопроса» и настраивала правительство против чехов. Кроме обструкции младочехов в сейме, летом 1893 года активизировалась борьба социал-демократов за всеобщее избирательное право. В это время растет число антиправительственных акций радикальных младочехов, прогрессистов, членов и сторонников так называемой Омладины495. Вновь собираются таборы под лозунгами борьбы за чешскую государственность. В Праге распространялись листовки с антиправительственными и антидинастическими лозунгами. День рождения императора, 17 августа, был омрачен демонстрациями радикалов и
«революционными акциями». Все это привело к тому, что в сентябре в Праге
491 Mattuš K. Op. cit. S. 150.
492 Zápis o poradě sboru důvěrniků klubu poslanců strany národní 8. září. 1893 // NA. Fond Český klub 1872-1917. Fond 641. Karton 8. Obal 26.
493 Mattuš K. Op. cit. S. 151.
494 Rieger F. L. Op. cit. S. 505.
495 Подробнее об этом радикальном движении см.: Pernes J. Spiklenci proti Jeho Veličenstvu. Historie tzv. spiknutí Omladiny v Čechach. Brno, 2002.
было введено чрезвычайное положение, которое продлилось два года и было отменено лишь правительством графа Бадени. Голосование в рейхсрате по этому поводу еще раз показало, что Национальная партия свободомыслящих была в жесткой изоляции и не приобрела какой-либо поддержки. Только 73 депутата голосовали против введения чрезвычайного положения, а 185 парламентариев высказались «за», в том числе и консервативное дворянство. Это окончательно подтвердило его полную политическую зависимость от центра496.
Об этом свидетельствует и политическая записка наместника Богемии
Туна, поданная им министру-президенту, под названием «Положение партий в земском сейме» 497. В ней он указывает на плачевное положение Национальной партии. По его наблюдениям, она находилась во внутреннем разладе и не могла противостоять политическому нажиму партии младочехов. Старочехи потеряли свое лидерство, и было «достаточно одного дуновения ветра» для их полного крушения. Говоря о Партии консервативного велькостатка, он отмечал, что на тот момент она сохраняла свое идеологическое единство и поддерживала правительство. Однако граф высказал опасение о возможном ее расколе, поскольку агитация младочехов сильно действовала на недворянские элементы в партии.
Прогноз Туна оправдался. Небольшая группа – 12 человек во главе с бароном Адольфом Францем Леонгарди (1856-1908)498 создала так называемое «содружество национальных крупных землевладельцев» 499. Эта организация заявила, что не согласна с действиями консервативного велькостатка, который полностью отошел от государственно-исторической и национальной программы. Последовал призыв встать «бок о бок в борьбе за королевство и народ» с другими чешскими партиями500. В своих действиях
496 Srb A. Politické dějiny národa českého od r. 1861 … S. 889-891.
497 Anschrift eines eigenhändigen Berichtes des Statthalters Franz Graf Thun an den Minister des Inneren über die Parteiverhältnisse in Landtag, 1893 // Státní oblastní archiv Litoměřice, pobočka Děčin: Fond Rodinný archiv Thun- Hohensteinů (далее - RAT ). Fond 45. Soubor XXIII. Karton C1/1. Obal. 205.
498 Адольф Леонгарди был старостой города Индржихув Градец, депутатом рейхсрата.
499 Чеш. - Sdružení národních velkostatkařů.
500 Tobolka Z. Op. cit. S. 42.
новая группировка поддерживала младочехов, в которых видела истинных борцов за права чешского народа. Таким образом, кризис консервативного крыла чешской политики достиг своей кульминации – произошел разрыв между старочехами и историческим дворянством, началось размежевание в рядах Партии консервативного велькостатка501. Для чешской политики в целом это принесло большой урон, так как правительство в своих действиях все более ориентировалось на позицию немецких либералов.
При этом власти не хотели ни под каким предлогом вступать в переговоры с младочехами, хотя, например, Тун считал это необходимым. Это было связано с личными амбициями наместника, который мечтал занять место «дряхлеющего» Тааффе и провести иную комбинацию в рейхсрате502. С ним соглашался и Маттуш, подчеркивая, что следует прежде создать условия для исчезновения радикализма в Национальной партии свободомыслящих. Правительство, наместник Тун уже явно не надеялись на воскрешение старочехов. Надежды возлагались на усиление умеренного крыла в Национальной партии свободомыслящих503.
Возможность сближения консервативного дворянства и младочехов в
австрийском парламенте сводилась на нет бурными выступлениями радикального крыла младочехов с антидинастическими речами. Перспектива сотрудничества с немецкими либералами также устраивала не весь консервативный велькостатек. Так, в обстановке политической неразберихи Карел IV Шварценберг сложил свой депутатский мандат504. Этот шаг одного из лидеров чешского дворянства вызвал большой резонанс. Тем более, что Шварценберг относился к новому поколению чешских политиков и многие возлагали на него большие надежды. В 1893 году он отмечал, что никакое соглашение с младочехами не исправит ситуацию, если «быстро и энергично
501 Zápis o poradě sboru důvěrniků klubu poslanců strany národní 3. července. 1893 // NA. Fond Český klub 1872- 1917. Fond 641. Karton 8. Obal 26.
502 Mattuš K. Op. cit. S. 148.
503 Paměti a listář dra Aloise Pražáka … S. 426.
504 Zápis o poradě sboru důvěrniků klubu poslanců strany národní 3. července. 1893 // NA. Fond Český klub 1872- 1917. Fond 641. Karton 8. Obal 26.
не выдавить демократический сброд из газеты «Народни листы» 505. Он даже приходил к мысли о том, что скорее бы «отдал предпочтение абсолютистскому режиму в Чехии и Вене, который мог бы устранить беспорядок, царящий в австрийской политике» 506.
Конечно, консервативное дворянство не могло не признавать той силы, которая стоит за младочехами. Граф Тун подчеркивал в своих донесениях, что единственная активная партия в чешском сейме, проводившая последовательную политику изобличения консервативных сил – это партия младочехов507. При этом граф отмечал, что в партии сосуществуют два крыла
– правое и левое, причем к правому крылу все более склоняются старочехи.
Чрезвычайное положение в Праге помешало попытке старочехов активизировать работу партии и собрать ее съезд в 1893 году. Кроме того, старочехи приняли решение не участвовать в дополнительных выборах в рейхсрат508. При этом подготовка к съезду шла довольно активно, особенно в разработке программы партии509.
Одновременно с событиями в чешском сейме, страсти накалялись в рейхсрате. Ответом на взрыв радикализма стал проект избирательной реформы, который был оглашен графом Тааффе 10 октября 1893 года510. Он предполагал введение в городской и сельской курии австрийского парламента всеобщего избирательного права. Такая мера увеличила бы число избирателей, изменила бы состав рейхсрата и таким образом помогла бы Вене лучше лавировать между политическими силами и сформировать правительственное большинство. Проект взбудоражил всю политическую общественность Австрии. Против него активнее всего выступило
505 Цит. по: Glassheim E. Op. cit. S. 41.
506 Ibidem.
507 Anschrift eines eigenhändigen Berichtes des Statthalters Franz Graf Thun an den Minister des Inneren über die Parteiverhältnisse in Landtag // RAT. Fond 45. Soubor XXIII. Karton C1/1. Obal. 205.
508 В октябре в письменной форме были опрошены представители партии старочехов на местах. Большинство высказалось против участия в избирательной кампании, так как радикализм младочехов был
еще силен. См.: Mattuš K. Op. cit. S. 153.
509 Осенью 1893 года Ригер в письме Маттушу писал о том, какие пункты программы должны быть обдуманы тщательнее всего. Он выделяет аграрный, социальный, избирательный вопросы, а также проблемы государственного исторического права и реформы конституции. См.: Rieger F.L. Op. cit. S. 512- 513.
510 Srb A. Politické dějiny národa českého od r. 1861 … S. 889-891.
консервативное дворянство и наместник Чехии граф Тун, который видел в предлагавшемся варианте реформы начало разрушения всей политической системы Австро-Венгрии511. Он даже высказывал мысль о своей отставке в случае принятия поправок к избирательному законодательству512.
Несмотря на свою лояльность к монархии и властям, дворянство не могло закрывать глаза на явный отход правительства от прежнего курса. Чешское историческое дворянство понимало, что это лишь первый шаг к введению полного всеобщего и равного избирательного права, при котором дворянство потеряло бы все свои преимущества, которые имело от функционирования сложной избирательной системы Австрии.
Такого же мнения придерживались члены Национальной партии. Чешский клуб в сейме начал дискуссию о предложении правительства. Старочехи выступили против такой реформы, восприняв ее «с ужасом» 513. Ригер считал, что чешская «нация покоится на средних классах», а избирательная реформа приведет к господству рабочих, которых не заботят национальные интересы. По мнению старочехов, сама идея всеобщего и равного избирательного права была не совместима с чешской государственной программой и могла нанести ей непоправимый ущерб514. Пражак предостерегал Ригера от активного противостояния реформе, так как это могло поставить старочехов в невыгодное положение в глазах правительства и монарха515. Младочехи также отвергали данное предложение, но по иным причинам. Для них этот закон не отвечал идее всеобщего, прямого и тайного избирательного права516.
Позиция австрийского правительства сплотила те силы, которые Тааффе упорно хотел склонить на свою сторону. В Вене против данного проекта выступил блок немецких либералов, поляков и клуб Гогенварта, сделавших
511 Galandauer J. Op. сit. S. 77.
512 Ibidem.
513 Všeobecné stejné či všeobecné poměrné volební právo. Časová úvaha. Praha, 1894 // ANM. Оsobní fond F. L. Riegra. Fond. 303. Karton. 111. Obal. 3.
514 Zápis o poradě sboru důvěrniků klubu poslanců strany národní 23. prosince. 1893 // NA. Fond Český klub 1872- 1917. Fond 641. Karton 8. Obal 26.
515 Rieger F.L. Op. cit. S. 515.
516 Tobolka Z. Op. cit. S. 22.