США и нацистская германия - от Мюнхена до Перл-Харбора2 (1098493), страница 36
Текст из файла (страница 36)
На следующий день Муни уже был внемецкой столице. Рихтер и Лохнер объяснили ему суть поступившегопредложения. Обсудив с ними эту инициативу, Муни связался с хорошознакомым ему советником Г. Геринга по экономическим вопросам Г. Вольтатом ипредложил свое посредничество в проведении переговоров о мире. Вольтатвыразил одобрение намерениям Муни и занялся организацией его встречи срейхсмаршалом.18 октября, в преддверие назначенной на следующий день встречи сГерингом, Муни провел беседу с Вольтатом.
Во время разговора Вольтат, какпоказалось американскому бизнесмену, выразил ряд завуалированных намеков:“У меня создалось отчетливое впечатление, что в случае необходимости немцыготовы изменить состав своего высшего руководящего аппарата и сделать так,чтобы Гитлер был перемещен на некую почетную, но не определяющуюдолжность” 516 .19 октября 1939 г. состоялась встреча Дж. Муни и Г. Геринга, в ролипереводчика на которой выступил Вольтат.
Геринг предложил Муни статьнеформальным посредником, которому следует отправиться в Лондон иопределить, существует ли почва для возможных англо-германских переговоровоб окончании войны 517 . При этом рейхсмаршал подчеркнул, что “если мы сможемдоговориться с британцами, то прекратим иметь дело с японцами и русскими ужена следующий день”. Муни согласился выяснить условия, на которых британцыготовы прекратить войну и предложить им секретную встречу представителейправительствдвухстраннанейтральнойтерриториидляпроведения“конфиденциальных переговоров, предваряющих мирное соглашение”. При этомГеринг выразил готовность лично представлять Германию, если британцысогласятся на такие переговоры. Муни счел, что данная фраза рейхсмаршала 515Ibid. P.
262-263.Turner H.A. General Motors and the Nazis. New Haven, 2005. P. 109-110.517Billstein R. Working for the Enemy: Ford, General Motors and Forced Labor in Germany during the Second WorldWar. N.Y., 2000. P. 40-42.516161подтверждает выраженную Вольтатом накануне мысль, что Гитлер можетлишиться главенствующего положения в рейхе в случае прекращения войны.Поверенный в делах США в Германии А. Кирк, в общих чертах знакомый ссодержанием миссии Муни, отнесся к ней положительно и оповестил послаСоединенных Штатов в Париже У.
Буллита о грядущем прибытии Муни встолицу Франции, откуда он должен был переместиться в Лондон 518 .На следующий день Муни отправился в Париж, чтобы оповестить Буллита освоей миссии и через него проинформировать американскую администрацию. Ихвстреча состоялась 23 октября.Сообщая в госдепартамент о ее содержании, Буллит отметил, что принялМуни обходительно, но выразил обеспокоенность тем, что его авантюрноевмешательство может повредить отношениям США с Британией и Францией.Наряду с этим, Буллит привел ряд мыслей, которые были, по словам Муни,выражены Герингом во время их беседы. Так, рейхсмаршал, якобы, не верил, чтовермахт сможет сломить сопротивление французской армии, а также нерассчитывал на долговременные отношения с СССР, считая, что лучше бытьзаодно с Англией и Францией.Исходя из слов Муни, Буллит также упомянул, что Геринг не исключалучастия Франции в переговорах о прекращении войны.
Муни, в свою очередь,попросил Буллита побудить французское правительство принять предложениеГеринга, а также проинформировать посла США в Лондоне Дж. Кеннеди, чтобыон совершил аналогичное действие в отношении британского правительства.Буллит резюмировал, что он не имеет на это права и может лишь уведомитьфранцузское правительство о словах Геринга, а Кеннеди – о том, что Мунинаправляется в Лондон 519 .Полученная от Буллита информация весьма встревожила государственныйдепартамент. Ф. Керр, британский посол в США, сообщил в Форин Оффис, что“государственный департамент призывает нас остерегаться находящегося сейчас 518519Lochner L.
Op. cit. P. 265.FRUS. 1939. Volume 1. P. 519-520.162в Европе вице-президента “Дженерал Моторс” мистера Джеймса Муни,полностью контролируемого немцами и распространяющего сказку о разрывеГитлера и Геринга” 520 .МунинаправилсявЛондон,намереваясьпередатьбританскомуправительству предложение Геринга. В британской столице его встретилпредупрежденный Буллитом Кеннеди.
Посол США, пессимистично смотревшийна шансы Британии выстоять в случае немецкой атаки, заинтересовалсяинформацией о том, что Геринг выразил надежду на возможность прекращениявойны.26 октября состоялась встреча Муни с советником министра иностранныхдел Великобритании лорда Галифакса Робертом Ванситтартом. В отчете овстрече, направленном Галифаксу, Р.
Ванситтарт отметил: “Я не думаю, что Муниявляется безумцем; более похоже, что его сознание просто подчинено немцам”.Через некоторое время Муни был принят самим Галифаксом; министриностранных дел заявил, что Британия в настоящее время не может бытьвовлечена в какие бы то ни было мирные переговоры с Германией и добавил, чтони у него самого, ни у премьер-министра Н. Чемберлена “после предыдущихразочарований” нет никакого доверия к Гитлеру и Риббентропу и что любые шагив данном направлении могут быть расценены как “второй Мюнхен” 521 .Тем не менее, Галифакс не видел препятствий к возвращению вицепрезидента “Дженерал Моторс” в Берлин и сказал, что вскоре Р. Ванситтартпредоставит Муни сформулированный ответ британской стороны.Перед отбытием в столицу Германии Муни посетил Форин Оффис, гдеР.
Ванситтарт обозначил ему позицию Великобритании. Она заключалась в том,что Лондон отказывается вести какие бы то ни было переговоры с Берлином, покатам к власти не придет “правительство, внушающее доверие”. Из этого Мунизаключил, что британцы готовы идти на контакт с нацистским режимом, если, - 520521Цит. по: Turner H.A. Op. cit.
P. 111.Ibid.163как ему казалось после бесед с Вольтатом и Герингом - Гитлер может бытьсмещен 522 .12 ноября Муни возвратился в Берлин, где намеревался встретиться сГ. Вольтатом. Как выяснилось, Вольтат отсутствовал в столице Германии, а отвстречи непосредственно с Герингом без предварительной беседы с ВольтатомМуни воздержался. В итоге Муни лишь спустя месяц удалось встретиться с ним вМадриде, однако Вольтат негативно расценил британский ответ и заявил, чтоизменения в руководстве нацистского правительства невозможны. Муни не сталвстречаться с Герингом и в середине декабря отправился в США 523 .Такимобразом,деятельностьМуни,несмотрянапервоначальныенеожиданные заявления высокопоставленных нацистских чиновников, также каки в случае с У.Р. Дэвисом, не привела, да и не могла привести к конкретномурезультату.
Преследуя цели по введению в заблуждение британских ифранцузских политиков и используя для этого услужливость представителейамериканского крупного бизнеса, Берлин вел свою игру, составными частямикоторой являлись блеф и обман.***Характеризуя американо-германские отношения в сентябре-декабре 1939 г.,следует отметить, что они носили достаточно логичный характер. СоединенныеШтаты, ориентировавшиеся на поддержку европейских демократий, изменили вих пользу закон о нейтралитете, позволив тем самым на основании принципа“кэш-энд-кэрри” приобретать и вывозить вооружение.
Эта мера представляласобой акт, недвусмысленно направленный против Третьего рейха. Она сталаподтверждениемпринциповзадекларированныхФ.противостоянияРузвельтомвагрессивнымдержавам,посланииКонгрессу4 января 1939 г.При этом в вопросе об отношении к действиям нацистской Германии встране продолжали господствовать изоляционистские убеждения: согласно 522523Ibid. P.
112.Ibid. P. 114; Lochner L. Op. cit. P. 267.164статистическим данным, 96 % граждан США отвергали даже теоретическуювозможность войны с Третьим рейхом и отправки американских войск вЕвропу 524 .Германия,всвоюочередь,быласконцентрировананарешенииконтинентальных задач и “фактор США” на данном этапе играл второстепеннуюроль в ее внешней политике. Риторика нацистских руководителей о возможностиустановления мира в Европе, тем более при посредничестве неофициальныхамериканских представителей, не имела под собой серьезных фактическихоснований.Берлин тщательно следил за процессами, происходившими в Вашингтоне.Вниманиеуделялоськакпротивостояниюизоляционистовсинтернационалистами, так и стремлению Белого дома консолидировать позициюгосударств Западного полушария в связи с началом европейской войны.Нацистское руководство обладало достаточно полной информацией о целях инамерениях американской администрации.В то же время, администрация США проявляла заинтересованностьотносительно того, какими будут дальнейшие действия Германии в Старом свете,сколь продолжительной будет “странная война” и что будут представлять собойвозможные пути развития ситуации.
Этот интерес порождал многочисленныевопросы, поиск ответов на которые имел серьезное значение для определениявнешнеполитическогокурсастраны. Егоследствиемсталаофициальнаяевропейская миссия заместителя государственного секретаря С. Уэллеса,состоявшаяся в начале 1940 г. 524The Gallup Poll. Public Opinion, 1935-1971. Volume 1: 1935-1948. N.Y., 1972.
P. 193.165§2. “Миссия С. Уэллеса” и американо-германские отношения(февраль – март 1940 г.)3 января 1940 г. президент США Ф. Рузвельт выступил с ежегоднымпосланием к Конгрессу. Произнося речь, глава Белого дома отметил: “Во времяпредыдущих подобных выступлений я неоднократно предостерегал, что, нравитсянам это или нет, американцы в своей повседневной жизни ощутят воздействиесобытий, происходящих на других континентах. Теперь это не просто теория, этофакты вчерашнего и сегодняшнего дня”.