Диссертация (1024668), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Новейшие99Багров Н.М. Социальное эхо реформ //Образование и молодежнаяполитика в современной России. СПб.: СПбГУП, 2002. С. 34.100Волкович В. Международные исследования в области демографии изащиты семьи. Могилев, 2006. 128 с.165подходы к этой проблематике четко проанализированы в работе В.С. Лисинаи К.Э. Яновского.101Очевиден общий вывод, который делают современные исследователинародонаселения планеты: на первый план и для всего человечества и длякаждой страны мира выходит не рост общего количества населения, а егокачество.
Современных исследователей социальных процессов в демографииинтересуют не только половозрастные характеристики, естественныйприрост и убыль населения, соотношение рождаемости и смертности, но ицелый ряд других, преимущественно социокультурных процессов: состояниездоровья и образ жизни, уровень образования и квалификации, общийуровень жизни и формы жизнедеятельности, миграционные процессы имногие другие показатели, которые входят в интегративный показатель,разработанныйсовременнымиисследователями–индексразвитиячеловеческого потенциала (ИРЧП).102Другими словами, во всем мире, хотя и неравномерно по странам,регионам и континентам, но происходит увеличение государственных,общественных и семейных экономических затрат на развитие каждогочеловека, начиная с самого раннего детства.
Это становится приоритетнымнаправлением развития мировой экономики. Исследователи подчеркивают,что на первый план для объективной характеристики современного обществавыходят не величина дохода всего общества, его ВВП, совокупный капитал,материально-технические показатели, а характер распределения результатовэкономического роста в интересах развития всего народа, что предполагает впервую очередь, проявление заботы о самых незащищенных и уязвимыхгруппах населения – детях и стариках.101ЛисинВ.С.,ЯновскийК.Э.Институциональныеограничениясовременного экономического роста.
М.: Дело, 2011. гл. 11–12. 640 с.102Кузнецов В.Н. Геокультурная энциклопедия. М.: Книга и бизнес, 2009.С. 212.166Известный французский исследователь П. Бурдьё в своей работе«Социальноепространствоисимволическаявласть»103,анализируяпроблематику современного человека, показывает, что процесс становлениясовременного человека – актора или агента действия – может бытьрассмотрен как итоговая сумма формирования его четырех основныхкапиталов.Во-первых, это экономический капитал каждого человека, то есть егоресурсы, деньги, товары. Во-вторых, это культурный капитал каждогоиндивидуума, он включает не только уровень образования человека, но иавторитетность его дипломов и аттестатов.
В-третьих, каждому из насприсущ и определенный социальный капитал, потому что каждый человеквключен в определенную социальную сетку, принадлежит какому-то классу,социальной группе, имеет определенные властные и жизненные шансы. Помнению П. Бурдьё, именно социальный капитал является атрибутивнымпризнаком человека, основой всех существующих социальных отношений иструктур современного общества. Наконец, для характеристики каждогочеловека необходимо рассматривать и его символический капитал, основукоторого составляют престиж и репутация человека, его личный авторитет ипопулярность в обществе.Рассмотрим эти позиции применительно к российским детям, которыеосуществляют процесс первичной социализации в стране, находящейся вусловиях системного кризиса, вызванного радикальной трансформациейвсего общества, всех сфер социальной практики, когда все традиционныесоциальные институты первичной социализации – семья, система народногообразования и даже среда социального окружения, то есть первичныеколлективы, в которых происходит процесс овладения социальными ролями103Бурдьё П.
Социальное пространство и символическая власть. // Бурдье П.Начала. Closes dites: Пер. с фр. Шматко Н.А. М.: Socio-Logos, 1994. Часть 3.С. 181-207.167и достижимыми статусами, а вместе с тем и самостановление личностикаждого ребенка, его самоидентификация, – находятся в неустойчивом итранзитивном состоянии.За последнее десятилетие в России существенно сократилось общеечисло детей, сейчас их в стране – 27,6 млн.
Это на 10 млн меньшепредыдущих периодов, имеется в виду начало перестройки, уже послераспада СССР и становления Российской Федерации. Вместе с тем, за эти жегоды, по сравнению с предыдущими периодами, существенно выросло числодетей – социальных сирот (их в стране сейчас не менее 720 тыс. по даннымкомиссии Государственной Думы), а также удручает высокая численностьдетей-инвалидов.
Их насчитывается свыше 650 тыс., что составляет не менее1,8% от общей численности детей в стране.В современных социокультурных обстоятельствах России, по мнениюученых, у большинства населения существенно угасают, а порой иполностью пропадают, казалось бы, «общечеловеческая» потребность иинтерес к детям, о чем свидетельствуют современные эмпирическиеисследования (даже у самых благополучных групп населения очевидностремление отложить рождение детей на «потом», по достиженииопределенногоэкономико-материальногоиобязательногокарьерногоуровня), не менее неутешительные данные приносит общегосударственнаястатистика, сообщающая о браках/разводах, абортах/рождениях, возрастерожениц, их семейном положении.
Эти цифры дают очень интересныйматериалпроисходятдлясоциологическогосовременныеанализапроцессыобстоятельств,воспроизводствавкоторыхподрастающихпоколений россиян.Исследователи отмечали, что большая часть населения, в первуюочередь, его самая молодая и активная часть, в полной мере почувствоваланаличие существенных деприваций, коренным образом влияющих не только168на образ жизни, но и на все жизненные планы и стратегии россиян, на ихсобственный, неотчуждаемый человеческий капитал.Экономический капитал каждого современного российского ребенка(если следовать терминологии П. Бурьё) весьма незначителен хотя быпотому, что институт частной собственности в стране складывался не изтрадиционного наследственного капитала, в основе которого лежала жизнь идеятельность как минимум 2–3 поколений, а за счет процессов приватизацииэкономических богатств страны, в первую очередь, монополизацииприродныхваучеризацииресурсовипоследующейстраны.Врезультатедостаточноэтихпроцессовизбирательнойвозниклаифункционирует сравнительно небольшая группа магнатов-миллиардеров, аподавляющее большинство россиян не являются владельцами каких бы то нибыло значимых ресурсов, товаров или финансовых капиталов.
Все прогнозыи социальные ожидания относительно роста среднего класса российскогообщества, который должен был стать основой нового строя, все еще неподтвердились на практике, за исключением постоянно растущей группычиновников разного ранга, от наиболее значимых для страны – федеральныхдо наиболее значимых для населения – местных и муниципальных.Рождение ребенка в современной России определяется федеральнымии местными законами, согласно которым родители единовременно получаютопределенную законом сумму денежного вознаграждения, а затем ипостоянную (в течение определенного срока) социальную помощь. Особоследует подчеркнуть значение современного, определяемого федеральнымзаконом «Материнского капитала», который, по мысли создателей этогозакона, может лечь или в основу первоначального взноса будущей ипотекиребенка (что весьма сомнительно при существующей инфляции и бесконечновозрастающих ценахна жилье) или быть основанием для оплаты егобудущего высшего образования, что также не менее проблематично.169В этом смысле материнский капитал только за второго ребенка (безвсех возможных последующих детей) является определенным символом,подчеркивающим,чтосовременномуроссийскомугосударствунебезразличен каждый второй новорожденный россиянин, особенно, если онне единственный, а рожден в семье уже имеющей первенца.Второй ребенок, по мнению исследователей-практиков, чаще всегобудет ребенком в религиозно настроенной семье (независимо от конфессииродителей) или, что также достаточно очевидно, это будут дети в социальнонеблагополучных семьях, родители таких детей ухитряются паразитироватьдаже на детских пособиях.Вторым по значимости капиталом П.
Бурдьё считает культурныйкапитал, его составляют, во-первых, образованность самого человека, ееширота и глубина, а, во-вторых, что особенно важно в современномтранзитивномобществе,это–авторитетимеющихсяучеловекаразнообразных дипломов, аттестатов и других аналогичных сертификаций,удостоверяющих именно степень образованности человека. Эта же проблемав свое время заинтересовала и представителей критически настроеннойгруппы философов школ постмодерна, которые, анализируя существованиелюдейвсовременномзападномобществе,обществепотребления,подчеркивали, что в мире потребления человека интересуют не сами вещи,предметы или процессы, а их определенные символы или симулякры, спомощью которых человек демонстрирует свою принадлежность к обществупотребления.